Файл: Педагогическая справедливость показатель объективности действий педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад на тему

«Педагогическая справедливость –

показатель объективности действий педагога.»

Выполнила студентка группы ППОз-221 Пузикова А.М.

Идею справедливости рассматривают в историко-философском и педагогическом аспектах. В историко-философском аспекте внимание акцентируют на ее эволюции, понимании сущности и содержания. В педагогическом - на определении условий, форм и методов, средств формирования справедливости в человеке.

Конфуций (551-479 до н. э.) основой справедливых отношений между людьми считал гуманность и благородство. Воспитывая своих учеников, он подчеркивал, что благородный человек подобен совершенной личности, которая в течение жизни находится в поисках собственного нравственного назначения и утверждает справедливость. Воспитанники Конфуция уважали его не только за знания, а прежде всего за справедливое отношение к ним.

Центральной идеей учения Моисея также является идея справедливости. Ее суть заключается в знании пределов, заданных нормами справедливости.

Справедливость отражает соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, правилами и обязанностями. Это определенный подход к оценке поведения, основанный на критерии общественной пользы. Несоответствие оценивается моральным сознанием как несправедливость.

Педагогическая справедливость - беспристрастное, объективное отношение педагога к ученикам, основанное на любви и уважении к воспитанникам, абстрагированное от личностных симпатий и антипатий.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал, что справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю, но справедливым может быть лишь педагог, до тонкости знающий духовный мир каждого ученика.

Справедливость тесно связана с понятием добра. Нет добра без справедливости. Но добро шире справедливо­сти. Справедливость можно считать миниму­мом добра в том смысле, что она тоже добро. В моральном сознании учителя справедливость играет роль оценки достоинств и заслуг человека, вы­ступает своеобразным мерилом объективности этой оцен­ки, ее соответствия конкретным делам.
Следовательно, справедливость, с одной стороны, воспринимается как нравственное качество учителя, с другой — как оценка мер его воздействия на учеников, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом.

Справедливость должна быть характерным свойством учителя. Ученики различаются между собой по характеру, темпераменту, способностями, физическими и духовными возможностями развития. Педагог бессознательно проявляет неодинаковое отношение к ним. Каждый ученик, несмотря на индивидуальные свойства, имеет равные права на внимание и уважительное отношение учителя. Отсутствие объективности в отношении к ученикам нивелирует моральный авторитет педагога и препятствовать успешному осуществлению учебно-воспитательного процесса. Учителя признают несправедливым человеком.

Г.-В.-Ф. Гегель в работе "Народная религия и христианство" говорил про Сократа как учителя, который был только справедливым и разумным наставником, он учил, просвещал людей в том, что мало возбуждать их интерес и желание познавать. Ученики были его друзьями, учитель не пытался изменить их. Сократ не имел модели воспитания характеров, а также правил, которые бы уравняли воспитанников. Каждый его ученик был сам по себе мастером; многие основали собственную школу, стали полководцем или государственным деятелем, реализовались в определенной области. Сократ никогда не унижал учеников своими знаниями, вел себя как равный среди равных, друг среди друзей.

Справедливое отношение Сократа к ученикам способствовало их становлению как личности. Однако в реальной жизни учитель часто противоречит себе: требуя добросовестности в выполнении обязанностей от учеников, сам слова не соблюдая. Основой справедливости Сократ считал познания и развитие природных способностей индивида.

А.Дистервег отмечал, что "настоящий воспитатель достигает природно-соответствующей гармоничной образованности своего питомца, а именно: развития его внутренних сил путем возбуждения, а не накопления учебного материала; органического, а не механического, всестороннего, а не одностороннего образования". Несправедливым он считал требование, по которому ученики должны проявлять одинаковые успехи в одном и том же предмете и изучать его в одинаковом объеме. Ребенок со слабой памятью не может усвоить столько, сколько ребенок с хорошей. Каждый из воспитанников отличается одаренностью, задатками, успехами в учебных дисциплинах.
Требовать от всех одинакового уровня выполнения задач не следует.

