Файл: Реферат по дисциплине Педагогика По теме Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МКУ «Управление образования»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр»

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Реферат по дисциплине:

«Педагогика»


По теме:

«Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.»

Исполнитель:

Панина Елена Васильевна

г. Рубцовск 2020 год

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Содержание:

Введение 3

1. Семья как субъект педагогического взаимодействия.

1.1 Особенности воспитания детей в семье 4-5

    1. Классификации и аспекты семьи. 5-7

2. Семья как жизнедеятельная система и её функции.

2.1 Семья как социальный институт 7-8

2.2 Функции семьи 8-9
3. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности

3.1 Воспитательная функция семьи 9-11

3.2 Семья как субъект воспитания личности. 12-14
Заключение. 15

Список литературы. 16

Введение

Семья- важнейшая ячейка и высшая моральная ценность общества.

С точки зрения психологии - семья это тонкий механизм взаимодействия между всеми членами семьи, который уже уникален по своей природе происхождения.

С точки зрения педагогики - семья ориентирована на воспитание духовных и общечеловеческих ценностей подрастающего поколения.

Субъект - человек, индивид, личность, взгляд исходящий от себя, внутри, себе принадлежащее.

Семья - субъект, а всё что взаимодействует с семьёй - это объект.

Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений. Ещё В.Г.Кротов сказал: «Семья –компас для младенца, стартовая площадка для младших, место приземления для старших и полигон взаимоотношений для каждого.» Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Объектом моего реферата является- семья. 

Цель данной работы, показать семью, как комплексное социальное явление, как субъект педагогического взаимодействия и воспитания личности.


Основными задачами являются, исследование психолого-педагогической литературы для раскрытия понятий семья, педагогическое взаимодействие, семейное воспитание; определение и характеристика воспитательного потенциала семьи; сделать итог на основе характеристик стилей семьи. Семейному воспитанию присущи свои методы: личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Выбор того или иного метода происходит сугубо индивидуально с учётом конкретной ситуации, в которой происходит воспитательное воздействие.



1. Семья как субъект педагогического взаимодействия.

Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.
1. Концепции семейной педагогики, т. е. научные теории и основные направления, включают:

1) формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие;

2) бережное отношение к личности ребенка в семье, ответственность за него.

2. Целью семейного воспитания являются:

1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;

2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей .

Всё это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.

Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.

3. Значение воспитания детей в семье:

1) семья создаёт для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;

2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;

3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.
1.1 Особенности воспитания детей в семье.

Семья- ячейка общества, коллектив, спаянный не только общественным, а также брачными или родственными узами, общностью быта, особыми морально-психологическими,эмоционально-эстетическими и правовыми отношениями. Семья - самый интимный коллектив. В этом её особая притягательная сила для человека, один из источников могучего влияния на каждого из её членов. Возникающие между членами семьи отношения определяют морально-психологический климат семьи, влияющий на отношение детей к миру, к окружающим их людям, к духовным и материальным ценностям, к самим себе. Естественно, что наибольшее влияние на личность ребёнка оказывает семья, стоящая на высоком уровне понимания политических, трудовых, нравственных требований общества.

Успех семейного воспитания детей зависит от воспитательного потенциала семьи. Под этим следует понимать материальные и бытовые условия, численность и структура семьи. Её идейно-нравственная, эмоционально-психологическая и трудовая атмосфера. Характер общения между членами семьи и с окружающими. Образование, профессия отца, матери, их личный пример. Свободное время и организация домашнего досуга, в том числе использование средств информации и культуры. Традиции семьи. Уровень педагогической культуры взрослых, распределение между ними воспитательных обязанностей. Взаимосвязь семьи, школы и общественности.

Родители для детей – это жизненный идеал.

Воспитательная действенность семьи заключается и в том, что она оказывает влияние на детей с первых месяцев их жизни. То есть в то время, когда они ещё не подвергались другим целенаправленным педагогическим влияниям. Особая эффективность семейного воздействия на подрастающее поколение обусловлена естественностью усвоения социального опыта в семье. Длительностью общения родителей с детьми и многократной повторяемостью воздействия. Особой значимостью родительского авторитета для детей. Чрезвычайно важен тот факт. Что воздействие семьи на детей- интеллектуальное, нравственное, эстетическое- осуществляется на эмоциональной основе.
1.2 Классификации и аспекты семьи.
Существуют общие факторы, обеспечивающие особую роль семьи в социализации личности. Это непрерывное, устойчивое влияние на ребенка с момента рождения; построение отношений в семье на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности; передача опыта от поколения к поколению, чему способствует общение и взаимодействие в семье между людьми разного возраста. Родители имеют возможность учитывать индивидуальные особенности своего ребёнка, его интересы и потребности. Семьи 
классифицируют по различным признакам:

-по структуре (количеству членов, их возрастному составу): различают семьи из трех поколений — родители, дети, внуки; из двух поколений — родители и дети; однодетные семьи; многодетные (имеющие трех и более детей); неполные, в которых нет одного из родителей; бездетные и др.;

-по условиям жизни и развития в семье (благополучные и неблагополучные);

-по стилю семейного воспитания (авторитарный, демократический, либеральный).

