Файл: Социология Организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
характер в том смысле, что они сохраняют силу независимо от того, кто конкретно в них участвует. Именно вследствие неперсонифицированности многие организационные системы остаются сами собой, хотя сменилось не одно поколениеработавших в них сотрудников. Элементы структуры соединяются между собой с таким расчетом, чтобы организацияэффективно решала поставленные перед ней задачи. При этом соблюдается ряд правил: 1) подразделения и отдельные индивиды специализируются на выполнении ограниченной группы операций; 2) их функции более или менее жестко фиксируются; 3) между ними предусматриваются отношения субординации и координации; 4) элементы располагаются в виде иерархии. В теории признается, что иерархия является универсальным принципом строения организации, позволяющим ей справиться с огромными потоками внутренней и внешней информации. На самом деле структура более сложна: ее элементы как бы вкладываются один в другой. Напр., на предприятии рабочие входят в состав бригады, к-рую возглавляет бригадир; несколько бригад входят в состав участка, к-рым руководит мастер; два или более участков включены в цех, управляемый начальником (с приданным ему аппаратом) и т. д. Данное обстоятельство позволяет более адекватно представить внутриорганизационные отношения, к-рые расчленены и тесно переплетены между собой. В зависимости от принятой теории в организациях выделяют разные компоненты в качестве ее элементов. Ф. У. Тэйлор и его последователи основное внимание сосредоточивают на рабочем, а также на многочисленных правилах, положениях, формулах, к-рые призваны заменить личное суждение индивида. А. Файоль выделяет в качестве элементов организации получившие широкую известность пять элементов: планирование (предвидение) , организацию, распорядительство, координацию иконтрольПредвидение он считал существенной частью управления. Если организацию рассматривать как коллективсотрудников, тогда элементами ее структуры являются группы: 1) демографич. - мужчины и женщины, возрастные, нац. и т. д.; 2) профессионально-квалификационные - рабочиеслужащие, инженерно-технич. работники и т. д.; 3) контактные; 4) целевые и др. Лит.: Файоль А. Общее и промышленное управление. М., 1923; Тэйлор Ф.У. Научная организация
 труда. М., 1924; Методологические вопросы разработки структур управления. М., 1979; Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организация: системы и люди. М., 1983; Roethlis-berger F., Dickson W. Management and the worker. Cambridge (Mass.), 1941; Mayo E. The social problems of an industrial civilisation. Boston, 1945; Dubin R. The world of work. N.Y., 1958; Blau P., Scott W. Formal organizations. L, 1966. B.C. Толстой.

Социальные Организации


— сложные взаимосвязанные иерархические социальные системы, крупные вторичные социальные группы, образуемые для достижения определенных целей.

Теория Социальной Организации


  • англ.- theory, social organization; нем. Theorie der sozialen Organisation. Теории, связанные с проблемами управления и менеджмента, направленные на изучение условий более эффективного функционирования соц. систем. Различают три основных подхода к анализу организации: рациональный, естественный, неорациональный. См. ТЕОРИЯ "ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ".

Теория Человеческих Отношений


- англ. theory, human relations; нем. Theorie der "human relations". Теория (Э. Мэйо, У. Мур, Ж. Фридман и др.), заменившая свойственный тейлоризму биологический подход к человеку анализом психо-соц. деятельности индивида, выдвинув требование "человек - главный объект внимания"; акцент делается на сплоченности группы, взаимоотношении с руководством, благоприятной атмосфере на рабочем месте, удовлетворенности трудом и т. д.

Социологический словарь