Файл: Формирование тнк как результат процесса интернационализации фирмы.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21
В соответствии с наиболее часто встречающимися определениями, экономическая стратегия: рассматривает наиболее долговременные организационные причины, цели, решения и действия; определяет основные пути, посредством которых предприятие сможет создать и поддерживать свою конкурентоспособность; определяет вид или виды деятельности предприятия, в том числе и те, в которых оно конкурирует с другими.
Стратегия интернационализации – принципиальная компонента экономической стратегии, определяющая пути развития фирмы на внешних рынках.22 Разработка стратегии интернационализации на любом предприятии невозможна без понимания самого процесса формирования экономической стратегии. К сожалению, одно из наследий директивно-управляемой экономики – отождествление стратегии и планирования, когда стратегия рассматривается как формальный процесс. Такой подход зачастую приводит к недооценке таких факторов, как личность собственника (или директора) предприятия, внутренняя культура организации и др. Более того, понимание стратегических целей даже в условиях рыночной экономики нередко ограничивается узким кругом задач, включающим повышение рентабельности, захват новых рынков и т.д., хотя ин тересы группы собственников могут лежать в совершенно других областях.23 В этом случае разработанная стратегия зачастую остается нереализованной, а время и ресурсы на ее разработку – неоправданно потраченными. Довольно характерно такое понимание стратегии для переходных процессов российской экономики.
Понятие экономической стратегии появилось в конце 60-х гг. прошлого века и с тех пор остается центральной проблемой многих исследований. Необходимо отметить, что основные подходы к формированию стратегии были освещены в западной научной литературе, в основном американскими авторами. В нашей стране работы многих из них недостаточно известны, большинство не переведены на русский язык, что приводит к ограниченному пониманию стратегического процесса учеными-теоретиками и, в особенности, менеджерами-практиками в современной России.24
Непосредственной задачей данного раздела нашей работы является анализ основных подходов к формированию именно стратегии интернационализации как составной части экономической стратегии фирмы, с учетом научных разработок, накопленных не только учеными нашей страны, но и европейскими и американскими авторами, а также материалов исследований, осуществленных в университетах США. Каждый метод разработки стратегии рассмотрен с точки зрения того, насколько он реализуется в современных условиях, а также насколько он игнорируется или, напротив, широко применяется в российских условиях.
Существует множество классификаций понимания стратегии. Наиболее полной, на наш взгляд, является классификация, предложенная Г. Минцбергом. Автор выделяет десять основных подходов к пониманию стратегии и ее формированию.25
Несмотря на различия моделей разработки стратегии, предложенных авторами в русле указанной школы, все они могут быть сведены к одному алгоритму, где вслед за определением альтернативных стратегий следует этап их всесторонней оценки и выбора оптимальной стратегии.
Интернационализация предпринимательской деятельности, как правило, связана с расширением и развитием фирмы. К основным факторам (критериям), влияющим на выбор моделей и методов выхода предпринимателя на внешние рынки, относятся следующие:26
1. Правовые аспекты. Правовые аспекты связаны с ограничениями, которые вводят различные страны в отношении отдельных методов интернационализации: прямое запрещение некоторых форм деятельности или косвенное противодействие определенным формам деятельности (например, путем воздействия на прибыльность).
В этих случаях фирма может быть ограничена в выборе режима деятельности независимо от ее предпочтений. В частности, законодательство Мексики запрещает иностранным инвесторам иметь 100 %-ный контроль над своими операциями.
На выбор метода интернационализации и типа инвестиций влияет, в частности, отношение принимающей страны к внешней торговле. Например, такие страны, как Южная Корея и Сингапур, используют политику, которая стимулирует деятельность фирм по выпуску продукции на экспорт. Аргентина и Филиппины ввели торговые барьеры и стимулы для поощрения производства на внутренний рынок.
К косвенным методам регулирования иностранного присутствия могут относиться: применение повышенных ставок налогов, определение величины репатриируемых средств, требование соблюдения условий антимонопольного законодательства, выдвижение условий, при которых возможна национализация активов иностранных компаний.
