Файл: Рабочая программа дисциплина Коммунальная гигиена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Органолептические свойстваЗапах (баллы) 3Привкус (баллы) 2Цветность (градусы) 10Мутность (ЕФМ) 2.5Задание Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества? Что нужно предпринять для улучшения ситуации? Задача №4В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:Запах, баллы 2Сухой остаток, мг/л 1000Сульфаты, мг/л 220Хлориды, мг/л 180Жесткость, мг-экв/л 6Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДКВодоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:Запах, привкус, баллы 1Железо, мг/л 1Цветность, градусы 20Фтор, мг/л 1РН 6.7ОМЧ 60Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10. Задание Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз? Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза? Назовите характерные особенности заболеваний этой группы. Задача №5Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.Задание Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН. Задача №6Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8в столбике воды Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1Водородный показатель, рН 6.3 Задание Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды? Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции? Задача №7Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:Органолептические показатели: Токсикологические показатели:Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20Сульфаты, мг/л 160Железо, мг/л 0,1 Микробиологические показатели:Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформныхрН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.Задание Оцените качество водоснабжения населенного пункта. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек. Задача №8В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.Задание Поставьте предположительный этиологический диагноз. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм? Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний? №5.1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.3.Задачи обучения:Студент должен знать: - методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;- процесс обеззараживания питьевой воды- виды обеззараживания питьевой воды- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.Студент должен уметь:- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;- определить содержание остаточного хлора в воде;4. Основные вопросы темы:1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы. 4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий6. Литература:На русском языкеосновная:1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.дополнительная: 1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с. 7. Контроль-вопросы:1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением. 4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?Тестовые задания:1. Цель обеззараживания воды … A) полное уничтожение микроорганизмов.B) уничтожение споровых форм микроорганизмов. C) остановка роста микроорганизмов. D) улучшение физических качеств воды.E) осаждение взвешенных веществ. 2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.A) 1,5-1,0B) 0,1-0,2C) 0,6-1,0D) 0,3-0,5E) 1,2-1,53. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.A) ХлорированиеB) УФОC) Озонирование D) Гамма облучениеE) Перманганирование 4. К механическому методу очистки воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание5. К физическому методу обеззараживания воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание6. Для фильтрации воды используется ...a) гравийb) стройматериалc) вата и стройматериалd) каменьe) бумага7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ... a) биокарбонат натрияb) крахмалc) сульфат алюминия d) хлорный газe) хлорамин8. При обеззараживании воды используются ... методы.a) химический, физический b) физиологический, химическийc) физиологический, статистическийd) реагентный, реактивныйe) нереактиный, бактериологический9. К физическому методу очистки воды относится:a) ионы тяжелых металловb) хлорированиеc) озонированиеd) УФЛe) фильтрация10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ... a) газовb) запаховc) солиd) веществe) микроорганизмов11. К химическому методу обеззараживания воды относится:A) отстаиваниеB) кипичениеC) озонированиеD) использование УФЛE) фильтрирование12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...A) хлорирование, озонирование.B) дегазация, умягчение.C) обесфторирование, обезжелезивание.D) осветление, дезодорация.E) вымораживание, ионный обмен.13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...А) хлорной кислоты.В)хлороводородной кислоты.С) связанного хлора.D) соединение хлорфторуглерода.E) свободного хлора.14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...A) обработка альфа – излучением.B) обработка серебром.C) озонирование.D) обработка гамма – излучением.E) обработка тяжелыми металлами.15. Суперхлорирование это ...A) низкая доза хлора.B) оптимальная доза хлора.C) увеличенная доза хлора.D) свободный хлор.E) остаточный хлор.16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…A) снижение общей жесткости воды наполовину.B) физическое свойство воды.C) отсутствие бактерий в воде.D) величина остаточного хлора.E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде. 17. Хлорпотребность воды – это …A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.18

79. Какую роль играет УФ-излучения для обеззараживания питьевой воды из поверхностных источников?

80.Расскажите обеззараживания воды электрохимическими методами.

Темы, требования к выполнению и содержанию СРС



ЮЖНО – КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра «Гигиены-2»
«Утверждаю»

Проректор по УМиВР

д.м.н. Анартаева М.У.

___________________

«_______» __________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина: «Коммунальная гигиена»


Код дисциплины - KG 4211


Специальность: 051102- «Общественное здравоохранение»



Обьём учебных часов (кредитов): 360 часов / 8кредитов
Курс и семестр изучения: ІV- курс 7- 8 - семестр


2013-2014г.


Рабочая программа по дисциплине «Коммунальная гигиена» составлена кафедрой гигиены - 2 на основании типовой учебной программы по специальности 051102 - «Общественное здравоохранение» утвержденной приказом МЗ РК от 05. 11. 2009 г. № 651.



Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры гигиены-2

Протокол № _________ «__________»_______________2013г.
Зав. кафедрой

к.м.н. _____________ Ескерова С.У.


Рабочая программа обсуждена цикловой методической комиссией по общественному здравоохранению и медико-профилактическим дисциплинам ЮКГФА.

Протокол № _________ «__________»_______________2013 г.
Председатель комиссии

к.м.н. ______________ Бейсембаевой З.И.


Одобрена на Методическом Совете ЮКГФА.

Протокол № ____ от ____ _________ 2013года.

2. Программа:

2.1 Введение

Коммунальная гигиена - одна из ведущих профилактических дисциплин, изучающая влияние природных и антропогенных факторов окружающей среды на здоровье человека в условиях населенных мест, с целью обоснования мероприятий по улучшению среды обитания человека, по предупреждению и снижению заболеваемости населения, для разработки гигиенических нормативов и санитарного законодательства в области коммунальной гигиены.

Коммунальная гигиена является одной из научных отраслей профилактической медицины, знание
вопросов которой необходимо бакалаврам по специальности «Общественное здравоохранение».

2.2 Цель дисциплины: подготовка специалиста общественного здравоохранения по проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области коммунальной гигиены.

2.3 Задачи обучения:

  • научить проводить предупредительный и текущий санитарный надзор за объектами коммунальной гигиены;

  • научить применять санитарно-гигиенические методы при организации санитарного надзора за основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, почвы на территории населенных мест и воды водоемов;

  • дать знания по санитарно-гигиенической оценке источников водоснабжения, способов улучшения качества питьевой воды и устройства водопроводных сооружений;

  • научить проводить санитарно-гигиеническую оценку систем и видов канализации населенных мест; эффективности работы очистных сооружений по очистке хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод;

  • научить проводить санитарно-гигиеническую оценку эффективности работы пылегазоочистных сооружений на различных предприятиях по очистке выбросов в атмосферу населенных мест, определение предельно-допустимого выброса (ПДВ);

  • дать знания по изучению влияния факторов окружающей среды (водного, воздушного) на состояние здоровья населения;

  • дать знания по санитарному надзору за содержанием и очисткой территории населенных мест от твердых и жидких отходов и способами их обезвреживания;

  • научить проводить санитарного надзора за освещением, отоплением и вентиляцией жилых и общественных зданий, различных коммунально-бытовых объектов, лечебно-профилактических учреждений, аптек и спортивных сооружений;

  • научить проводить санитарно-гигиеническую экспертизу проектной документации водоснабжения, канализации, по планировке и застройке городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий, коммунально-бытовых объектов, спортивных сооружений, лечебно-профилактических учреждений и аптек;

  • научить проводить разработку и внедрение санитарно-гигиенических мероприятий по санитарной охране водных объектов, атмосферного воздуха и почвы населенных мест и воздуха закрытых помещений.


2.4 Конечные результаты обучения:

Студент

должен знать:

  • законодательство об охране здоровья граждан, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан, правовые основы деятельности специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы;

  • документацию коммунального отдела;

  • причины, условия и факторы риска возникновения и распространения среди населения инфекционных и неинфекционных заболеваний водным путем и их профилактику;

  • правила организации и проведения санитарного надзора за основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, почвы и воды водоемов;

  • методы оценки освещенности, вентиляции и отопления жилых и общественных зданий, коммунальных объектов, спортивных сооружений, лечебно-профилактических учреждений;

  • этапы проведения экспертизы проектов водоснабжения, канализации населенных мест, планировки и застройки городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий, коммунально-бытовых объектов, спортивных сооружений и лечебно-профилактических учреждений;

  • методику расчета и оценки показателей здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей среды;

  • правила организации и проведения санитарно-гигиенических мероприятий по санитарной охране водных объектов, атмосферного воздуха, почвы и воздуха закрытых помещений;

  • устройство и принцип работы приборов: метеометроа МЭС-200 А, термоанемометров: TESTO 425, TESTO 435, газоанализатора АНКАТ, дозиметр - радиометра и других приборов, необходимых для оценки уровня различных факторов окружающей среды.

уметь:

  • принимать управленческие решения на разных уровнях государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

  • оценивать санитарно-гигиеническое состояние различных объектов при осложнении санитарно-эпидемиологической ситуации;

  • оценивать эффективность мероприятий по ликвидации водного пути распространения инфекции с учетом особенностей водоснабжения и водопользования на конкретной территории;

  • осуществлять предупредительный и текущий санитарно-гигиенический надзор за объектами коммунальной гигиены и факторами окружающей среды;

  • давать гигиеническую оценку чистоты атмосферного воздуха, почвы, воды.


владеть навыками:

  • осушествления государственного предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора в области коммунальной гигиены;

  • проведения экспертизы проектных документов различных объектов коммунальной гигиены;

  • оценивания влияний связанные с неблагоприятными факторами окружающей среды на состояние здоровья взрослых и детей.

