Файл: Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся 1 класса с тнр тема Гласные и согласные звуки и буквы Цели Образовательные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся 1 класса с ТНР

Тема: Гласные и согласные звуки и буквы
Цели: 
Образовательные: 
- закрепить умение четко проговаривать гласные и согласные звуки;
- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
- учить выделять гласный звук в слове;
- учить выделять согласный звук в слове;
- учить дифференцировать гласные и согласные звуки изолированно, в слогах, в словах;
Коррекционно-развивающие: 
- развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков, слогов, слов;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; речевого дыхания.
Воспитательные: 
- воспитывать умение работать в течение всего занятия;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом; 
Оборудование: предметные картинки; карточки, тетради, ручки, цветные карандаши.











I. Организационный момент.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Не спеши, не отставай,
Слушай, не перебивай.

Говори все четко, внятно,
Чтобы было все понятно.


Сегодняшнее занятие я назвала «Встреча зимы» Почему? За что вы любите зиму?

 


Ученик садится.

Слушает стихотворение.
- Потому - что , зима только началась.

- Я люблю зиму, за то, что можно строить крепость, играть в снежки, кататься лыжах.










Повторение пройденного. Актуализация полученных знаний.


- Костя, а какие звуки и буквы есть в русском языке? 

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
- Почему они называются гласными?


- Гласные и согласные.

- При произношении согласных, звуки встречают во рту преграды, а при произношении гласных преград нет.

- с гласными.
- Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные

2. Основной этап. Сообщение темы Наблюдение за гласными и согласными звуками.


А давайте проведем звуковой эксперимент. Возьми зеркало и произнеси перед зеркалом звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Что вы заметили?

- Молодцы!

Вывод: гласные звуки очень важны, от их правильного произнесения зависят громкость, внятность, красота речи.


- А теперь, произнеси звук [п]. Свободно ли проходит воздух? Что ему мешает? (Губы).

- Произнеси звук [т]. Встречает ли воздушная струя преграду? Какую? (Язык).

- Звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду, называются согласными.

- Сегодня на занятии будем различать гласные и согласные звуки.

Костя, а каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки?

- Подними красный карандаш, если услышите гласный звук, синий карандаш - если согласный звук.
- Выполни, следующее задание. Гласные буквы обведи красным кружок, а согласные синим.


Ребенок берет зеркало и произносит звуки.

- Воздух свободно проходит через рот, воздушная струя не встречает преграды, голос звучит свободно.

- Мне мешают губы.

- Преграда язык.

- гласный – красным, а согласный – синим.

Поднимает карандаш соответствующего цвета.

- Обводит буквы.



Выделение гласных звуков в начале слова и твердых согласных звуков в конце слова.


Сейчас я тебе буду произносить слова, а ты называешь мне первую букву: аист, ослик, ива, утка.

А теперь назови последнюю букву в словах: сок, дом, слон, кот.


Называет первые буквы слов: а,о,и,у.

Называет последнюю букву: к,м,н,т.



Дифференциация гласных и согласных звуков в названиях картинок. Работа в паре.


-Перед тобой два квадратика: красный и синий. Твоя задача соединить картинки, названия которых начинаются с гласного звука с красным квадратиком, с согласного с синим.

Картинки: утюг, кукла, барабан, зонт, грузовик, игла, апельсин, самолет, овощи.

А, теперь, рассели животных по домам, если название животного оканчивается на гласный, то в красный дом, на согласный - в синий домик.

Картинки: кот, рак, утка, кенгуру, собака, кит


Произносит, что изображено на картинки и определяет первый звук, кладёт картинку к красному квадрату или к синему.

Распределяет животных по домам.


Самомассаж лица.






Развитие мимических мышц. Дыхательная гимнастика.






Зима – прекрасное время года. Но, давай вспомним осенний день.
-Представь, что пошел сильный дождь, он струйками стекает по вашему лицу (поглаживание), а теперь капельки дождя стучат по щекам (постукивание подушечками пальцев по щекам), а теперь снова струйки дождя текут по лицу и стекают по шее (поглаживание лица и шеи)

-После осеннего дождика выглянуло яркое солнышко, и вы очень обрадовались.

-Но вдруг опять набежала темная тучка, ты очень огорчились.

-А теперь подул легкий осенний ветерок, вдох-носом, долгий выдох ртом и унес тучки, и ты снова улыбнулся.

- Молодец! Все упражнения выполнял правильно.


Ребёнок выполняют движения.

Закрепление пройденного материала.


Конструктор «Буквус»

Костя, а сейчас давай с тобой составим из Буквуса слова: слон, кот.

Назови, пожалуйста, гласные звуки, согласные.

Ребенок составляет из конструктора слова и называет согласные и гласные звуки.










3.Заключительный этап.

Рефлексия. 

-Костя, в заключении нашего занятия давай вспомним, какие звуки есть в русском языке?

Чем они отличаются?

Гласные, согласные

- При произношении согласных, звуки встречают во рту преграды, а при произношении гласных преград нет.