Файл: Гпоу Сыктывкарский медицинский колледж им. И. П. Морозова дневник производственной практики по профилю специальности по пм. 04 Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований, в том числе мдк 01..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГПОУ «Сыктывкарский медицинский колледж им. И.П. Морозова»
ДНЕВНИК
производственной практики по профилю специальности
по ПМ. 04 Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований, в том числе:
МДК 01.01. Теория и практика микробиологических и иммунологических лабораторных исследований
обучающегося (ейся) группы _______________ специальности _______________________
______________________________________________________________________________
(ФИО)
Место прохождения практики (медицинская организация, отделение):
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Руководители производственной практики:
Общий руководитель _______________________________________________
Непосредственный руководитель _____________________________________
Методический руководитель_____________________________________________
Инструктаж по ТБ ________________________
МП
Движение по производственной практике
№п/п | наименование места производственной практики | сроки практики | подпись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
М.печати _____________________________
(подпись)
Лист ежедневной работы обучающегося на производственной практике
дата | содержание и объем проделанной работы обучающегося | оценка подпись руководителя | ||||||||||||||||||||
11.12 | Поступила на практику ГБУЗ «ЭГП» в качестве помощника лаборанта на базе бактериологической лаборатории. Данное лабораторное отделение состоит из лабораторных комнат:
(отделение подразделяется на чистую и грязную зоны) В течение дня была ознакомлена со следующими регламентирующими документами: - «Инструкцией по безопасности работы с микроорганизмами и возбудителями паразитарных болезней»; - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред.от 02.04.2014); -«Организация внутреннего контроля качества санитарно-микробиологических исследований»; В конце первого дня практики была ознакомлена с документацией по 3 видам стерилизационного контроля: бактериологического, химического, термического. | | ||||||||||||||||||||
12.12 | Манипуляция 1 Первичный посев кала (на бакпосев) Посев осуществляем на 2-е плотные питательные среды: Плоскирева и Левина, а для детских посевов добавляем чашку со средой Эндо, для дальнейшего исследования на энтеропатогенные кишечные палочки. Нанесение материала начинают со среды Плоскирева, Левина, Эндо. После нанесения материала начинаем его втирать в среду шпателем. Сначала делаем площадку 1-2 см и далее не касаясь этой площадки штрихами распределяем нанесённый материал. Распределив материал по поверхности агара на одной чашке, переносим шпатель, не обжигая его, на вторую, а затем на третью чашку. Втирание шпателем начинаем со среды Эндо, Левина, Плоскирева. При таком посеве получается рост изолированных колоний. Полученные изолированные колонии служат для пересева и получения чистой культуры изучаемого микроба. При высокой степени обсеменённости легко выявить патогенные микроорганизмы с прямого посева. После прямого посева испражнения заливаем средой обогащения (селенитовый бульон) в соотношении 1:5. Все посевы помещаем в термостат при температуре 37 градусов на 24 часа. Через сутки со среды обогащения делаем высев на дифференциально-диагностическую среду Висмут-сульфит агар (для выделения сальмонелл). | | ||||||||||||||||||||
13.12 | Манипуляция 2 Приготовление питательных сред: ЭНДО, МПА. Среда Эндо - среда синтетическая, твердая, элективная. Имеет следующий состав, г: пептон – 10, лактоза – 10, K2HPO4 – 3,5, NaHSO3 – 2,5, агар-агар – 15,0, вода дистиллированная – 1000 мл. К среде добавляют 4 мл 10 %-ного спиртового раствора основного фуксина, поэтому она окрашивается в розово-кремовый цвет. Среду стерилизуют в автоклаве и сохраняют в темноте. Используют для выращивания кишечной палочки. Бактерии из рода Escherichia на этой среде образуют малиновые колонии с металлическим блеском. Мясопептонный агар (МПА) – среда искусственная, твёрдая, общего назначения. Представляет собой плотную студнеобразную массу. Эта питательная среда широко применяется в лабораторной практике для выращивания микроорганизмов. Для её приготовления используют сухой агар-агар – полисахарид с низким содержанием азотистых веществ и не представляющий питательной ценности для микроорганизмов. Агар-агар имеет вид серых листовидных