В соответствии с принципом справедливости педагог должен чутко и внимательно относиться к ученикам, которые трудно усваивают материал. Если слабый ученик проявляет усилия и соответствующие для своих способностей успехи, учитель должен его поддержать. Упрекать, не обращать внимание на этих учеников, заниматься только с одаренными несправедливо. Такой педагог не заслуживает статус воспитателя детей, поскольку не совершенствует и не осуществляет их посильное развитие.

Критерии принципа справедливости:

Критерии качества условий образовательной деятельности.

-Условия образовательной деятельности, формирующие одинаковые возможности для всех участников образовательной деятельности.

-Условия образовательной деятельности, обеспечивающие одинаково уважительные взаимоотношения всех участников.

-Условия образовательной деятельности, направленные на сохранение личного достоинства всех участников.

Критерии оценивания хода и результатов деятельности.

-Равенство подходов к оценке деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса.

-Стабильность принципов оценивания хода и результатов образовательной деятельности.

-Открытость системы критериев, используемых для оценивания хода и результатов образовательной деятельности.

-Независимость оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса от его пола, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, происхождения и т.п.

-Независимость оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса от личного отношения к участнику и от его личных качеств.

 Критерии безопасности участников.

-Защищенность всех участников образовательного процесса от публичных унижений, оскорблений, угроз и недоброжелательного отношения.

 Критерии качества участников.


-Способность признать заслуги другого как объективное основание для оценивания деятельности и достижений.

-Готовность в равной мере уважать собственные оценки и оценки других участников образовательного процесса.

-Способность уважать права и достоинства других участников образовательного процесса.

-Владение умениями оценить качество собственной деятельности и достижений.

-Владение умениями соотнести качество собственной деятельности и достижений с качеством деятельности и достижений других участников образовательного процесса.


Учителю важно помнить, что: Справедливость учителя важна как при оценке зна­ний, так и поступков учащихся. Оценку, не учитываю­щую мотивов совершенного поступка, дети воспринимают как несправедливую. «Парадоксальность дидактогений,— подчеркивал В, А. Сухомлинский,— заключается в том, что они быва­ют только в школе — в том священном месте, где гуман­ность должна стать важнейшей чертой, определяющей взаимоотношения между детьми и учителем... Дидактогений — детище несправедливости. Неспра­ведливое отношение родителей или учителя к ребенку имеет множество оттенков. Это прежде всего равноду­шие. Нет ничего опаснее для становления нравственных и волевых сил ребенка, чем безразличие учителя к его успеваемости. Затем — окрик, угроза, раздраженность, а у людей, не обладающих педагогической культурой,— даже злорадство: вот ты не знаешь, давай сюда дневник, я тебе поставлю двойку, пусть родители полюбуются, ка­кой у них сын...» (Сухомлинский). В. А. Сухомлинский настоятельно подчеркивал, что предупреждение дидактогений зависит от нравственной и педагогической культуры учителей и родителей. Глав­ной чертой ее должно быть понимание духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, что его горе, его обиды и страдания готовы разделить. Если учитель, поставив несправедливую, по глубоко­му убеждению ученика, оценку, сообщает об этом роди­телям с соответствующими комментариями, ребенок оже­сточается и против учителя, и против школы, охладевает к учению. «Трудно представить что-либо другое, в боль­шей мере уродующее душу ребенка, чем эмоциональная толстокожесть, порожденная несправедливостью. Испы­тывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это — самый главный источник озлобленности» (Сухомлинский). Ни в одном виде деятельности несправедливость не наносит такого вреда и морального ущерба, как в педа­гогической. Несправедливость учителя в большом и ма­лом не просто оставляет глубокую рану в душе ребенка. В конечном итоге она подрывает авторитет школы, по­рождает недоверие у детей к старшему поколению. По­этому учитель всегда должен быть образцом справедли­вости во всех делах и поступках.