Файл: Общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная
ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Группа ММ20П175
Студент Ножкин Илья Владимирович

Москва 2022

Практическое занятие №1 по теме «Психология воли»

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних порепятствий.

2. Благодаря воле разумное решение претворяется в действие.

3. Воля – способности человека управлять по своему сознательному решению внутренними процессами и состояниями, различными параметрами действительности.

4. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций и проявляет себя в них: побудительная («не хочется, но надо») и торможения («хочется, но нельзя»).

5. Исследование волевого поведения шло в двух главных направлениях – исследование философское и исследование естественнонаучное.

Задание 12.
К какому виду (волевые, импульсивные, автоматизированные) относятся описанные действия человека? Укажите, по каким признакам вы это определили.
А. Во время Великой Отечественной войны на одном из участков фронта бойцы видели, как наш бомбардировщик совершил вынужденную посадку. Когда к нему подбежали, все члены экипажа лежали без признаков жизни. Окровавленный летчик сидел, вцепившись в штурвал. Ноги его нажимали на тормоза. Видно было, что последним движением раненой левой руки он ударил по выключателю зажигания, чтобы остановить мотор и не вызвать пожара при неудачной посадке... Через некоторое время, уже в медпункте, летчик, придя в себя, сквозь стиснутые зубы сказал: «Задание выполнено... Как экипаж? Самолет цел?» — и вновь потерял сознание.

Ответ:  Здесь волевое действие человека, я определил по признакам- у летчика было задание, он его выполнил (предварительная постановка цели)!
Б. В ряде исследований отмечалось, что если включение лампочки несколько раз сочетать с электрическим раздражением руки испытуемого, то через некоторое время он начинает отдергивать руку, как только зажигается лампочка, даже при отсутствии электрического раздражения.


Ответ: Ступени волевой регуляции 8В. (автоматизированное действие) здесь явно процесс, когда отдельные операции перестают требовать специальной ориентировки и происходят сами, сразу, автоматом. Ранее было воздействие –раздражение руки и выработалось данное действие. Человек никогда не сознает до конца всех элементов регуляции, исполнения и контроля действия (например, необходимых мышечных сокращений).

В книге А.Ф.Федорова «Подпольный обком действует» рассказывается о группе советских людей, направлявшихся в партизанский отряд и попавших в город во время бомбежки. Когда один из партизан, серьезный человек, увидел низко летящий фашистский самолет, он внезапно выхватил из-за пояса гранату и замахнулся на самолет. Друзьям пришлось схватить товарища за руку.

Ответ: (импульсивное поведение) Импульси́вность — черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Партизан именно действовал так. Необдуманные поступки совершаются под влиянием сильных эмоциональных переживаний, интенсивных внешних раздражителей, состояния растерянности или утомления. Все эти факторы временно снижают способность к самоконтролю. Стойкая, но не патологическая импульсивность наблюдается на определенных этапах психического развития человека, при некоторых типах характера.
Задание 13.

Укажите, какая функция воли (регулирующая, стимулирующая, задерживающая) проявляется в каждой ситуации. Дайте обоснование своих ответов.
A. Человеку страшно хочется пить. Он подходит к водоему, готов зачерпнуть воды и выпить ее. Но ему говорят: «В этом водоеме обнаружен холерный эмбрион, имейте это в виду». Человек выливает воду и идет дальше.

 Ответ: Регулирующая, т.к человек смог прекратить свои действия в данной ситуации.
Б. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто в нем находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом, благополучно сажает его и тут же теряет сознание. Из самолета его выносят уже мертвым.

Ответ:  Задерживающая, не смотря на смертельную рану – летчик смог посадить самолёт и только потом умер.


B. В очень жаркий день подросток М. работал на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень усталым и изнуренным, он отказался, объяснив, что решил довести начатое дело до конца.

Ответ: Стимулирующая. Сначала довести дело до конца, потом отдыхать. Здесь проявляются волевые качества подростка, доведение цели и задания до конца, его ответственность.
Практическое занятие №2 по теме

«Психология чувств»

Задание 2.

Определите вид чувства: «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к Онегину» (Из письма П.И. Чайковского)

Ответ: Эстетические (восторг, вдохновение), (увлеченность, удовлетворенность деятельностью, радость от успехов).

Задание 4.

1. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами:

а) моральными;

б) интеллектуальными; -правильный ответ

в) эстетическими;

г) практическими

Задание 5.

Определите, какое влияние (регулирующее, стимулирующее или дезорганизуещее) оказали чувства на деятельность в следующих примерах.

A. Идет урок английского языка. Ребята принесли в класс ворону, молодая преподавательница Н. забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее, в это время учитель М. заглядывает в класс. Он резко отчитывает Н. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объяснить своему учителю, любимому человеку, суть происходящего. Но тот холоден и строг. Тогда Н. возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из ребят завернул в тряпку. И так, в тряпке, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ребята грубят учительнице. Одного за другим она выгоняет их за дверь. (Дезорганизующее)

Б. Досадное чувство собственного безволия возникает тогда, когда отступаешь перед трудностями. В этих случаях стоит только безжалостно и искренне назвать себя тряпкой, никчемным человеком, как просыпается чувство оскорбленной гордости. С такой «злостью» и досадой берешься за работу, что себя не узнаешь. (Стимулирующее)
В. Группа ребятишек забралась на лодочный пирс. Взрослый незаметно подошел к ним и громко крикнул: «Вы что тут, озорники, делаете?» Ребята бросились врассыпную, прежде чем успели подумать, что ничего плохого они не сделали. Но удрали не все ребята, один из них сел на землю и заплакал. А один из ребят нахмурился, сжал кулаки и пошел к взрослому выяснять обстановку, хотя ему тоже было страшно. (Регулирующее).

