Файл: Реферат по дисциплине Педагогика По теме Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности..docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогически грамотная организация жизни в семье формирует у ребенка полезные нравственные и культурные потребности:
· в самой семье, заботе о близких людях, любви к ним;
· в духовном общении и совместном переживании; в разумном потреблении материальных благ;
· в самовоспитании и самосовершенствовании;
· в прямодушии, честности, откровенности, правдивости;
· в исполнении по убеждению, привычке и чувству долга любого бытового труда.
Сначала семья, а затем совместно другие социальные институты и семья, составляют содержательно-организационное ядро целостного воспитательного процесса. Вокруг и внутри этого ядра концентрируются все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность. От семьи зависит формирование основ личности, ее отношение к жизни.
Семье свойственно естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций всеми ее членами, ответственное их исполнение. В семье формируется неформальное мнение по самым острым и животрепещущим вопросам общественной жизни.
Семья - социальный микромир, отражающий всю совокупность общественных отношений к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, соседям и друзьям, природе и животным.
Все это - основная питательная среда, в которой дети живут и которую отражают в себе.
Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации.
Для снижения девиантного поведения детей в обществе Коджаспирова Г.М. выделяет систему принципов семейного воспитания:
1) дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
2) родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию;
3) воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей;
4) диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания;
5) личность самих родителей идеальная модель для подражания детей;
6) воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
7) все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребёнка, должны быть построены на игре.
Мардахаев Л.В. для повышения воспитательных возможностей семьи предлагает ряд следующих мер:
-
подготовку к семейной жизни; -
поддержание нравственного климата в семье; -
психологическую и нравственную подготовку к рождению ребенка; -
обеспечение взаимодействия семьи и детского сада, школы в воспитании детей; -
обеспечение единства и согласованности воспитательных усилий родителей; -
формирование критического подхода родителей к своей педагогической деятельности, разумный поиск путей совершенствования воспитания детей.
Основная задача помочь члену семьи (независимо от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической и социально-педагогической работы.
Заключение
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Поэтому очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.
Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX -- начала XX в. П. Ф. Лесгафт, который считается одним из крупнейших теоретиков семейного воспитания, сформулировал условия, при которых каждый ребенок может стать “идеально нормальной личностью”. К этим условиям относил, прежде всего, атмосферу любви и взаимного уважения в семье. Человек, лишенный подобной атмосферы, не способен уважать своих близких, сограждан, любить Родину, делать добро.
Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.
Список литературы
1. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1999.
2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие. М.: "Академия", 2002.
3. Педагогика. Под ред. С. П. Баранова и др. М., 1996.
4. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. М., 2003.
5. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М.: Мысль, 1993.
1. Браун, Дж., Кристенсен, Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001.
2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1998. – 208.
3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
4. Сластенин В. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
5. Электронный ресурс: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00531280_0.html (дата обращения 11.07.2017)
6. Электронный ресурс: http://www.psychologos.ru/articles/view/stadii-i-etapy-razvitiya-semi (дата обращения: 11.07.2017)
7. Электронный ресурс: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/konspekt/90.php (дата обращения 07.07.2017)
8. Электронный ресурс: http://ecsocman.hse.ru/data/802/649/1219/t9.pdf (дата обращения:11.07.2017)