пластинок. Отличное гелеобразующее вещество, обладающее способностью набухать и растворяться при нагревании, а после застывания образовывать плотную студенистую массу. Для приготовления этой среды к 1 л МПБ добавляют 15-20 г агар-агара. Замачивают несколько часов для набухания агара, кипятят на слабом огне до полного его растворения, после этого доводят объём жидкости до первоначального дистиллированной водой, фильтруют через марлевый фильтр, смоченный предварительно горячей водой. Среду в горячем виде разливают в стеклянные колбы и стерилизуют в автоклаве. Готовый МПА имеет точку плавления 96-100 ºС и температуру застывания около 40 ºС, т. е. при комнатной температуре он всегда представляет собой твердую питательную среду. | | ||||||||||||||||||||
14.12 | Манипуляция 3 В четвертый день практики выполняла разлив сред. Разлив сред в чашки Петри:
Если посев проводят в день разлива среды, то её необходимо подсушить в термостате 20-30 минут в разобранном виде, открыто стороной вниз. Если посев проводят на следующий день, то чашки не подсушивая заворачивают в ту же бумагу, в которой их стерилизовали и помещают в холодильник. Разлив сред в пробирки:
Среды могут застывать в пробирках в виде:
Для получения скошенного и комбинированного столбика, пробирки с расплавленной агаровой массой укладывают в наклонном положении на специальную подставку, чтобы среда не заходила на 2/3 пробирки, не смачивала пробку. После застывания среды, пробирки ставят вертикально в штатив, дают стечь конденсату вниз. Пользоваться средой без конденсата нельзя. Ее следует снова растопить на водяной бане и скосить. | | ||||||||||||||||||||
15.12 | Манипуляция 4 Окрашивание по Граму и Циль – Нильсену Метод Грама. Относится к сложным методам окраски и позволяет дифференцировать грамположительные и грамотрицательные бактерии, что является важным таксономическим признаком. Результат окраски определяется особенностями строения клеточной стенки бактерий.
Метод Циля-Нильсена.Относится к сложным методам окраски и позволяет дифференцировать кислотоустойчивые и некислотоустойчивые бактерии.
| | ||||||||||||||||||||
16.12 | Манипуляция 5 Культуральные свойства бактерий на плотных и жидких питательных средах При описании колоний учитывают следующие признаки на плотных питательных средах учитывают:
В жидких питательных средах при росте микроорганизмов наблюдается помутнение среды, образование пленки или осадка.
При росте на полужидких (0,5-0,7% агара) питательных средах подвижные микробы вызывают выраженное помутнение, неподвижные формы растут только по ходу посева уколом в среду. Культуральные свойства Чаша №1
Чаша №2
| | ||||||||||||||||||||
17.12 | Манипуляция 6 Посев петлей на плотные среды в чашках Петри, скошенные среды, полужидкие среды Посев на жидкую питательную среду.
Посев в пробирку.
Посев на чашку Петри.
Посев петлей.
Посев шпателем. Материал наносят на поверхность среды петлей или пипеткой, затем стеклянным или металлическим шпателем тщательно втирают по всей поверхности агара, вращая полуоткрытую чашку. После посева стеклянный шпатель помещают в дезинфицирующий раствор, металлический — прокаливают в пламени горелки. Посев тампоном. Тампон с исследуемым материалом вносят в чашку и круговыми движениями втирают его содержимое в поверхность среды, одновременно вращая тампон и чашку. Посев газоном. 1 мл исследуемого материала (жидкая бульонная культура или взвесь микробов в физиологическом растворе) наносят пипеткой на поверхность среды и тщательно распределяют жидкость по всей поверхности чашки. Избыток материала отсасывают пипеткой и вместе с ней помещают в дезинфицирующий раствор. Посев уколом. Посев уколом в агар столбиком (прямой агар) применяется для выращивания анаэробов или выявления характерного признака микроба, так как рост по уколу типичен для ряда бактерий. Посев уколом в полужидкий агар практикуется также с целью длительного хранения культур. При посеве уколом в столбик желатина наблюдается разжижение ее бактериями, обладающими протеолитическим ферментом. Посев уколом в столбик питательной среды производят в пробирку со средой, застывшей в виде столбика. Пробирку берут в левую руку, как обычно, вынимают пробку и обжигают край пробирки, и в центре столбика питательной среды сверху вниз почти до самого дна пробирки вкалывают петлю с находящимся на ней материалом. | | ||||||||||||||||||||
19.12 | Манипуляция 7Приготовление фиксированных препаратов из культур микроорганизмовПриготовление окрашенного препарата из культуры микроорганизмов включает:
Приготовление мазка.
