Файл: Сборки в машиностроении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

69
дачей на общую сборку они проходят контроль и испытания, что устраняет появление дефектов на общей сборке и повышает качество изделия.
Использование унифицированных стандартных деталей и составных частей не только сокращает трудоемкость и стоиммоть их изготовления, но и ведет к сокращению номенклатуры сборочного оборудования и инст- румента. Так, число автоматических сборочных позиций, их конструктив- ное исполнение и сложность зависит от унификации элементов собирае- мого изделия.
Если речь идет о независимых соединениях, которые можно выпол- нять в любой последовательности, то коэффициент повторяемости харак- теризует возможность применения многошпиндельных сборочных пози- ций. При этом число последних одноцелевого назначения будет зависеть от рационального расположения этих соединений в изделии: расстояние между ними должно быть равно или больше минимального допустимого расстояния между осями исполнительных сборочных механизмов.
Если собираемое изделие имеет повторяющиеся зависимые соеди- нения, выполняемые в определенной последовательности и раздельно во времени, так как между ними устанавливаются другие детали, то коэффи- циент повторяемости характеризует число одинаковых сборочных позиций в линии. Затраты на подготовку производства и проектирование таких по- зиций сокращается.
В роботизированных сборочных комплексах коэффициент повторяе- мости характеризует сокращение типоразмеров захватных подающих уст- ройств, исполнительных механизмов и времени на их замену.
Применение унифицированных элементов и составных частей конст- рукции позволяет применять типовое стандартное сборочное оборудова- ние, стоимость которого гораздо ниже. При разработке оригинального сбо- рочного автоматического оборудования затраты на его проектирование, изготовление опытных образцов и отладку возрастает в 1,8…2,0 раза.
Кроме того, для автоматической сборки очень важным является на- правление сборочного движения V. Число направление сборочных движе- ний V
i
при сборке изделия должно быть минимальным, так как от этого за- висит структура сборочной линии, число её позиций, комплект оснастки, её габариты, производительность сборки. Для условий автоматической сбор- ки наилучшим движением является вертикальное движение сверху вниз
V
1
. Сборочное движение V
1
, … V
6
практически невозможно осуществить без кантования собираемого изделия. Горизонтальное направление сбо- рочного движения неприемлемо для большинства сборочных роботов. По- этому при ΣV
i
> 1 собираемое изделие приходится кантовать, мбо сборка в горизонтальном положении накладывает дополнительные требования к точности положения собираемых деталей и к точности позиционирования сборочного робота. Каждое кантование ведет не только к повышению стоимости сборки, но и к удлинению сборочного цикла.


70
Влияние направления сборочного движения при автоматической сборке изделия оценивается коэффициентом К
V
Для достижения требуемой точности взаимного положения элемен- тов собираемого изделия следует совмещать сборочные базы с техноло- гическими и измерительными базами. Базовая деталь изделия должна иметь технологическую базу, обеспечивающую достаточную устойчивость собираемого объекта. Крайне не желательным для автоматического сбо- рочного процесса является смена технологических баз собираемого изде- лия, так как это требует не только кантование собираемого объекта, но и зачастую создания новых сборочных приспособлений и расчленения ли- нии на участки со своими транспортными системами и приводными стан- циями. Это не только увеличивает стоимость сборочных работ, но и при- водит к снижению точности сборки (характеризуется коэффициентом К
у.б
).
Для соблюдения принципа взаимозаменяемости целесообразно из- бегать многозвенных размерных цепей, которые сужают допуски на раз- меры составляющих звеньев. Если сократить число звеньев невозможно, то в конструкции изделия следует предусмотреть жесткий или регулируе- мый компенсатор. В этом случае необходимую точность исходного (замы- кающего) звена легко обеспечить побором или пригонкой жесткого компен- сатора либо установкой на необходимый размер регулируемого компенса- тора. При автоматическом выполнении сборки изделия и его составных частей необходимо, чтобы точность замыкающего звена сборочной раз- мерной цепи обеспечивалась методом полной взаимозаменяемости. Вы- полнение пригоночных работ, как правило, недопустимо. Проведение ре- гулировочных работ, разборок и повторных сборок требует ручных опера- ций и снижает уровень автоматизации сборки.
Соединения, выполняемые методом групповой взаимозаменяемости
(селективная сборка) автоматически осуществлять можно, но с увеличе- нием капитальных затрат на 10…15%, так как требуется 100%-ный кон- троль сопрягаемых поверхностей собираемых деталей. Для этого сбороч- ные линии необходимо оснастить контрольными автоматами, а позиции — дополнительными вибробункерами и подающими устройствами с систе- мой адресования.
В случаях, когда по условиям сборки необходимо обеспечить опре- деленное и единственно возможное положение собираемых элементов в изделии, предусматривают установочные метки, контрольные штифты, несимметричное размещение крепежных деталей. Для разборки изделия при его обслуживании и ремонте необходимо предусмотреть удобное при- менение съёмников, резьбовые отверстия для отжимных винтов, рым- болты и выступы для захвата и подъёма тяжёлых деталей. При конструи- ровании изделия необходимо обеспечить возможность удобного подвода высокопроизводительных механизированных и автоматизированных сбо- рочных инструментов к месту сопряжения деталей.