2. Величина издержек. Международная деятельность фирмы различается по объемам ресурсов, требуемых для зарубежных операций, а также по соотношению средств, затраченных внутри страны и за рубежом. Например, экспорт может быть сопряжен с меньшим количеством ресурсов, чем прямые иностранные инвестиции, в том случае, когда в собственной стране фирма располагает избыточными мощностями. Если выход фирмы за рубеж требует увеличения производственных мощностей, то сделать это можно посредством инвестиций как в собственной стране, так и за границей. В первом случае приходится значительно расширять объемы экспорта, но при этом активы фирмы остаются в стране базирования. А в случае прямых зарубежных инвестиций фирма может снизить потребность в дополнительных капиталовложениях, предложив, к примеру, владение международным предприятием на долевых началах.27
Производство за границей или продажа продукции на внешних рынках связаны в большой степени с дополнительными постоянными издержками, поэтому при небольшом объеме производства выгоднее прибегнуть к услугам фирм, специализирующихся на ведении международных операций. Они, в свою очередь, могут распределить возрастающие постоянные издержки на услуги, предоставляемые нескольким фирмам. Когда производство достигает значительных объемов, менее дорогостоящим вариантом может стать осуществление экспортных операций своими силами.
Подключение по контракту сторонней фирмы может обойтись дешевле, если она располагает избыточными мощностями в сферах производства или сбыта, и эти мощности легко использовать.28 Такой вариант означает сокращение времени подготовки к ведению международных операций и ускорение начала поступления наличных средств. Более того, местная фирма-подрядчик может иметь необходимые знания о рынке, например, о том, как действовать в условиях национального законодательства и предпринимательской среды. Получение таких знаний собственными силами может обойтись фирме-заказчику очень дорого.
3. Наличие опыта. На начальном этапе интернационализации лишь немногие фирмы готовы расходовать значительную часть ресурсов на международные операции: фирмы могут просто не располагать средствами, достаточными для быстрого развертывания деятельности за рубежом. Такие фирмы, как правило, наращивают свое участие в международном бизнесе поэтапно. На начальных этапах они стараются сберечь свои ресурсы и сосредоточивать их в первую очередь в стране базирования, а не за границей. Этим обусловливается выбор таких способов выхода на внешние рынки, которые связаны с перекладыванием бремени собственно международных операций на другие фирмы. С расширением зарубежной деятельности фирма начинает рассматривать свою международную деятельность отдельно от внутренней. Затем появляется тенденция к обслуживанию международных операций собственными силами и к росту доли ресурсов, размещаемых за границей.
4. Уровень конкуренции. Чем ниже уровень конкуренции на внешнем рынке, тем выше свобода выбора способа интернационализации. Когда фирма обладает дефицитными, уникальными, трудно воспроизводимыми ресурсами, ей гораздо проще выбрать желаемую сферу деятельности за границей. Если велика вероятность острой конкуренции, фирма может быть вынуждена выбрать не самую эффективную сферу бизнеса. Если она этого не сделает, конкурент может захватить рынок быстрее.29 Возможность конкуренции может заставить фирму выбирать стратегию ускоренного расширения заграничных операций, но только (из-за ограниченности ресурсов) путем заключения соответствующих соглашений с другими фирмами.
5. Уровень риска. Предпринимательская деятельность связана с многочисленными рисками. Однако риск, связанный с вероятностью политических или экономических изменений, которые могут снизить защищенность активов фирмы и получаемых доходов, для международного предпринимательства ставится на первое место. Один из способов сведения к минимуму потерь от национализации в подобных ситуациях состоит в минимизации активов за границей. Опасения такого же рода могут обусловить выбор соглашений, основанных на разделении активов с другими (чаще всего местными) фирмами. Эти обстоятельства вынуждают правительства стран-реципиентов более осторожно вводить ограничения каких-либо операций, чтобы избежать противодействия более чем одной фирмы. Следовательно, чем выше оцениваемый уровень риска, тем сильнее стремление фирмы к участию в стратегических альянсах.
Один из способов распределения риска – осуществление внешнеэкономических операций сразу в нескольких странах. Подобная стратегия снижает вероятность одновременного воздействия на все активы таких негативных событий, как конфискация, введение валютного контроля или даже сокращение сбыта из-за спада производства в стране-реципиенте. Путем рассредоточения операций можно снизить возможные убытки, а также сезонные колебания совокупных доходов. Для компаний, еще не освоивших в полной мере международные рынки, те формы деятельности, которые позволяют минимизировать расходование собственных ресурсов, могут одновременно способствовать ускорению I выхода фирмы на большее число рынков.
7. Распределение контроля. Осуществление международных oпераций собственными силами обеспечивает более жесткий контроль над ними и отсутствие необходимости делить прибыль. Чем больше соглашений фирма заключает с другими фирмами, тем больше вероятность, что она утратит контроль над принятием решений, и это может отразиться на оптимизации ее деятельности на глобальном уровне, включая такие вопросы, как география расширения производства, освоение новых видов продукции или обеспечение качества. Соглашения с внешними организациями предусматривают также распределение доходов, что имеет большое значение для видов деятельности, связанных с высокой потенциальной прибылью.
