Файл: Шляхтова Лариса Васильевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отчёт о процессе планирования сообщества школы

«Профессиональные сообщества учителей школ в настоящее время являются важной стратегией, отражающей в нашем понимании процесс обучения учителей». (Руководство для учителя, с. 242)

«Один в поле не воин». Эта истина стара, как мир. Взяв её за основу, решила рассмотреть свою роль в сетевом сообществе нашей гимназии. Изучив план по внедрению обновления содержания среднего образования на 2016-2017 учебный год, определилась с темой своего исследования «Внедрение в практику модуля «Обучение критическому мышлению» для повышения мотивации к обучению». В «Руководстве для учителя» уровневых курсов о критическом мышлении сказано следующее: «Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей». (Руководство для учителя, с. 167) На внедрение этого модуля меня подвигли результаты анализа работы гимназии за последние годы, взаимопосещение уроков коллег. На поверхности образовалась проблема – не все учителя могут ставить вопросы высокого уровня на стадиях «Вызова», «Рефлексии», а если и справлялись с этой задачей, то практически всегда, старались сами же на них ответить, мотивируя это нехваткой времени на уроке.

Определившись с темой исследования, я встречусь с руководителями и лидерами школы. В обсуждении с ними плана по внедрению обновления содержания среднего образования, поинтересуюсь можно ли внести корректировку в работу сетевого сообщества в школе. Предложу решение этой проблемы путём проведение круглого стола по обмену опытом; проведение анкетирования среди учителей по данной проблеме; проведение коучинг-сессии, если будет принято решение о необходимости данного мероприятия; совместную выработку рекомендаций по само- и взаимообучению, основанных на новых подходах к преподаванию и обучению.

Надеюсь, после этого можно будет говорить о создании сетевого сообщества или творческой группы учителей гимназии, куда можно будет, при продолжении работы в выбранном направлении, привлечь учителей из других школ для выполнения намеченной цели, посредством чётко сформулированных задач.


Цель: содействие профессиональному росту учителей посредством внедрения в процесс обучения стратегий критического мышления.

Задачи.

  • создать информационную среду для обмена опытом;

  • способствовать формированию у коллег позитивного отношения к процессу внедрения и практическому применению стратегий «Обучения критическому мышлению»;

  • создание методической базы;

  • продолжать изучение по данной теме.

Путей решения этих задач я вижу несколько. Это и привлечение учителей к организации и проведению мастер-классов, коучинг-сессий, обмен информации на онлайн-конференциях, составление и публикацию статей, сборников упражнений по данной тематике. Так же предоставление возможности своему менти активно включиться в поиск решений по внедрению в практику стратегий критического мышления, через корректирование календарно-тематического планирования с учётом интеграции новых подходов в обучении. Необходимо, чтобы работа велась систематически по всем направлениям. Координатором этого вида деятельности может и должна выступать творческая группа, способствуя анализу и систематизации полученных результатов. Надеюсь, результатом этой работы будет сборник статей о проведении исследований в этом направлении и практическом значении и применении.

Для воплощения этих идей на практике, необходимо создание коллаборативной среды внутри сетевого сообщества, чтобы в неформальной дружеской обстановке всем было комфортно высказывать свои идеи, делиться своим опытом, предлагать пути решения насущных проблем. Когда то существовала практика КТД, которая имела довольно широкое распространение. Сегодня это облечено в другие формы, но суть от этого не меняется – стратегия «Мозговой штурм» всегда срабатывает на то, что может помочь вывести на решение проблемы.

Считаю необходимым включения в план работы исследование в действии, это позволит сориентироваться в том, как педагогу решить выявленную проблему и какое воздействие это окажет на учащихся. Обязательное включение консультаций, где каждый сможет задать свой вопрос и получить квалифицированную помощь.

Без поддержки администрации и консультативных советов, конечно же, не обойтись. Поэтому в план своей работы я включила регулярные встречи с административным советом гимназии и всем коллективом для обсуждения тем исследований и анализов деятельности и результатов.

У нас в гимназии хорошо поставлена работа по такому направлению как коучинги. Коучинг, на мой взгляд, является одним из продуктивных видов деятельности, где постановка проблемы, через групповое обсуждение и показ возможных путей претворения их на практике, предоставляет неоценимые возможности решения выявленных проблем. Неплохо было бы в рамках сообщества больше привлекать к сотрудничеству молодых коллег, не только в роли менти, но и как возможных коучей и менторов. Для молодых специалистов, я думаю, не будет большой проблемой внедрения в свою практику новых подходов в обучении, т. к. они не обременены годами сложившимися стереотипами и штампами в работе. Сейчас молодёжь более мобильна, может быстро и конструктивно решать поставленные перед ними задачи. Ещё одно из преимуществ молодых специалистов - их более демократичные взгляды на сам процесс обучения, им легче встать на позицию ученика и предложить такое решение проблемы, которое бы устраивало не только педагога.


Нельзя скидывать со счетов и внедрение новых передовых коммуникационных технологий для налаживания эффективных коммуникаций среди сообщества коллег из других школ, как города, так и страны. Многие сертифицированные педагоги имеют выход и на международное сообщество. Вовлеченность в такое сообщество поможет шире взглянуть на проблему и выйти за узкие рамки её решения только силами внутри сетевого сообщества школы, увидеть на практике внедрение отличных от наших форм и методов в обучении.

