Файл: Формирование тнк как результат процесса интернационализации фирмы.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первоначально самой крупной отраслевой группой ТНК были компании добывающие сырье. Нефтяной кризис 1973г. привел к резкому росту роли нефтяных ТНК, в 1980-е, с ослаблением «нефтяного голода», их
влияние уменьшилось, наибольшее значение приобрели автомобилестроительные и электротехнические ТНК. По мере развития НТР, на передний план стали вырываться фирмы из высокотехнологической сферы услуг – такие как американская корпорация «Майкрософт»,монополист в производстве программного обеспечения, электронная торговая компания «Wal-Mart Stores Inc.».9
Состав ТНК становится с течением времени все более интернациональным по их происхождению. По данным журнала «Fortune», эволюция шла от абсолютного преобладания американских фирм в 1950-е к доминированию западноевропейских фирм с 1980-х. Эта тенденция заметна и по составу всех ТНК: в 1970гг. более половины ТНК планеты были из двух стран, Америки и Великобритании; сейчас из всех ТНК на Америку, Японию, Германию и Швейцарию вместе взятые приходится лишь примерно половина. Растет число и значение ТНК из развивающихся стран (особенно – из азиатских «драконов», таких как Тайвань, Южная Корея, КНР). Ожидается, что в ближайшие годы будет продолжаться увеличение среди ТНК доли фирм из новых индустриальных стран третьего мира и из стран с переходной экономикой.10
Вывод по главе 1: ТНК составляет около 60 тыс. основных компаний по всему миру. С помощью ТНК осуществляется больше половины внешнеторгового мирового оборота. Транснациональная компания имеет большую манёвренность в использовании льгот, освобождает либо уменьшает налоги и пошлины. ТНК способна контролировать финансовые мировые рынки, налоговые системы и методы государственного регулирования.
Транснациональная корпорация – действует на территории многих стран, в форме зарубежных филиалов, либо дочерних предприятий, зарегистрированное, как предпринимательское объединение в одной из стран.
Развитие ТНК проходило в несколько этапов. На первом этапе, в начале ХХв. ТНК вносило свои инвестиционные средства в иностранные государства, у которых сырьевые отрасли экономически слаборазвиты. Вложения эти были не особо выгодны тогда, так как сказывалось отсутствие в зарубежных странах квалифицированного персонала и присутствие слоборазвитых технологий. Второй этап, начинающийся с середины ХХв., развития ТНК был ориентирован на местную экономику и местные рынки. С 1960-х гг. происходит значительный рост ТНК, появляются национальные фирмы крупных маштабов. В настоящее время, современный этап развития ТНК – берущий своё начало с конца ХХ в. Создаются сети глобального маштаба реализации и производства. Производство всё больше занимает лидирующие позиции, и реализовывает готовую продукцию в тех местах, где выше на неё спрос – главным образом, в развитых странах.
По истечению времени, состав ТНК становится всё более интернациональным. Если на первых этапах происхождения ТНК доминировали западноевропейские фирмы – в основном Америке и Великобритании, то в настоящее время число ТНК выросло за счёт других развитых стран, и на Америку, Германию, Японию, Швейцарию, Великобританию приходится лишь половина всех ТНК.
Глава 2 Современные тенденции развития ТНК
2.1. Влияние процесса интернационализации на формирование ТНК
В различных отраслях производства можно заметить как изменился уровень монополизации ТНК. Становятся всё более востребованны высококвалифицированные кадры. В связи с установлением на мировых товарных рынках господствующего положения, у ТНК образовалась высокая степень интернационализации. Решающую роль здесь сыграло важное положение на мировам рынке монополий – гигантов. Занимают они главенствующее положение ни только в производственном экспорте, но и коммерческом. Так же они находятся и в торговле лицензиями и патентами, в осуществлении подрядных работ, предоставлении технических услуг. В их руках находится основная часть передового опыта и научно – технических достижений.11
В первую очередь, в развитии всех отраслей заинтересован монополистический капитал, – отраслей с низкими издержками, с высокой производительностью труда, с высоким уровнем организации и управления производством, техническое оснащение производства, именно в такие отрасли вливаются ежедневно в интернациональном маштабе крупные капиталовложения. Всё это ведёт к ещё большему обострению отношений, образуются противоречия как между самими гигантами, так и немонополизированным сектором.12 Это способствует раскрытию развитий монополистических отношений в современных условиях, что позволяет более полно раскрыть сущность ТНК, подчинении своим интересам мелкого и среднего немонополизированного производства, и стремления их к господству в мировой системе хозяйства.
Главная особенность ТНК в современных условиях состоит в том, что они учитывают возможность потребности рынка, формируют спрос на продукты до начала их производства.
Монополистические отношения в рамках мирового рынка выступают не только как сфера проявления сущности ТНК, но и как результат ее функционирования и развития. Поскольку реализация монопольной сверхприбыли становится возможной лишь при сознательном ограничении размеров производства как по сравнению с существующим общественным спросом на данную продукцию, так и с уже
созданными производственными возможностями, рамки, создаваемые монополистическим регулированием, становятся необходимым условием существования самих монополистических отношений.13
ТНК в развивающихся странах
Транснациональные корпорации получают преимущества и вследствие извлечения выгоды из разницы в экономическом положении стран приложения своего капитала. Располагая филиалами и дочерними компаниями в других странах, ТНК получают возможность:
-
получать преимущества, сосредоточивая те или иные производства в странах с дешевым сырьем и низкими ставками заработной платы; -
планировать и получать прибыли в различных странах в зависимости от уровня налогообложения на доходы; -
приспосабливать свои производственные и сбытовые схемы применительно к специфическим условиям национальных рынков разных стран; -
осуществлять политику бухгалтерского учета операций дочерних компаний и филиалов, выгодную центральной компании.