8. Сложность продукции. Чем сложнее используемая технология, тем более вероятно, что фирма осуществит выход на внешние рынки путем создания своего предприятия в другой стране, а не заключения контракта с посторонней заграничной фирмой на производство продукции от своего имени (лицензионного договора). Это связано с тем, что передача технологии, как правило, обходится дешевле внутри семейства фирм, например от головной фирмы
– филиалу, нежели другой компании. С возрастанием сложности технологии различия в издержках особенно ощутимы, поскольку персонал филиала хорошо знаком с подходами, которые использует фирма в целом.
9. Присутствие в стране. Когда фирма уже имеет опыт ведения операции в какой-либо стране, использование посредников теряет смысл. Фирма получает представление о том, как действовать в чужой предпринимательской среде, кроме того, она может располагать в этой стране мощностями, достаточными для наращивания объема производства. Если специализация действующего зарубежного филиала соответствует тому виду продукции или услуг, который материнская фирма планирует внедрять на данный рынок, то велика вероятность того, что новое производство будет освоено собственными силами. Если речь идет о диверсификации и новая продукция, передаваемая из центральной штаб-квартиры, сильно отличается от той, что могут выпускать заграничные предприятия, то проще будет иметь дело с опытной сторонней фирмой.
10. Схожесть стран. Языковые и культурные различия затрудняют коммуникации и обусловливают рост расходов на координацию деятельности различных фирм, особенно в случаях передачи технологии. Легче работать со сторонними организациями в тех странах, которые воспринимаются как схожие со страной базирования. В противном случае может возникнуть потребность в прямых инвестициях, сопряженных с переездом персонала фирмы за границу для облегчения движения межнациональных информационных потоков.
Организация и развитие хозяйственной деятельности за рубежом требуют тщательной подготовки, изучения большого объема справочно-информационных материалов, разработки соответствующей стратегии и конкретной программы действий, привлечения экспертов-специалистов и посредников (в том числе зарубежных), знающих особенности страны, рынка и отрасли, в которых придется действовать предпринимателю.30
Основные этапы разработки стратегии интернационализации:
В соответствии с наиболее часто встречающимися определениями, экономическая стратегия: рассматривает наиболее долговременные организационные причины, цели, решения и действия; определяет основные пути, посредством которых предприятие сможет создать и поддерживать свою конкурентоспособность; определяет вид или виды деятельности предприятия, в том числе и те, в которых оно конкурирует с другими.
Стратегия интернационализации – принципиальная компонента экономической стратегии, определяющая пути развития фирмы на внешних рынках.22 Разработка стратегии интернационализации на любом предприятии невозможна без понимания самого процесса формирования экономической стратегии. К сожалению, одно из наследий директивно-управляемой экономики – отождествление стратегии и планирования, когда стратегия рассматривается как формальный процесс. Такой подход зачастую приводит к недооценке таких факторов, как личность собственника (или директора) предприятия, внутренняя культура организации и др. Более того, понимание стратегических целей даже в условиях рыночной экономики нередко ограничивается узким кругом задач, включающим повышение рентабельности, захват новых рынков и т.д., хотя ин тересы группы собственников могут лежать в совершенно других областях.23 В этом случае разработанная стратегия зачастую остается нереализованной, а время и ресурсы на ее разработку – неоправданно потраченными. Довольно характерно такое понимание стратегии для переходных процессов российской экономики.
Понятие экономической стратегии появилось в конце 60-х гг. прошлого века и с тех пор остается центральной проблемой многих исследований. Необходимо отметить, что основные подходы к формированию стратегии были освещены в западной научной литературе, в основном американскими авторами. В нашей стране работы многих из них недостаточно известны, большинство не переведены на русский язык, что приводит к ограниченному пониманию стратегического процесса учеными-теоретиками и, в особенности, менеджерами-практиками в современной России.24
Непосредственной задачей данного раздела нашей работы является анализ основных подходов к формированию именно стратегии интернационализации как составной части экономической стратегии фирмы, с учетом научных разработок, накопленных не только учеными нашей страны, но и европейскими и американскими авторами, а также материалов исследований, осуществленных в университетах США. Каждый метод разработки стратегии рассмотрен с точки зрения того, насколько он реализуется в современных условиях, а также насколько он игнорируется или, напротив, широко применяется в российских условиях.
Существует множество классификаций понимания стратегии. Наиболее полной, на наш взгляд, является классификация, предложенная Г. Минцбергом. Автор выделяет десять основных подходов к пониманию стратегии и ее формированию.25
Несмотря на различия моделей разработки стратегии, предложенных авторами в русле указанной школы, все они могут быть сведены к одному алгоритму, где вслед за определением альтернативных стратегий следует этап их всесторонней оценки и выбора оптимальной стратегии.
