Файл: Реферат по дисциплине Педагогика По теме Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Педагогически грамотная организация жизни в семье формирует у ребенка полезные нравственные и культурные потребности:

· в самой семье, заботе о близких людях, любви к ним;

· в духовном общении и совместном переживании; в разумном потреблении материальных благ;

· в самовоспитании и самосовершенствовании;

· в прямодушии, честности, откровенности, правдивости;

· в исполнении по убеждению, привычке и чувству долга любого бытового труда.

Сначала семья, а затем совместно другие социальные институты и семья, составляют содержательно-организационное ядро целостного воспитательного процесса. Вокруг и внутри этого ядра концентрируются все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность. От семьи зависит формирование основ личности, ее отношение к жизни.

Семье свойственно естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций всеми ее членами, ответственное их исполнение. В семье формируется неформальное мнение по самым острым и животрепещущим вопросам общественной жизни.

Семья - социальный микромир, отражающий всю совокупность общественных отношений к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, соседям и друзьям, природе и животным.

Все это - основная питательная среда, в которой дети живут и которую отражают в себе.

Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации.

Для снижения девиантного поведения детей в обществе Коджаспирова Г.М. выделяет систему принципов семейного воспитания:

1) дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

2) родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию;

3) воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей;

4) диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания;

5) личность самих родителей идеальная модель для подражания детей;

6) воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

7) все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребёнка, должны быть построены на игре.


Мардахаев Л.В. для повышения воспитательных возможностей семьи предлагает ряд следующих мер:

  • подготовку к семейной жизни;

  • поддержание нравственного климата в семье;

  • психологическую и нравственную подготовку к рождению ребенка;

  • обеспечение взаимодействия семьи и детского сада, школы в воспитании детей;

  • обеспечение единства и согласованности воспитательных усилий родителей;

  • формирование критического подхода родителей к своей педагогической деятельности, разумный поиск путей совершенствования воспитания детей.

Основная задача помочь члену семьи (независимо от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической и социально-педагогической работы.

Заключение

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Поэтому очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.

Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX -- начала XX в. П. Ф. Лесгафт, который считается одним из крупнейших теоретиков семейного воспитания, сформулировал условия, при которых каждый ребенок может стать “идеально нормальной личностью”. К этим условиям относил, прежде всего, атмосферу любви и взаимного уважения в семье. Человек, лишенный подобной атмосферы, не способен уважать своих близких, сограждан, любить Родину, делать добро.

Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.

Список литературы
1. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1999.


2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие. М.: "Академия", 2002.

3. Педагогика. Под ред. С. П. Баранова и др. М., 1996.

4. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. М., 2003.

5. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М.: Мысль, 1993.

1. Браун, Дж., Кристенсен, Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001.

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1998. – 208.

3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.

4. Сластенин В. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

5. Электронный ресурс: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00531280_0.html (дата обращения 11.07.2017)

6. Электронный ресурс: http://www.psychologos.ru/articles/view/stadii-i-etapy-razvitiya-semi (дата обращения: 11.07.2017)

7. Электронный ресурс: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/konspekt/90.php (дата обращения 07.07.2017)

8. Электронный ресурс: http://ecsocman.hse.ru/data/802/649/1219/t9.pdf (дата обращения:11.07.2017)