Оказывающее влияние транснациональных корпораций на экономику отдельных государств очень весомое. Касается это в большей степени развивающихся государств. ТНК переносит туда энергоёмкие, материалоёмкие, трудоёмкие производства, а так же производства экологически опасные.14
Известно, что в развивающихся странах действуют:
Дочерние компании и филиалы ТНК, которые уделяют активное внимание сырьевым ресурсам развивающихся стран, путём добычи и обработки сырья. Известно, что многие страны провели национализацию активов ТНК в сырьевых отраслях, но промышленные компании большого маштаба продолжают сохранять лидирующие позиции в мировом производстве и сбыте топливно – сырьевых ресурсов. По некоторым представленным данным, 70% мирового экспорта нефти и каучука контролирует 15 ТНК, выше 90% железной руды и древесины, больше 80% олова, бокситов и меди.
Дочерние компании и филиалы ТНК, нацелены на развитие импортозамещающего производства в развивающихся странах. Своё развитие им дала стратегия индустриализации экономики, которая значительно увеличила производство машин и оборудования.15
Филиалы ТНК, нацеленные на развитие экспортоориентированного производства. Учитывая низкие цены на местное сырье и небольшие размеры заработной платы, международные фирмы создают в развивающихся государствах предприятия, которые производят продукцию, предназначенную на экспорт в страны своего базирования или в другие государства.
ТНК, обладающие дочерними компаниями и филиалами в странах Центральной Америки, Карибского бассейна и Мексики, слабо связаны с внутренними рынками этих стран, мало используют местное сырье и полуфабрикаты, подавляющая часть их продукции вывозится за рубеж. Для Бразилии, Южной Кореи и некоторых других стран характерна прямо противоположная ситуация, поскольку здесь предприятия ТНК довольно тесно интегрированы в местную экономику. В этом случае принимающие страны извлекают большие выгоды от деятельности иностранного капитала как в плане развития производительных сил, так и модернизации социально-экономических структур.16
В настоящее время ТНК контролирует до 40% всего промышленного производства, это почти половина их внешней торговли развивающихся государств. У крупнейших ТНК, в следствии высокой степени интернационализации стало установление ими господства на ведущих торговых рынках.
В современных рыночных условиях различные фирмы конкурируют между собой за клиентуру, но только некоторые из них можно назвать успешными. В основе успеха любой фирмы лежит определённая стратегия. Стратегия – потенциально мощный инструмент, позволяющий противостоять меняющимся условиям в любой сфере деятельности. Это серьёзный элемент, как способ управления фирмой.
Стратегия интернационализации определяет пути развития на внешних рынках. Основывается она на экономической стратегии. Своё предназначение интернационализация компании находит при расширении фирмы.17
В действительности ТНК нередко навязывали развивающимся государствам не отвечающую их интересам отраслевую структуру производства, расточительно эксплуатировали их природные ресурсы, загрязняли окружающую среду, а также перекачивали в страны базирования значительную часть прибыли.
В связи с вышесказанным, ООН было принято решение о необходимости разработки универсального кодекса поведения ТНК, регламентирующего их деятельность, что свидетельствует о том, что процессы транснацианализации производства и капитала как часть экономической глобализации нуждаются в корректировке и наблюдению извне, поскольку не обладают встроенным механизмом контроля.18
Как показывает практика, отсутствие или ослабление контроля со стороны принимающего государства за деятельностью ТНК приводит к негативным для этой страны последствиям. Это происходит, когда увеличение иностранного сектора осуществляется за счет поглощения местных компаний, мобилизации капитала из местных источников. Одной из острых проблем развивающихся стран выступает отток капитала, перевод прибылей в промышленно развитые страны, что значительно сужает базу национального накопления, следовательно, и общественного воспроизводства.
Несмотря на общую тенденцию к большему соответствию политики ТНК нуждам развивающихся стран, влияние ТНК на технологический прогресс в этих странах неоднозначно. Даже в промышленно развитых странах передача технологий довольно ограничена за исключением производства электроники, полупроводников и телекоммуникационного оборудования. Передача новых технологий отмечается в некоторых случаях развивающимися странами и связана с электроникой и телекоммуникациями. В этих отраслях ТНК передают новые технологии компаниям, находящимся в их полной собственности. Внутренний спрос развивающихся стран на продукцию электроники в значительной степени удовлетворяется через дочерние компании ТНК. Исключение составляют некоторые страны Восточной Азии, Бразилия и Индия, где производство этих изделий значительно выросло на местных предприятиях. Основная часть инвестирования ТНК в электронику развивающихся стран осуществляется в сборку и производство компонентов на «оффшорных» предприятиях. Хотя организация подобных сборочных предприятий не предусматривает значительных передач технологий, постепенно производство наукоемкой продукции не только бытового, но и производственного назначения расширяется.19
Воздействие ТНК на социально-экономические структуры развивающихся стран в немалой степени зависит от способности последних, определяемой общим уровнем развития, изыскивать эффективные формы и методы использования ТНК в своих национальных интересах.20
2.2. Формирование интернационализации компаний в современных условиях. Интернационализация фирмы: научно-технические аспект
В условиях рыночной экономики многие фирмы конкурируют за получение возможности удовлетворить потребности и нужды клиентов, но обычно только некоторые из них будут процветающими. Несомненно, все предприятия нуждаются в наличии ясного осознания причин своего существования, основной цели и задач на конкурентном поле и путей их достижения. Одной из фундаментальных составляющих конкурентоспособной позиции производителя является экономическая стратегия фирмы. Стратегия – сложный и потенциально мощный инструмент, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся условиям, но его внедрение и использование сопряжено с большими затратами, поэтому стратегия заслуживает самого серьезного внимания как способ управления.