Ни одно исследование не будет эффективным без обратной связи. Для этого необходимо организовать различные виды мониторинга, как то беседы, опросы, анкетирование. Для участия в этом необходимо привлекать всех, имеющих непосредственное отношение к процессу обучения. Такие формы исследования помогут глубже проникать в суть проблемы и подойти к решению более объективно и продуктивно.

Одну из ключевых ролей в решении проблемы внедрения в процесс обучения новых форм и методов я вижу в создании методической базы. В рамкам МО, которые на сегодняшний день являются прототипом сетевого профессионального сообщества, пытаются претворить это на практике. Но не всегда это получается на деле, т.к. нет общей заинтересованности в решении проблемы. Вроде и вместе все, но каждый решает свои задачи. Если бы все объединились над решением одной проблемы, то результат не замедлил бы сказаться. Появилась бы возможность оказания друг другу помощи в определении проблемы, её обсуждения, коллективно создавались бы разработки методических и учебных пособий, в применении на практике в данном коллективе и предложении помощи для всего сообщества. Результатом такой деятельности мог бы быть проект по решению общей проблемы.

Продуктивное педагогическое взаимодействие – один из главных критериев успешной деятельности коллектива, позволяющее повысить мотивацию к внедрению на высоком уровне стратегий новых подходов в обучении. Реализация плана сообщества школы позволит конкретно определиться с приоритетным направлением на повышение качества образовательного процесса на фундаменте сотрудничества и взаимопонимания.

Использованная литература:

«Руководство для учителя» I уровня


Программный план развития школы

Сроки: 3 октября 2016г - 12 ноября 2016г

Тема: Внедрение в практику модуля «Обучение критическому мышлению» для повышения мотивации к обучению.

Цель:

Содействие профессиональному росту учителей посредством внедрения в процесс обучения стратегий критического мышления

Задачи:

1. Продолжить процесс менторинга, увеличить количество менти до 5 педагогов

2. Организовать формальное и неформальное общение педагогов

3. Систематизировать проведение исследований в действии для повышения профессионального уровня педагогов

4. Разработать инструментарий для определения эффективности внесенных изменений

Методы достижения цели: Обучающие семинары, мастер-классы, коучинги, обсуждения, «круглый стол».

Ожидаемые результаты:

1. Коллаборативная среда в гимназии

2. Эффективное сотрудничество педагогов в рамках сетевого сообщества

3. Учителя систематически проводят внедрение в практику модуля «Обучение критическому мышлению» с последующим анализом и внесением улучшений

План развития школы
Внедрение в практику модуля «Обучение критическому мышлению» для повышения мотивации к

обучению




Цели/ мероприятия

Ответственные

Ресурсы

Временные рамки

Ожидаемый результат

октябрь

  1. Встреча с администрацией гимназии

Шляхтова Л. В.


Администрация гимназии

1 неделя октября

Поддержка членов администрации

  1. Встреча с членами профессионального сообщества педагогов школы, внедряющих ключевые идеи программы в учебный процесс

Шляхтова Л. В.


Учителя гимназии

1 неделя октября

Поддержка членов коллектива

  1. Анкетирование учителей «Мотивация к внедрению модуля «Обучение критическому мышлению» »

Шляхтова Л. В.

Битнер И.С.


Учителя начальной школы

2 неделя октября

Результаты анкетирования


  1. Изучение документации гимназии по работе учителей над методическими темами, мониторингу учебного процесса, СПС.

Шляхтова Л. В.


Документация гимназии

  1. 4 неделя октября

Информация о работе учителей над методическими темами.

  1. Презентация «Чем меня заинтересовали идеи программы уровневых курсов?»

Шляхтова Л. В.


Учителя гимназии

1-2 неделя октября

Заинтересованность педагогов

  1. Процесс менторинга

Шляхтова Л. В.


Учитель-менти




Профессиональная поддержка менти

  1. Создание группы единомышленников в гимназии и вступление в сообщество на сайте сpm.kz

Шляхтова Л. В.


Заинтересованные педагоги

2 неделя октября

Обмен мнениями с коллегами

  1. Коучинг на тему: « Приёмы и инструменты формативного оценивания»

Шляхтова Л. В.


Учителя гимназии, проявляющие интерес

3 неделя октября

Стратегии сотрудничества с коллегами

ноябрь

  1. Проведение круглого стола о необходимости изменения школьной практики

Мукашева Б.У.

Битнер И.С.

Шляхтова Л. В.


Члены методического совета гимназии

4 неделя октября

Информированность учителей о необходимости внедрения НПО

  1. Семинар на тему:

« Эффективные стратегии критического мышления »

Учителя-менти

Учителя гимназии, заинтересованные в теме

1 неделя ноября

Обучить учителей эффективным стратегиям критического мышления для дальнейшего применения их на уроках для повышения квалификации




  1. Обучающий семинар на тему

« Обратная связь. Принципы и подходы к её осуществлению »

Шляхтова Л. В.


Учителя гимназии, заинтересованные в теме

2 неделя ноября

Понимать, насколько эффективная обратная связь помогает ученикам понять свои сильные и слабые стороны и улучшить свое обучение