Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отчёт о процессе планирования сообщества школы
«Профессиональные сообщества учителей школ в настоящее время являются важной стратегией, отражающей в нашем понимании процесс обучения учителей». (Руководство для учителя, с. 242)
«Один в поле не воин». Эта истина стара, как мир. Взяв её за основу, решила рассмотреть свою роль в сетевом сообществе нашей гимназии. Изучив план по внедрению обновления содержания среднего образования на 2016-2017 учебный год, определилась с темой своего исследования «Внедрение в практику модуля «Обучение критическому мышлению» для повышения мотивации к обучению». В «Руководстве для учителя» уровневых курсов о критическом мышлении сказано следующее: «Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей». (Руководство для учителя, с. 167) На внедрение этого модуля меня подвигли результаты анализа работы гимназии за последние годы, взаимопосещение уроков коллег. На поверхности образовалась проблема – не все учителя могут ставить вопросы высокого уровня на стадиях «Вызова», «Рефлексии», а если и справлялись с этой задачей, то практически всегда, старались сами же на них ответить, мотивируя это нехваткой времени на уроке.
Определившись с темой исследования, я встречусь с руководителями и лидерами школы. В обсуждении с ними плана по внедрению обновления содержания среднего образования, поинтересуюсь можно ли внести корректировку в работу сетевого сообщества в школе. Предложу решение этой проблемы путём проведение круглого стола по обмену опытом; проведение анкетирования среди учителей по данной проблеме; проведение коучинг-сессии, если будет принято решение о необходимости данного мероприятия; совместную выработку рекомендаций по само- и взаимообучению, основанных на новых подходах к преподаванию и обучению.
Надеюсь, после этого можно будет говорить о создании сетевого сообщества или творческой группы учителей гимназии, куда можно будет, при продолжении работы в выбранном направлении, привлечь учителей из других школ для выполнения намеченной цели, посредством чётко сформулированных задач.
Цель: содействие профессиональному росту учителей посредством внедрения в процесс обучения стратегий критического мышления.
Задачи.
-
создать информационную среду для обмена опытом; -
способствовать формированию у коллег позитивного отношения к процессу внедрения и практическому применению стратегий «Обучения критическому мышлению»; -
создание методической базы; -
продолжать изучение по данной теме.
Путей решения этих задач я вижу несколько. Это и привлечение учителей к организации и проведению мастер-классов, коучинг-сессий, обмен информации на онлайн-конференциях, составление и публикацию статей, сборников упражнений по данной тематике. Так же предоставление возможности своему менти активно включиться в поиск решений по внедрению в практику стратегий критического мышления, через корректирование календарно-тематического планирования с учётом интеграции новых подходов в обучении. Необходимо, чтобы работа велась систематически по всем направлениям. Координатором этого вида деятельности может и должна выступать творческая группа, способствуя анализу и систематизации полученных результатов. Надеюсь, результатом этой работы будет сборник статей о проведении исследований в этом направлении и практическом значении и применении.
Для воплощения этих идей на практике, необходимо создание коллаборативной среды внутри сетевого сообщества, чтобы в неформальной дружеской обстановке всем было комфортно высказывать свои идеи, делиться своим опытом, предлагать пути решения насущных проблем. Когда то существовала практика КТД, которая имела довольно широкое распространение. Сегодня это облечено в другие формы, но суть от этого не меняется – стратегия «Мозговой штурм» всегда срабатывает на то, что может помочь вывести на решение проблемы.
Считаю необходимым включения в план работы исследование в действии, это позволит сориентироваться в том, как педагогу решить выявленную проблему и какое воздействие это окажет на учащихся. Обязательное включение консультаций, где каждый сможет задать свой вопрос и получить квалифицированную помощь.
Без поддержки администрации и консультативных советов, конечно же, не обойтись. Поэтому в план своей работы я включила регулярные встречи с административным советом гимназии и всем коллективом для обсуждения тем исследований и анализов деятельности и результатов.
У нас в гимназии хорошо поставлена работа по такому направлению как коучинги. Коучинг, на мой взгляд, является одним из продуктивных видов деятельности, где постановка проблемы, через групповое обсуждение и показ возможных путей претворения их на практике, предоставляет неоценимые возможности решения выявленных проблем. Неплохо было бы в рамках сообщества больше привлекать к сотрудничеству молодых коллег, не только в роли менти, но и как возможных коучей и менторов. Для молодых специалистов, я думаю, не будет большой проблемой внедрения в свою практику новых подходов в обучении, т. к. они не обременены годами сложившимися стереотипами и штампами в работе. Сейчас молодёжь более мобильна, может быстро и конструктивно решать поставленные перед ними задачи. Ещё одно из преимуществ молодых специалистов - их более демократичные взгляды на сам процесс обучения, им легче встать на позицию ученика и предложить такое решение проблемы, которое бы устраивало не только педагога.