71
При выполнении соединений с зазором и натягом, а также резьбовых соединений необходимо иметь заходные фаски на торцах сопрягаемых поверхностей, а также направляющие элементы (пояски и расточки) для улучшения условий собираемости. Наличие фасок и направляющих эле- ментов на торцах сопрягаемых поверхностей деталей позволяет при по- мощи специальных сборочных исполнительных механизмов и приспособ- лений компенсировать имеющиеся на сборочной позиции погрешности.
Погрешности взаимного положения сопрягаемых поверхностей могут быть линейные и угловые погрешности. Это существенно повышает уровень механизации и автоматизации сборочных процессов.
Для обеспечения сборки деталей по нескольким посадочным поверх- ностям последние следует делать ступенчатыми («в ёлочку») с разными длинами посадочных шеек. При этом безотказность автоматического сбо- рочного процесса повышается на 15…30%.
Помимо перечисленных общих требований иногда приходится учи- тывать и частные условия сборки различных соединений.
Проведя анализ конструкции изделия, технолог может внести раз- личные предложения по совершенствованию конструкции, упрощающие сборку, которые должны быть согласованы с конструктором.

72
ЛИТЕРАТУРА
1. Егоров М.Е. и др. Технология машиностроения. М.: Высшая школа,
1976. — 534 с.
2. Корсаков B.C. Основы технологии машиностроения. М.: Машино- строение, 1977. — 416 с.
3. Маталин А.А. Технология машиностроения. — Л.: Машинострое- ние, 1985. — 496 с.
4. Митрофанов С.П. Групповая технология машиностроительного производства. Л.: Машиностроение, 1983. — 404 с.
5. Новиков М.П. Основы технологии сборки машин и механизмов. М.:
Машиностроение, 1980. — 592 с.
6. Сборка и монтаж изделий машиностроения: Справочник/Под ред.
В.С.Корсакова. М.: Машиностроение, 1983. — 480 с.
7. Технология машиностроения (специальная часть): Учебник для машиностроительных специальностей вузов/А.А. Гусев. М.: Машинострое- ние, 1986. — 480 с.
8. Ящерицын П.И. Основы технологии механической обработки и сборки в машиностроении. Минск, изд-во "Вышэйшая школа", 1974. — 599 с.
9. Технология двигателестроения: Учебное пособие./ О.В. Крылов.
Екатеринбург: УГТУ, 2000. ч. 2. 147 с.
10. Николаенко А.А., Морозов И.М. Проектирование технологических процессов сборки машин: Учебное пособие по курсу «Технология машино- строения». — Челябинск: ЧГТУ, 1995. — 70 с.
11. Т 38 Технология машиностроения: В 2 т. Т. 1. Основы технологии машиностроения: Учебник для вузов / В.М. Бурцев, А.С. Васильев, А.М.
Дальский и др.; Под ред. А.М. Дальского. — 2-е изд., стереотип. — М.: Изд- во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. — 564 с., ил.
12. Т 38 Технология машиностроения: В 2 т. Т. 2. Производство ма- шин: Учебник для вузов / В.М. Бурцев, А.С. Васильев, О.М. Деев и др.; Под ред. Г.Н. Мельникова. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. — 640 с., ил.