Г. Сталевар, 41 г., переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профессию, сознательно и 2ответственно относился к труду. Во время войны работал с высокой производительностью, по две-три смены не выходя из цеха. Теперь работа ему тягостна, он жалуется на крайнюю усталость, хочет перейти на инвалидность. (Дезорганизующее)

Задание 7.

Какое явление в области чувств видим в следующем примере? Как оно называется? «Я не знаю, — пишет юноша девушке, — люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется, что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Я спрашиваю себя: почему я тебя люблю? И не нахожу ответа. Кажется, нет оснований и для ненависти. Может быть, ты поможешь мне понять самого себя и чем вызвано мое такое нелепое состояние? (Неопределенность)
Задание 10.

Выберите правильный ответ.

  1. Теория Джеймса—Ланге позволяет объяснить:

а) причину того или иного поведения;

б) направленность чувств;

в) эмоциональное состояние;

г) ни один ответ не верен.
Б. Центр удовольствия:

а) находится в коре головного мозга;

б) при своем возбуждении подавляет чувство голода;

в) называется также центром счастья;
B. Проявления эмоций у людей:

а) строго управляются внутренними механизмами;

б) определяются культурой;

в) относительно сходны в разных культурах.
Г. Среди различных проявлений чувств легче всего поддаются описанию: а) внутренние переживания;

б) физиологические изменения;

в) внешние реакции;

г) ни один ответ не верен.
Д. Интенсивность наших чувств зависит в основном:

а) от восприятия ситуации;

б) от внутреннего состояния организма;

в) от анализа полученных сведений;

г) от значения той потребности, с которой связано чувство.
Е. Положительные эмоции возникают оттого, что имеющаяся информация:

а) избыточна;

б) недостаточна;

в) достаточна.


Практическое занятие 3 «Психология эмоций».
Тезисный конспект одной статьи (из предложенных) – по выбору студента.

Бодров В.А. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. — СПб. : Питер, 2001. — С. 448-454

Проблема личностной детерминации уровня психологического стресса явилась предметом ряда исследований. Основанием для специального изучения этой проблемы послужили данные о личностной дифференциации в зависимости от степени выраженности и, особенно, устойчивости уровня психофизиологической активации или психической напряженности в условиях сложной деятельности.


Многими исследователями отмечалось, что специфичность реагирования в стрессе обусловливается не только характером внешней стимуляции, но и психологическими особенностями субъекта. Н. Basowitz et al. писали: «… В будущих исследованиях… не следует рассматривать стресс в качестве фактора, навязанного организму, его следует рассматривать как реакцию организма на внутренние и внешние процессы, которые достигают тех пороговых уровней, на которых его физиологические и психологические интегративные особенности напряжены до предела или более того» [212, р. 288–289]. То же самое по существу подчеркивает и Р. Лазарус: вследствие «индивидуальных различий в психологической конституции отдельных личностей любая попытка объяснить характер стрессовой реакции, основываясь только на анализе угрожающего стимула, была бы тщетной» [103, с. 205]. Он также отметил, что определение неблагоприятности стимула, условий, событий требует, чтобы это воздействие соотносилось со структурой и функцией того объекта (ткань, орган, индивид, личность), на который оно направлено. Применительно к психологическому стрессу степень вредности или неблагоприятности стимула также зависит от характера психологической структуры личности.

Вредность стимула, создающего психологическую стрессовую реакцию, воспринимается символически в виде совокупности представлений о событии с неблагоприятным исходом, последствиями. Иногда оно формируется в психический образ будущего события с нежелательным исходом и в этом случае вредность стимула как бы предвидится.

Эмоциональная реакция личности является существенным внутренним условием, определяющим ее психическую деятельность. Именно поэтому так велика роль индивидуальной, личностной реакции данного индивида, на внешние воздействия в процессе организации и развития последующей стрессовой реакции.

Если сущностью психологического стресса является эмоциональное состояние, развивающееся на негативно оцениваемую ситуацию (воздействие), то анализ причинных факторов, порождающих стресс, возможен только с учетом личностных установок данного субъекта.

Известно, что один и тот же стрессогенный стимул либо вызывает, либо не вызывает развитие стрессовой реакции в зависимости от ориентации человека по отношению к этому психологическому стимулу. Не само по себе воздействие как таковое является причиной последующий реакции организма, а отношение к этому воздействию, его оценка, причем оценка негативная, основанная на неприятии стимула с биологической, психологической, социальной и прочих точек зрения данного индивида. Объективно вредоносный стимул, если он не признается за таковой данной личностью, не является стрессором. Физиологические проявления стрессора у данного конкретного индивида не могут быть непосредственно соотнесены с характером стресс-воздействия. Не внешние, а внутренние психологические условия и процессы являются определяющими для характера ответного реагирования организма. Типы и формы этих реакций имеют индивидуальные, личностные черты.