Для приготовления мазка из бульонной культуры на предметное стекло наносят 1–2 петли исследуемого материала, стерилизуя петлю перед каждым погружением в бульонную культуру микроорганизма, как описано выше, и равномерно распределяют по стеклу (в этом случае не требуется предварительного нанесения на стекло физиологического раствора). Высушивание мазка. Высушивание мазка производится на воздухе. Для ускорения высушивания предметное стекло с мазком, обращённым кверху, можно подержать в струе тёплого воздуха высоко над пламенем спиртовки, не внося препарат в пламя. Фиксация мазка. Для этого используют физический и химический методы. Физический метод заключается в фиксации мазка над пламенем спиртовки в течение нескольких секунд мазком вверх (троекратно по 1 секунде). Эту операцию проводят достаточно быстро, стараясь не перегреть мазок, так как при перегревании могут произойти необратимые изменения в клетке. Химический метод фиксации является более мягким по сравнению с фиксацией на пламени. В качестве фиксаторов используют этанол, ацетон, смесь Никифорова (эквивалентное соотношение этанола и эфира), метанол, формалин. После фиксации мазок можно окрашивать. Окраска мазка. Для окраски мазка следуют предписаниям для каждой методики окраски. При окраске простым способом на мазок наносят несколько капель раствора красителя так, чтобы весь мазок был покрыт им. Краситель оставляют на определённое время. Затем препарат промывают водой и просушивают фильтровальной бумагой. | | ||||||||||||||||||||
20.12 | Манипуляция 8Принять участие в исследовании дизбактериоза
| | ||||||||||||||||||||
21.12 | Манипуляция 9 Проведение контроля качества приготовленных питательных сред В лаборатории должен осуществляться качественный и количественный контроль качества питательных сред. Качественный контроль основан на оценке характера роста тестовых культур. Для этого суточную агаровую культуру тестового штамма пересевают в контролируемые питательные среды. Среду считают пригодной, если по истечении срока инкубации тестовый штамм дает хорошо различимый рост со всеми типичными для него признаками, которые предполагается выявлять на данной среде. Количественный контроль питательных сред проводится по следующим показателям: Влияние питательной среды на типичность микроорганизмов - оценку проводят по культурально - морфологическим и биохимическим признакам; Ингибирующие свойства среды - оценивают как степень подавления прочей микрофлоры по величине посевной дозы в КОЕ (колониеобразующие единицы), полностью подавляемой на среде, или по отношению количества выросших колоний бактерий к расчетному количеству посеянных бактерий, а также величиной отношения среднего числа сформировавшихся колоний тест-штамма на "неингибиторной" среде (среда выращивания) к среднему числу колоний на испытуемой "ингибиторной" среде (показатель ингибиции) с учетом разведения; Эффективность среды - выход микробных клеток из 1 мл питательной среды (в млрд./мл) и прирост числа микроорганизмов относительно засеянного (показатель эффективности); Показатель чувствительности среды - максимальное разведение культуры, обеспечивающее визуально обнаруживаемый рост колоний искомого штамма при культивировании в течение определенного времени и определенной температуре на всех засеянных чашках (пробирках) с питательной средой. Внутрилабораторный контроль качества питательных сред обеспечивает гарантию достоверных результатов. | |
ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Обучающегося (щейся) ______________________________________________
(ФИО)
Группы ________________ Специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика
Проходившего (шей) производственную практику с _____ по_____ 201__г.
На базе медицинской организации (МО):
__________________________________________________________________
ПМ.04 Проведение лабораторных микробиологических исследований
МДК.04.01. Теория и практика проведения лабораторных микробиологических исследований
За время прохождения производственной практики мной выполнены следующие объемы работ:
А. Текстовой отчет
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Руководитель практики от ГПОУ «СМК» : ________________________
Руководитель практики от медицинской организации (ФИО, должность): ____________________________________________________________________
М.П. МО
Перечень манипуляций, выполняемых на производственной практике.
ПМ. 04. Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований.
МДК 04.01. Теория и практика лабораторных микробиологических и иммунологических исследований.