Интернационализация предпринимательской деятельности, как правило, связана с расширением и развитием фирмы. К основным факторам (критериям), влияющим на выбор моделей и методов выхода предпринимателя на внешние рынки, относятся следующие:26
1. Правовые аспекты. Правовые аспекты связаны с ограничениями, которые вводят различные страны в отношении отдельных методов интернационализации: прямое запрещение некоторых форм деятельности или косвенное противодействие определенным формам деятельности (например, путем воздействия на прибыльность).
В этих случаях фирма может быть ограничена в выборе режима деятельности независимо от ее предпочтений. В частности, законодательство Мексики запрещает иностранным инвесторам иметь 100 %-ный контроль над своими операциями.
На выбор метода интернационализации и типа инвестиций влияет, в частности, отношение принимающей страны к внешней торговле. Например, такие страны, как Южная Корея и Сингапур, используют политику, которая стимулирует деятельность фирм по выпуску продукции на экспорт. Аргентина и Филиппины ввели торговые барьеры и стимулы для поощрения производства на внутренний рынок.
К косвенным методам регулирования иностранного присутствия могут относиться: применение повышенных ставок налогов, определение величины репатриируемых средств, требование соблюдения условий антимонопольного законодательства, выдвижение условий, при которых возможна национализация активов иностранных компаний.
2. Величина издержек. Международная деятельность фирмы различается по объемам ресурсов, требуемых для зарубежных операций, а также по соотношению средств, затраченных внутри страны и за рубежом. Например, экспорт может быть сопряжен с меньшим количеством ресурсов, чем прямые иностранные инвестиции, в том случае, когда в собственной стране фирма располагает избыточными мощностями. Если выход фирмы за рубеж требует увеличения производственных мощностей, то сделать это можно посредством инвестиций как в собственной стране, так и за границей. В первом случае приходится значительно расширять объемы экспорта, но при этом активы фирмы остаются в стране базирования. А в случае прямых зарубежных инвестиций фирма может снизить потребность в дополнительных капиталовложениях, предложив, к примеру, владение международным предприятием на долевых началах.27
Производство за границей или продажа продукции на внешних рынках связаны в большой степени с дополнительными постоянными издержками, поэтому при небольшом объеме производства выгоднее прибегнуть к услугам фирм, специализирующихся на ведении международных операций. Они, в свою очередь, могут распределить возрастающие постоянные издержки на услуги, предоставляемые нескольким фирмам. Когда производство достигает значительных объемов, менее дорогостоящим вариантом может стать осуществление экспортных операций своими силами.
Подключение по контракту сторонней фирмы может обойтись дешевле, если она располагает избыточными мощностями в сферах производства или сбыта, и эти мощности легко использовать.28 Такой вариант означает сокращение времени подготовки к ведению международных операций и ускорение начала поступления наличных средств. Более того, местная фирма-подрядчик может иметь необходимые знания о рынке, например, о том, как действовать в условиях национального законодательства и предпринимательской среды. Получение таких знаний собственными силами может обойтись фирме-заказчику очень дорого.
3. Наличие опыта. На начальном этапе интернационализации лишь немногие фирмы готовы расходовать значительную часть ресурсов на международные операции: фирмы могут просто не располагать средствами, достаточными для быстрого развертывания деятельности за рубежом. Такие фирмы, как правило, наращивают свое участие в международном бизнесе поэтапно. На начальных этапах они стараются сберечь свои ресурсы и сосредоточивать их в первую очередь в стране базирования, а не за границей. Этим обусловливается выбор таких способов выхода на внешние рынки, которые связаны с перекладыванием бремени собственно международных операций на другие фирмы. С расширением зарубежной деятельности фирма начинает рассматривать свою международную деятельность отдельно от внутренней. Затем появляется тенденция к обслуживанию международных операций собственными силами и к росту доли ресурсов, размещаемых за границей.
4. Уровень конкуренции. Чем ниже уровень конкуренции на внешнем рынке, тем выше свобода выбора способа интернационализации. Когда фирма обладает дефицитными, уникальными, трудно воспроизводимыми ресурсами, ей гораздо проще выбрать желаемую сферу деятельности за границей. Если велика вероятность острой конкуренции, фирма может быть вынуждена выбрать не самую эффективную сферу бизнеса. Если она этого не сделает, конкурент может захватить рынок быстрее.29 Возможность конкуренции может заставить фирму выбирать стратегию ускоренного расширения заграничных операций, но только (из-за ограниченности ресурсов) путем заключения соответствующих соглашений с другими фирмами.
