Файл: Реферат по дисциплине Педагогика По теме Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на чётко разработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
2.2 Функции семьи

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а так же семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.

Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идёт об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия, характеризуют роль семьи как социального института.

У каждого института есть свои особенности и функции.

Основными функциями семьи являются репродуктивная, хозяйственно- экономическая, организация досуга и отдыха, коммуникативная и воспитательная.

Для семьи воспитательная функция является одной из главных и включает три основных аспекта:

  • передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, духовной культуры, привитие им чувства гражданственности, воспитание нравственности, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры;

  • систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена в течение всей его жизни;

  • постоянное влияние детей на родителей (и других членов семьи), побуждающее взрослых активно заниматься самовоспитанием.

Семья воздействует на формирование всех сторон развивающейся личности ребёнка.

Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции - главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других социальных институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают её особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принуждённой или приспособленной в определённых исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание, социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьёй и обществом может изменяться в ходе истории.


Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, раскрывают исторически переходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.
3. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности
3.1 Воспитательная функция семьи

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет её влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый аспект - формирование личности ребёнка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

Третий аспект - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Семья активно участвует в формировании личности ребёнка. Особенности взаимоотношений в общении между членами семьи создают специфическую морально-психологическую атмосферу, которая играет важную роль в решении каждой семьёй её воспитательных задач.


Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Так что же такое семейное воспитание. Воспитание - это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне.

Семья - это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общении. Семья также является первичной средой, где человек должен учиться творить добро.

Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители.

Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка. Благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.

Из опыта воспитания детей огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.

Семья в воспитании ребёнка является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого сознания, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия определяют характер поведения ребёнка в семье.

Для успешного семейного воспитания необходимо и установление определенных приоритетов в распределении семейных обязанностей. Именно фактор приобщённости каждого к семейным делам помогает формировать у детей такие качества, как ответственность за порученное дело, трудолюбие, готовность прийти на помощь ближнему, что в последующем будет очень важным в процессе социализации личности.

Влияние семьи на развитие растущего человека на разных этапах не остается одинаковым. Наиболее значимо оно в первые годы его жизни. Однако это не означает, что роль семейного воспитания утрачивается с поступлением ребёнка в образовательное учреждение. Пребывание в нем не исключает ежедневного общения родителей с детьми и, следовательно, родительского влияния. Более того, семья — это единственная педагогическая система, воздействие которой человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи, а в том, что семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими социальными системами и институтами.


Какого человека ждёт общество? Человека, который является личностью, обладающей следующим набором качеств, необходимых для проявления собственной личностной позиции:

- самостоятельность в выборе и принятия решений;

- умение отвечать за свои поступки;

- способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их;

- готовность к действиям в нестандартных ситуациях;

- обладание набором ключевых учебных компетенций и способность к их применению;

- обладание приёмами учения и готовность к постоянному совершенствованию;

- способность к проявлению толерантности, пониманию своего мнения как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного.

Причём, чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным воспитанием и воспитанием общественным, тем значительнее его результат.

Концепция семейной педагогики - это создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности. Только такое семейное воспитание может сделать ребёнка счастливым.

Воспитание в семье носит комплексный, естественный характер. Важнейшим фактором реализации воспитательного потенциала семьи выступает сознательная, целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность родителей, которая подчинена ценностному идеалу и направлена на то, чтобы способствовать самосовершенствованию ребёнка в его стремлении стать полноценной высоконравственной личностью.

Хорошая семья представляет собой коллектив, где все члены спаяны отношениями любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну их величайших ценностей жизни.

Как правило, семья должна оказывать на ребёнка только положительное влияние, но это бывает не всегда. Бывают случаи и отрицательного воздействия на ребёнка, это конфликтная сторона семьи, куда входят постоянные ссоры, скандалы между членами семьи конфликтная сторона семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности, и в такой ситуации дети чувствуют себя ущербными и несчастными.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей должно обеспечивать их физическое совершенство и нравственную чистоту. Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т.е. в основу воспитания закладывается принцип "делай как я".


Семья - это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те основы, которые способствуют развитию личности. Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.

3.2 Семья как субъект воспитания личности.

Семейное воспитание – это система, которая управляет взаимоотношениями родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют правильному и равномерному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве случаев ведут к трудности в воспитании и изменении личности. Последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье: детская безнадзорность и беспризорность; побеги из дома; половая распущенность; правонарушения и преступная деятельность; алкоголизм; наркомания и токсикомания.

Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят:

· отношения и общение в коллективе;

· отношения и общение на улице;

· общение с товарищами;

· отношение к себе;

· отношение к природе, к внешнему миру;

· отношение к общественным требованиям;

· отношения в семье, которое является самым важным пространством для ребёнка.

Как видно из приведённого списка огромную роль в становлении культурно и нравственно развитой личности играет семья. В ней закладываются основы личности ребенка.

Семья активно участвует в формировании личности ребёнка. Особенности взаимоотношений в общении между членами семьи создают специфическую морально-психологическую атмосферу, которая играет важную роль в решении каждой семьи её, социально-культурных задач.