2.5 Пререквизиты: экология и устойчивое развитие, химия, биохимия, физиология, микробиология, общая гигиена, окружающая среда и здоровье, инфекционные болезни, общественное здоровье.

2.6 Постреквизиты: гигиена труда, эпидемиология.

2.7 Тематический план: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (лекций, практических, самостоятельной работы)

2.7 .1 Тематический план лекции



Темы

Форма проведения

Продол-житель-ность занятия (в часах)



7- семестр







1

Вступительная лекция. Предмет коммунальной гигиены. История развития дисциплины. Законодательство как основа деятельности бакалавра общественного здравоохранения в области коммунальной гигиены.

обзорная

1

2

Государственный санитарный надзор в Республике Казахстан. Предупредительный и текущий санитарный надзор. Структура и функции санитарно-эпидемиологичес-кой службы РК.

обзорная

1

3

Гигиенические цели хозяйственно - питьевого водоснабжения. Значение количества и качества воды для здоровья и санитарных условий жизни населения.

обзорная

1


4

Водоснабжение населенных мест.Сравнительная гигиеническая оценка источников водоснабжения.

проблемная

1

5

Научные основы нормирования качества питьевой воды. Вода как фактор заболеваемости инфекционной и неинфекционной природы.

проблемная

1


6

Гигиеническая оценка методов очистки и обеззараживания питьевой воды.

проблемная

1

7

Гигиена горячего водоснабжения.

обзорная

1

8

Вопросы организации водоснабжения в экстремальных условиях.

обзорная

1

9

Проблемы охраны водных объектов в Казахстане. Источники загрязнения водоемов.

проблемная

1


10

Гигиеническое нормирование химических веществ в воде водных объектов. Основные принципы и методы. Законодательство.

обзорная

1

11

Городские сточные воды. Санитарная характеристика. Гигиеническая оценка методов очистки и обезвреживания.

проблемная

1

12

Система мероприятий по санитарной охране водных объектов.

проблемная

1

13

Современные проблемы охраны почвы. Гигиеническое значение почвы.

проблемная

1

14

Гигиенические принципы нормирования химических веществ в почве.

обзорная

1

15

Основы организации и проведения санитарной очистки населенных мест. Основные методы обезвреживания твердых и жидких отбросов.

обзорная

1




Всего часов:




15




8-семестр







1

Современные проблемы охраны атмосферного воздуха. Источники загрязнения атмосферного воздуха.

проблемная

1


2

Влияние атмосферных загрязнений на здоровье и санитарные условия жизни населения, факторы риска.

проблемная


1

3

Основные принципы нормирования химических веществ в атмосферном воздухе.

обзорная

1

4

Система мероприятий по санитарной охране атмосферного воздуха.

проблемная

1

5

Жилище, как социальная проблема. История и современные принципы жилищного строительства в Казахстане. Научные основы нормирования микроклимата жилищ.

Проблемная

1

6

Гигиенические основы нормирования отопления, вентиляции и естественного и искусственного освещения жилых и общественных зданий.

Обзорная

1

7

Гигиенические требования к устройству и оборудованию предприятий бытового обслуживания.

Обзорная

1

8

Гигиеническая оценка новых строительных материалов. Гигиеническая оценка влияние новых строительных материалов на здоровье населения.

проблемная

1

9

Гигиена лечебно-профилактических, амбулаторно-поликлинических и санитарно-оздоровительных и санитарно-эпидемиологических учреждений.

обзорная

1

10

Гигиена спортивных сооружений, культурно-просветительных и зрелищных учреждений.

обзорная

1

11

Гигиенические основы районной планировки. Функциональное зонирование территории населенных мест. Градообразующие факторы.

обзорная

1

12

Организация селитебной территории города. Жилые районы и микрорайоны. Общественные центры.

обзорная

1


13

Планировка и благоустройство населенных мест. Улицы, площади, зеленые насаждения.

обзорная

1

14

Проблема городского шума. Влияние шума на здоровье населения. Законодательство.

проблемная

1

15

Гигиеническое значение инсоляции.

обзорная

1




Всего часов:




15




Итого




30



2.7.2 Тематический план практических занятий




Темы

Форма проведения

Продол-житель-ность занятия (в часах)




7-семестр

1

Система государственной санитарно- эпидемиологической службы Республики Казахстан, его структура и функции. Документация отдела коммунальной гигиены. Виды документов, правила их ведения.

устный опрос

3


2


Централизованное водоснабжение из подземных и поверхностных источников.

Методика оценки качества питьевой воды. Нормативные документы Республики Казахстан.

работа в малых группах

решение ситуационных задач

3


3

Методика отбора проб питьевой воды, порядок проведения анализов и оформление их результатов. Методы санитарно-гигиенических исследований в коммунальной гигиене.

