Файл: Формирование тнк как результат процесса интернационализации фирмы.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Говоря о роли капиталовложений из ЕС для российской хозяйственной модернизации, необходимо учитывать, что в зависимости от отрасли существуют принципиально разные возможности воздействия ПИИ на экономику отдельных регионов. Так, максимальной географической диверсификацией обладает электроэнергетика. В этой связи привлечение за последние пять лет существенных инвестиций европейских ТНК в модернизацию тепловых электростанций лишь восьми российских регионов успех явно ограниченный. Ведь в ходе реформы российской электроэнергетики инвесторы из ЕС установили контроль только над двумя ОГК из 7 – германский E.On над «ОГК-4», итальянский Enel над «ОГК-5» и одной ТГК из 14 – финский Fortum над «ТГК-10», владея также 25,7% акций в «ТГК-1». Другое дело, что совокупный размер ПИИ трех энергетических ТНК составляет несколько миллиардов долларов.44
При этом капиталовложения нацелены не просто на строительство новых мощностей, но и на введение в строй более эффективных установок, в основном парогазовых, североамериканского и западноевропейского производства с самым высоким КПД, а также монтаж оборудования, заметно снижающего негативное воздействие электростанций на окружающую среду.
Показательно сравнение «Э.ОН Россия» и остающейся под российским контролем фирмы «ОГК-1». У обеих компаний установленная мощность тепловых электростанций составляет порядка 10 тыс. МВт. Однако если германский инвестор за 2008-2014 гг. вложит 97 млрд руб. в развитие 4 из 5 принадлежащих ему ГРЭС, нарастив их мощность на 2,5 тыс. МВт, то «ОГК-1» за тот же период при наличии в ее составе 6 ГРЭС ввела в эксплуатацию лишь один новый блок на Каширской ГРЭС мощностью 300 МВт. Справедливости ради надо заметить, что крупнейшая в отрасли компания «ОГК-2» после объединения с «ОГК-6», также подконтрольная российскому капиталу, запланировала на 2011-2016 гг. инвестиции, превосходящие капиталовложения E.On в России в 1,7 раза, однако и установленные мощности «ОГК 2» уже превышают 18 тыс. МВт.45
В отличие от электроэнергетики автомобилестроение развивается в кластерах, хотя и может быть рассредоточено по значительному числу российских регионов. На данный момент европейские ТНК присутствуют лишь в нескольких центрах автомобилестроения, уступая в активности американским и азиатским производителям. До сих пор не ясно, по какому сценарию будет развиваться российская автомобильная индустрия. Французский Renault не оставляет попыток реанимировать «АвтоВАЗ», на который завязаны многие десятки заводов-смежников по всей России, а сконцентрированным в Калуге заводам европейских ТНК вполне по силам оказаться лидерами по локализации производства комплектующих для собираемых в России иномарок. В случае успеха этих компаний региональные эффекты для модернизации окажутся намного мощнее, чем в случае размещения отверточной сборки производителей из
ЕС в большом количестве российских регионов, от Калининграда и Таганрога до Дальнего Востока.46
Наконец, есть отрасли с большим потенциалом для модернизации российской экономики, которые в силу необходимости учета при их локализации довольно жестких факторов размещения производства особо не могут содействовать географической диверсификации инновационных центров в стране. Хорошей иллюстрацией служит фармацевтическая промышленность. В Россию пришло несколько инвесторов из Евросоюза, которые в основном скупают существующие предприятия, а заводы «с нуля» строят вблизи ведущих центров, например, венгерская фирма Gedeon Richter и словенская Krka в Московской области.47
Серьезная отраслевая диверсификация европейских ПИИ в России будет способствовать и расширению регионального присутствия ТНК из стран ЕС. Однако одним из серьезных препятствий на пути к модернизации экономики самых разных субъектов Российской Федерации с помощью технологий западноевропейских инвесторов остается ошибочная ставка на сверхкрупный бизнес. На практике реальную модернизацию экономики чаще готовы обеспечить крупные компании «второго эшелона», а то и динамично развивающиеся представители среднего бизнеса, которые слабо защищены в России от чрезмерной бюрократии, произвола таможни и самых разных проявлений коррупции.
Иллюстрацией возможностей позитивного влияния на российскую модернизацию со стороны среднего бизнеса ЕС могут служить фирмы- смежники машиностроительных гигантов, без массового прихода в Россию из стран Евросоюза сравнительно небольших, часто вообще семейных фирм, связанных с ведущими автомобильными корпорациями, трудно ожидать больших успехов в политике повышения процента локализации в автомобилестроении. Интересную группу среднего бизнеса представляют собой и фирмы из ЕС, достигшие высокой конкурентоспособности в узких нишах, в частности, различных направлениях станкостроения, альтернативной электроэнергетике и т.д.48 Нередко такие компании охотнее, нежели ведущие ТНК, участвуют в трансграничном трансферте технологий, если решаются построить в России дочерние предприятия, что пока происходит редко. Хотя, конечно, мировые гиганты также способны реализовать в России сразу целую серию высокотехнологичных проектов, достаточно вспомнить германский электротехнический концерн Siemens.