Манипуляции по выполнению профессионального модуля ПМ.04. | Да | Нет |
1. ПК 4.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных микробиологических исследований | | |
Приготовление питательных сред в соответствии с рецептурой. | | |
Разлив питательных сред, подготовка их к стерилизации. | | |
Проведение контроля качества приготовленных питательных сред. | | |
Приготовление реактивов, красителей в соответствии с рецептурой, их маркировка, приготовление этикеток. | | |
Приготовление дезинфицирующих растворов по сертификационной инструкции к ним. | | |
Приготовление разных видов тампонов, ватно-марлевых пробок заправка лабораторной посуды и подготовка её к стерилизации. | | |
2. ПК 4.2. Проводить лабораторные микробиологические и иммунологические исследования. | | |
Подготовка исследуемого материала и анализов с объектов внешней среды к бактериологическому или серологическому исследованию | | |
Выполнение посевов исследуемого материала разными методами (тампоном, бактериальной петлей, бактериальным шпателем) на плотные жидкие, полужидкие и скошенные среды. | | |
Приготовление фиксированных микропрепаратов из культур микроорганизмов. | | |
Проведение окраски микропрепаратов разными методами (по Граму, простым методом, по Цилю-Нильсену и другими методами по требованию). | | |
Проведение микроскопии микропрепаратов и оценка микрокартины. | | |
Определение чувствительности к антибиотикам методом дисков (постановка и учет результатов). | | |
Изучение культуральных свойств бактерий с оформлением записей в дневнике (не менее двух чашек Петри по Вашему выбору). | | |
Изучение результатов постановки биохимических тестов с оформлением записей в дневнике (не менее двух исследований по Вашему выбору). | | |
Принять участие в постановке серологических и иммунологических реакций РА, РП, РПГА, ИФА и других исследований по возможности лаборатории. Принять участие в исследовании на стафилококки (стрептококки) менингококки, эшерихии, шигеллы, сальмонеллы, коринебактерии, бордетеллы, дисбактериоз, пищевые отравления, исследования объектов внешней среды, хламидиоз, микоплазмоз. Оформить записи в дневнике, в каких исследованиях принимали участие. | | |
3.ПК 4.3. Регистрировать результаты проведенных исследований | | |
Оформление лабораторной документации по результатам проведенных исследований | | |
Оформление лабораторной документации по приготовлению питательных сред. | | |
Оформление документации по работе в стерилизационном блоке. | | |
Оформление документации по приему, регистрации, маркировки клинического материала, анализов с объектов внешней среды | | |
Знакомство с нормативной, отчетной, учетной, текущей документацией лаборатории. | | |
4.ПК 4.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной посуды, инструментария, средств защиты. | | |
Проводить дезинфекцию отработанного материала, использованной посуды, инструментария. | | |
Проводить уборку и дезинфекцию рабочего места по инструкции в зависимости от возбудителей заболеваний. | | |
Принять участие в работе стерилизационного блока. Оформить записи в дневнике о режимах стерилизации сред, инструментария, посуды, уничтожения микробных культур, биологического материала | | |
Место печати Подпись
ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТА
Студент(ка)_______________ группы ____ специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика» проходил (а) производственную практику с « » _____ 201 г. по « » ______ 201 г.
на базе ___________________________________________________________________________
Наименование ПП ПМ.04. Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований МДК 04.01 Теория и практика лабораторных микробиологических и иммунологических исследований
2. Внешний вид студента ___________________________________________________________
3. Дисциплинированность, прилежание _____________________________________________
4. Теоретическая подготовка, умение применять теорию на практике _____________________
_________________________________________________________________________________
5. Проявление интереса к специальности _____________________________________________
6. Ведение и заполнение дневника ___________________________________________________
7. Какими умениями и навыками овладел (а) хорошо? ___________________________________
_________________________________________________________________________________
8. Какими умениями и навыками не владеет или владеет плохо?__________________________
_________________________________________________________________________________
9. Умеет ли заполнять медицинскую документацию? _______________________________
10. Индивидуальные особенности студента: инициативность, уравновешенность, аккуратность, отношение к выполняемой работе, коммуникабельность,
_________________________________________________________________________________
11. Умение контактировать с пациентами, сотрудниками________________________________
_________________________________________________________________________________
12. Участие в санпросветработе, общественной жизни лечебного учреждения ______________
_________________________________________________________________________________
13. Общее впечатление о работе студента во время прохождения практики_________________
_________________________________________________________________________________
14. Замечания студенту_____________________________________________________________________
15. Оценка за теоретические знания ____________________
Оценка за практические навыки ___________________
Практику прошел с оценкой _____________________________________________________
(неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично)
16.Заключение о готовности к самостоятельной работе _________________________________
Общий руководитель практики______________________________________
Непосредственный руководитель практики____________________________
М.П