5. Уровень риска. Предпринимательская деятельность связана с многочисленными рисками. Однако риск, связанный с вероятностью политических или экономических изменений, которые могут снизить защищенность активов фирмы и получаемых доходов, для международного предпринимательства ставится на первое место. Один из способов сведения к минимуму потерь от национализации в подобных ситуациях состоит в минимизации активов за границей. Опасения такого же рода могут обусловить выбор соглашений, основанных на разделении активов с другими (чаще всего местными) фирмами. Эти обстоятельства вынуждают правительства стран-реципиентов более осторожно вводить ограничения каких-либо операций, чтобы избежать противодействия более чем одной фирмы. Следовательно, чем выше оцениваемый уровень риска, тем сильнее стремление фирмы к участию в стратегических альянсах.
Один из способов распределения риска – осуществление внешнеэкономических операций сразу в нескольких странах. Подобная стратегия снижает вероятность одновременного воздействия на все активы таких негативных событий, как конфискация, введение валютного контроля или даже сокращение сбыта из-за спада производства в стране-реципиенте. Путем рассредоточения операций можно снизить возможные убытки, а также сезонные колебания совокупных доходов. Для компаний, еще не освоивших в полной мере международные рынки, те формы деятельности, которые позволяют минимизировать расходование собственных ресурсов, могут одновременно способствовать ускорению I выхода фирмы на большее число рынков.
7. Распределение контроля. Осуществление международных oпераций собственными силами обеспечивает более жесткий контроль над ними и отсутствие необходимости делить прибыль. Чем больше соглашений фирма заключает с другими фирмами, тем больше вероятность, что она утратит контроль над принятием решений, и это может отразиться на оптимизации ее деятельности на глобальном уровне, включая такие вопросы, как география расширения производства, освоение новых видов продукции или обеспечение качества. Соглашения с внешними организациями предусматривают также распределение доходов, что имеет большое значение для видов деятельности, связанных с высокой потенциальной прибылью.
8. Сложность продукции. Чем сложнее используемая технология, тем более вероятно, что фирма осуществит выход на внешние рынки путем создания своего предприятия в другой стране, а не заключения контракта с посторонней заграничной фирмой на производство продукции от своего имени (лицензионного договора). Это связано с тем, что передача технологии, как правило, обходится дешевле внутри семейства фирм, например от головной фирмы
– филиалу, нежели другой компании. С возрастанием сложности технологии различия в издержках особенно ощутимы, поскольку персонал филиала хорошо знаком с подходами, которые использует фирма в целом.
9. Присутствие в стране. Когда фирма уже имеет опыт ведения операции в какой-либо стране, использование посредников теряет смысл. Фирма получает представление о том, как действовать в чужой предпринимательской среде, кроме того, она может располагать в этой стране мощностями, достаточными для наращивания объема производства. Если специализация действующего зарубежного филиала соответствует тому виду продукции или услуг, который материнская фирма планирует внедрять на данный рынок, то велика вероятность того, что новое производство будет освоено собственными силами. Если речь идет о диверсификации и новая продукция, передаваемая из центральной штаб-квартиры, сильно отличается от той, что могут выпускать заграничные предприятия, то проще будет иметь дело с опытной сторонней фирмой.
10. Схожесть стран. Языковые и культурные различия затрудняют коммуникации и обусловливают рост расходов на координацию деятельности различных фирм, особенно в случаях передачи технологии. Легче работать со сторонними организациями в тех странах, которые воспринимаются как схожие со страной базирования. В противном случае может возникнуть потребность в прямых инвестициях, сопряженных с переездом персонала фирмы за границу для облегчения движения межнациональных информационных потоков.
Организация и развитие хозяйственной деятельности за рубежом требуют тщательной подготовки, изучения большого объема справочно-информационных материалов, разработки соответствующей стратегии и конкретной программы действий, привлечения экспертов-специалистов и посредников (в том числе зарубежных), знающих особенности страны, рынка и отрасли, в которых придется действовать предпринимателю.30
Основные этапы разработки стратегии интернационализации:
-
Формулирование целей и задач предстоящей операции; -
Оценка возможностей и уровня конкурентоспособности предприятия (потенциала); -
Выбор модели интернационализации; -
Выбор рынка или рынков; -
Выбор организационной формы зарубежной деятельности; -
Оценка инвестиционного климата в принимающей стране; -
Разработка конкретной программы действий по установлению деловых контактов с различными организациями и возможными партнерами в принимающей стране: сбор необходимой информации, контакты с посредниками, организация деловых встреч, подготовка учредительных и сопровождающих их документов, проведение рекламных кампаний.