К сожалению, в итоге многие проблемы привлечения компаний из Евросоюза в процессы модернизации российской экономики сводятся к не слишком благоприятному инвестиционному климату в стране. Хотя были указаны разнообразные способы использования ПИИ европейских ТНК для перевода российской экономики на инновационный путь развития, необходимо четко осознавать, без адекватных усилий со стороны государства и местного бизнеса, силами лишь иностранных инвесторов больших результатов не достичь.49 В особенности это касается модернизации экономики периферийных регионов Российской Федерации.
3.2. Государственные корпорации как фактор развития экономики России
Государственная корпорация как организационно-правовая форма была введена в законодательство в 1999 г. специально для придания особого статуса создававшемуся в то время Агентству по реструктуризации кредитных организаций. В период 2003 по 2012 гг. было создано 12 госкорпораций.50
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
Статус некоммерческой организации для госкорпораций предполагает, что целью их создания не является прибыль. И вся прибыль, полученная госкорпорациями должна тратиться на достижение целей, поставленных перед ними. Также законом ограничивается предпринимательская деятельность структур, госкорпорации не имеют права заниматься предпринимательством, если это не соответствует целям, определенным в федеральном законе о их создании. Таким образом ограничиваются сферы деятельности госкорпораций.51
Отличие госкорпораций от ГУПов – в выводе из-под контроля госорганов. Они не обязаны отчитываться о своей деятельности, за исключением ежегодного представления правительству отчета, аудиторского заключения, заключения ревизионной комиссии и некоторых иных документов. Любые другие органы власти, включая Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, перед госкорпорацией бессильны. Она не обязана публиковать даже указанную отчетность.
Для государственных корпораций, срок деятельности которых ограничен временными рамками, в законодательстве не прописаны вопросы реорганизации и ликвидации.52
Институт госкорпораций – способ выполнения функций государства на рыночной основе. Это своеобразный симбиоз государственной и частной структуры. Преимуществом госкорпораций, по сравнению с другими государственными органами, является более гибкое расходование средств, большая оперативность в принятии решений. Госкорпорации создавались, когда у государства были огромные средства. Эти средства предполагалось направить на развитие. В экономической теории всех стран считается, что частные компании более эффективно используют ресурсы. Созданные госкорпорации функционируют в рыночных условиях. Задумывалось, что государственная структура, функционируя в рыночных условиях, будет более эффективна. Это также один из мотивов создания госкорпораций. Однако, как организационная форма государственные корпорации могли бы обладать большими преимуществами, если та концентрация ресурсов и широкие полномочия, которыми обладают госкорпорации, были бы уравновешены более жестким контролем со стороны государственных органов управления.53
В законодательстве не прописано, как оценивать результаты деятельности государственных корпораций. Ещё большим недостатком закона является отсутствие прописанных форм ответственности руководителей за результаты деятельности. Получается, что руководя практически рыночными структурами, главы госкорпораций, имеют статус приближенный к чиновникам.
У госкорпораций очень специфическая структура управления. Руководителей некоторых госкорпораций назначает президент. Председателем других является премьер-министр. Вообще правительство имеет очень большое влияние на госкорпорации, в наблюдательные советы входит большое число министров. Также интересно, что большинство госкорпораций создано в 2007 г. К этому периоду президент, скорее всего принял решение в будущем возглавить правительство. И государственные корпорации создавались, специально для расширения полномочий правительства. Мною не исключается возможность того, что решение принятое господином Медведевым по реформированию госкорпораций имеет кроме экономической основы, также и политическую подоплеку.54
Вывод по главе 3: Россия остро нуждается в модернизации экономики. Предпринимаются первые шаги, для необходимости построения новой экономики в России. Благодаря ПИИ ведущих мировых ТНК в России произошли серьёзные позитивные сдвиги, в частности в автомобилестроении. Некоторые модели машин вынуждены даже конкурировать с американскими и восточноазиацкими концернами. И это не единственная заслуга ТНК.
В формировании ТНК большую роль сыграли прямые иностранные инвестиции. Благодаря созданию эффективной поддержки развитых стран, для внедрения своих корпораций в другие страны.
Сделав анализ обработанного материала, можно точно сказать, что ярко выраженное воздействие на ТНК оказывают прямые иностранные инвестиции. Исчерпав все идеи, пройдя кучу реформ, Россия использовала по минимуму привлечённых иностранных инвесторов.
ТНК обеспечивает в год до 200 тыс.человек рабочими местами. К рабочей силе предъявляются лояльные требования. Несмотря на разные отзывы и первоначальные взгляды ТНК доказали свою жизнеспособность.