Нельзя скидывать со счетов и внедрение новых передовых коммуникационных технологий для налаживания эффективных коммуникаций среди сообщества коллег из других школ, как города, так и страны. Многие сертифицированные педагоги имеют выход и на международное сообщество. Вовлеченность в такое сообщество поможет шире взглянуть на проблему и выйти за узкие рамки её решения только силами внутри сетевого сообщества школы, увидеть на практике внедрение отличных от наших форм и методов в обучении.
Ни одно исследование не будет эффективным без обратной связи. Для этого необходимо организовать различные виды мониторинга, как то беседы, опросы, анкетирование. Для участия в этом необходимо привлекать всех, имеющих непосредственное отношение к процессу обучения. Такие формы исследования помогут глубже проникать в суть проблемы и подойти к решению более объективно и продуктивно.
Одну из ключевых ролей в решении проблемы внедрения в процесс обучения новых форм и методов я вижу в создании методической базы. В рамкам МО, которые на сегодняшний день являются прототипом сетевого профессионального сообщества, пытаются претворить это на практике. Но не всегда это получается на деле, т.к. нет общей заинтересованности в решении проблемы. Вроде и вместе все, но каждый решает свои задачи. Если бы все объединились над решением одной проблемы, то результат не замедлил бы сказаться. Появилась бы возможность оказания друг другу помощи в определении проблемы, её обсуждения, коллективно создавались бы разработки методических и учебных пособий, в применении на практике в данном коллективе и предложении помощи для всего сообщества. Результатом такой деятельности мог бы быть проект по решению общей проблемы.
Продуктивное педагогическое взаимодействие – один из главных критериев успешной деятельности коллектива, позволяющее повысить мотивацию к внедрению на высоком уровне стратегий новых подходов в обучении. Реализация плана сообщества школы позволит конкретно определиться с приоритетным направлением на повышение качества образовательного процесса на фундаменте сотрудничества и взаимопонимания.
Использованная литература:
«Руководство для учителя» I уровня
Программный план развития школы
Сроки: 3 октября 2016г - 12 ноября 2016г
Тема: Внедрение в практику модуля «Обучение критическому мышлению» для повышения мотивации к обучению.
Цель:
Содействие профессиональному росту учителей посредством внедрения в процесс обучения стратегий критического мышления
Задачи:
1. Продолжить процесс менторинга, увеличить количество менти до 5 педагогов
2. Организовать формальное и неформальное общение педагогов
3. Систематизировать проведение исследований в действии для повышения профессионального уровня педагогов
4. Разработать инструментарий для определения эффективности внесенных изменений
Методы достижения цели: Обучающие семинары, мастер-классы, коучинги, обсуждения, «круглый стол».
Ожидаемые результаты:
1. Коллаборативная среда в гимназии
2. Эффективное сотрудничество педагогов в рамках сетевого сообщества
3. Учителя систематически проводят внедрение в практику модуля «Обучение критическому мышлению» с последующим анализом и внесением улучшений
План развития школы
Внедрение в практику модуля «Обучение критическому мышлению» для повышения мотивации к
обучению
| Цели/ мероприятия | Ответственные | Ресурсы | Временные рамки | Ожидаемый результат |
октябрь |
| Шляхтова Л. В. | Администрация гимназии | 1 неделя октября | Поддержка членов администрации |
| Шляхтова Л. В. | Учителя гимназии | 1 неделя октября | Поддержка членов коллектива | |
| Шляхтова Л. В. Битнер И.С. | Учителя начальной школы | 2 неделя октября | Результаты анкетирования | |
| Шляхтова Л. В. | Документация гимназии |
| Информация о работе учителей над методическими темами. | |
| Шляхтова Л. В. | Учителя гимназии | 1-2 неделя октября | Заинтересованность педагогов | |
| Шляхтова Л. В. | Учитель-менти | | Профессиональная поддержка менти | |
| Шляхтова Л. В. | Заинтересованные педагоги | 2 неделя октября | Обмен мнениями с коллегами | |
| Шляхтова Л. В. | Учителя гимназии, проявляющие интерес | 3 неделя октября | Стратегии сотрудничества с коллегами | |
ноябрь |
| Мукашева Б.У. Битнер И.С. Шляхтова Л. В. | Члены методического совета гимназии | 4 неделя октября | Информированность учителей о необходимости внедрения НПО |
« Эффективные стратегии критического мышления » | Учителя-менти | Учителя гимназии, заинтересованные в теме | 1 неделя ноября | Обучить учителей эффективным стратегиям критического мышления для дальнейшего применения их на уроках для повышения квалификации | |
|
« Обратная связь. Принципы и подходы к её осуществлению » | Шляхтова Л. В. | Учителя гимназии, заинтересованные в теме | 2 неделя ноября | Понимать, насколько эффективная обратная связь помогает ученикам понять свои сильные и слабые стороны и улучшить свое обучение |