работа в парах

3

4

Методика санитарного обследования и выбора водоисточников. Методика санитарного контроля за технологией очистки воды. Оценка эффективности осветвления и обесцвечивания питьевой воды. Коагуляция, отстаивание и фильтрация.

решение ситуационных задач

3

5

Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.

решение тестовых заданий,

3

6

Методика санитарной экспертизы проектов водоснабжения населенных мест. Оценка полноты представленных документов.

ознакомление с документами, метод лото

3



7


Устройство шахтных колодцев. Дезинфекция и обеззараживание воды в шахтных колодцах.


работа в парах


3

8

Методика выявления источников загрязнения водных объектов.

работа в малых группах

3

9

Гигиеническая оценка методов и схем очистки хозяйственно-бытовых сточных вод. Точка отбора проб сточной воды для оценки работы сооружений механической очистке

работа в малых группах

3

10

Методика отбора проб сточной воды для оценки эффективности работы сооружений по биологической очистке и обеззаражива-нию.

устный опрос, метод ромашки

3

11

Гигиеническая характеристика особенностей очистки промышленных сточных вод. Определение санитарных условий сброса сточных вод в водоем. Понятие о ПДС.

решение ситуационных задач

3

12

Санитарные правила содержания территории населенных мест. Основы организации и проведения
санитарной очистки населенных мест.

работа в малых группах

3

13

Текущий санитарный надзор. Методика санитарного надзора за сбором, хранением и удалением твердых отходов из населенного пункта. Лабораторный контроль за санитарным состоянием почвы.

решение ситуационных задач

3


14

Методика санитарного надзора за сбором и удалением жидких отходов из населенного пункта. Санитарный надзор за правильным содержанием и эксплуатацией сооружений по обезвреживанию и утилизации отходов.

работа в парах

3


15

Методика выбора и обоснования принципиальных схем санитарной очистки населенных мест.

устный опрос

3




Всего часов:




45




8-семестр







1


Методика санитарного обследования источников загрязнения атмосферного воздуха.

Методика изучения влияния атмосферных загрязнений на состояние здоровья населения.

устный опрос, мозговая атака



3

2

Методика организации наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха: стационарные, маршрутные и передвижные посты.

работа в малых группах


3


3

Методика расчета условий рассеивания в атмосферном выбросов промышленных предприятий. Контроль эффективности работы пылегазоочистных сооружений на промышленных предприятиях.

решение ситуационных задач

3


4

Гигиеническая оценка организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий. Гигиеническое и эпидемиологическое значение жилища. Требования к участку строительства жилых домов.


моделирование ситуации устный опрос

3

5

Естественное и искусственное освещение помещений жилых и общественных зданий. Гигиенические требования. Нормирование.

Отопление и вентиляция помещений жилых и общественных зданий. Гигиенические требования. Нормирование. Воздушный куб.

решение ситуационных задач работа в парах


2

1

6

Бани. Устройство и содержание, требования к эксплуатации.

Прачечные. Устройство и содержание, требования к эксплуатации.

посещение объекта

3

7

Аптеки. Устройство и содержание, требования к эксплуатации.

посещение объекта

3

8

Гигиенические основы планировки и санитарно-технического оборудования лечебно-профилактических учреждений.

Методика санитарного обследования территории, устройства и содержания лечебно-профилактических учреждений.


составление алгоритма проведения гигиенического обследования

3

9

Методика проведения отбора проб воздуха на содержание веществ и микроорганизмов в операционных родильных домах и инфекционных отделениях. Контроль качества проведения дезинфекции и стерилизации в лечебно-профилактических учреждениях.


устный опрос

3

10

Особенности планировки, благоустройства и оборудования театров и кинотеатров и библиотек.


посещение объекта

3

11

Особенности планировки, благоустройства и оборудования спортивных сооружений.

Предупредительный санитарный надзор в ходе строительства жилых и общественных зданий.

посещение объекта

3

12

Гигеническая оценка природно-климатических факторов при проектировании и строительстве городов.

Гигиеническая оценка инсоляции террито-

рии застройки и жилых зданий микрорай-

она. Нормирование инсоляции.

устный опрос

3


13

Источники транспортного шума и влияние шума на состояние здоровья населения. Гигиеническая оценка шумового режима населенного пункта и помещений жилых и общественных зданий. Нормирование шума.

работа с шумомером

3

14

Методика санитарного надзора за источни-

ками электромагнитных полей. Источники

электромагнитных полей. Нормирование

уровня электромагнитных полей.

работа с прибором

3

15

Санитарно-гигиенические принципы и особенности размещения общественных центров в сельском населенном пункте. Санитарная экспертиза проектных материалов по планировке.

устный опрос

3




Всего часов:




45




Итого:




90