Авторитарный стиль (основан на подавлении самостоятельности, инициативы ребёнка, требовании послушания, жесткой дисциплины, применении запретов и наказаний, как основных способов воздействия)характеризуется строгостью, излишней требовательностью, что вызывает протест или агрессивность, апатию или пассивность у детей. Проявляется это внешне в грубости, лжи, лицемерии, вызывает у ребенка чувство страха и незащищенности.

Демократический стиль (предполагает единство прав и обязанностей ребёнка, выражает оптимизм по поводу его потенциальных возможностей, стимулирует его самостоятельность и активность)характеризуется уважением родителей к личности ребенка, к его позиции, самостоятельности. Они умеют выслушать детей, не навязывают своих решений, способствуют проявлению их творческой инициативы. В такой семье ребёнок чувствует себя комфортно, ему сопутствует успех, он не боится родителей, рассказывает о сокровенном, делится проблемами, прислушивается к советам, имеет чувство собственного достоинства.

Либеральный стиль (или попустительский, провозглашающий абсолютную свободу ребёнка в выборе ценностных ориентации, поступков, действий)предполагает потакание ребёнку во всем, вседозволенность, безответственность, безнаказанность. Дети «защищены» чрезмерной любовью или абсолютным безразличием. Это приводит к лицемерию, эгоизму, распущенности, недисциплинированности, отсутствию норм морали.

Родители, искренне любящие своего ребенка, желающие ему добра, взаимодействуют с ним на демократических основах, но чувствуют, когда необходимо использовать в воспитании элементы авторитарного или либерального стиля. И. Клемантович предлагает классифицировать семьи по воспитательным возможностям:

  • благоприятные для формирования личности ребенка (семьи, в которых родители любят детей, умеют содержательно организовать их и свою жизнедеятельность; члены семьи друг друга понимают и оказывают поддержку; в основе взаимоотношений лежат нравственные нормы; родители имеют высокий культурный уровень);

  • менее благоприятные для развития ребенка (семьи, в которых ему уделяется или чрезмерное внимание, или его недостаточно, где нет места требовательности, где родители занимаются разрешением собственных проблем в ущерб заботе о собственных детях). Родители посещают школу, но не умеют использовать советы учителей по воспитанию вследствие низкой педагогической культуры;

  • неблагоприятные для формирования личности ребенка (семьи, в которых родители (или один из них) ведут аморальный образ жизни; предпочитают авторитарный стиль общения с ребенком (подавление личности, жесткий контроль); не умеют разумно организовать жизнедеятельность семьи; не обладают должным родительским авторитетом; имеют низкий культурный уровень; родители и дети не понимают друг друга. Родители не интересуются проблемами ребенка, не приходят в школу, не занимаются его воспитанием и развитием. Такое отношение может вызвать злобу, уход ребенка в себя, агрессивность по отношению к семье или более слабым);

  • нейтральные семьи (дети предоставлены сами себе, имеют полную свободу в действиях, ребенка в такой семье не любят. Он лишен опоры, правильного руководства, защиты, может оказаться в противоправной среде).



2. Семья как жизнедеятельная система и её функции.

2.1 Семья как социальный институт

Современная семья - это основанная на браке или родстве малая социальная группа. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенной является простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется расширенная (или сложная) семья. Она включает в себя три поколения и более, живущих вместе и связанных общим хозяйством. В зависимости от наличия в семье супругов, образующих ядро семьи, различают полные и неполные семьи. В состав полной семьи входят оба супруга, а в неполной семье один из супругов отсутствует. Однако любой тип семьи предполагает совместную жизнедеятельность её членов.

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой протекали бы основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на всё его развитие. В связи с этим семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом.

Отечественный социолог Баранов С.П. определил семью не только как брачную группу, но и как социальный институт.Социальный институт - это совокупность статусов и ролей, необходимых материальных, культурных и других средств и ресурсов, направленных на выполнение определенной социально значимой функции. В содержательном плане социальный институт - это определённая совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определённой ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.