Файл: Законность в государственном управлении 4 1Принципы и требования законности 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание




ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. Законность в государственном управлении 4

1.1Принципы и требования законности 7

1.2. Гарантии законности 8

ГЛАВА 2. Ответственность в государственном управлении 10

2.1. Правонарушения в государственном управлении 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

Список использованной литературы 20
















ВВЕДЕНИЕ


Правовое обеспечение занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования – деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешне организационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Общеизвестно, что иметь только требуемое количество хороших законов и других нормативно-правовых актов еще недостаточно для оптимального регулирования общественных отношений. Основное при этом – обеспечение их точного исполнения теми, кому доверено их применение. Особо нетерпимы случаи, когда допускается бездеятельность, а то и прямые нарушения законов со стороны органов и должностных лиц исполнительной власти, государственного управления. Это негативно действует не только на систему функционирования государственных органов, но и на сознание и поведение всех граждан. В связи с этим государство должно неуклонно обеспечивать законность в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Проводимые в нашей стране реформы предусматривают модернизацию государственной власти в целом и органах государственной власти, в частности. Структура государственной власти и ее органов должна быть логично устроена, а государственный аппарат - стать надежным проводником в реализации социально-экономической политики, обеспечении безопасности и защиты человека, общества и государства.


Обеспечение законности и применения мер ответственности в государственном управлении достигается в процессе повседневной деятельности государственных органов и внешне проявляется в прекращении нарушений законов и дисциплины; осуществлении мер по ликвидации причин и условий, которые их порождают; восстановлении нарушенных прав и законных интересов граждан, общественных организаций; привлечении к ответственности и наказании лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины; создании атмосферы неизбежности наказания за нарушение требований законности и дисциплины; воспитании работников аппарата управления в духе строгого соблюдения существующих правил. Таким образом достигается соблюдение законности каждым звеном государственного управления, каждым служащим. Это же способствует организации их четкой работы, поддержанию государственной дисциплины, а также охране и зашиты прав, свобод граждан, интересов юридических лиц.

Целью работы является рассмотрение принципов и гарантий законности.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующую задачу:

- Определить следующие понятия: Законность, ответственность.

ГЛАВА 1. Законность в государственном управлении


При любом подходе к законности ее смысл состоит в том, чтобы выраженные в правовых нормах (правилах поведения) позитивные обязывания были исполнены, дозволения использованы, запреты соблюдены, закон реально выполнял свою роль в жизни государства, общества и конкретного человека. Поэтому представляется целесообразным понимать под законностью систему юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, призванную обеспечивать практическую реализацию законов и других правовых актов. Такое понимание законности предопределяет те свойства, которым она призвана отвечать.

Законность (как реальный факт, а не благое пожелание) может быть только единой, охватывающей все государство, все структуры государственного управления и местного самоуправления. Она в равной мере касается всех и равно обязательна для каждого в государстве, причем на всей его территории и при реализации любых частных и общественных отношений, подлежащих законодательному регулированию.

Важное свойство законности заключается в ее единообразии, т. е. в одинаковом понимании и осуществлении в различных местах, разными людьми и организационными структурами и в раз­личных жизненных обстоятельствах. Один и тот же закон не может трактоваться субъективистские, по тому или иному «усмотрению». Нередко данное свойство законности входит в противоречие с некоторыми национальными или религиозными традициями, обычаями, нормами. Это вероятно и вполне разрешимо, поскольку юридический закон, основываясь на учете всего специфического, всегда выражает только что-то универсально важное, всеобщее, отражающее «синтезированные» общественные потребности, интересы и цели. Закон сохраняет всеобщее, что и обусловливает его единообразное толкование и исполнение. Хотя кому-то и не хочется порой поступаться своим частным во имя этого самого всеобщего.


Законность содержит в себе также свойство всеохватываемости, свидетельствующее о том, что в государственном управлении действующее законодательство в равной мере и по всем аспектам распространяется как на сами государственные органы, органы местного самоуправления и государственных (муниципальных) служащих, так и на общественные структуры и граждан. В любом правоотношении обе стороны обязаны руководствоваться законом и разрешать соответствующие вопросы в установленных законами процессуальных формах.

К свойствам законности в государственном управлении относят, кроме того, ее гарантированность и устойчивость, которые создаются специальными мерами обеспечения законности.

Проблема обеспечения законности в государственном управлении имеет комплексный характер. Выводящий на социологический, политический, юридический и иные, вплоть до личностного, уровня жизнедеятельности людей. И хотя еще древние римляне считали, что prudenter agit qui praecepto legis obtemperat (тот поступает мудро, кто послушен велениям закона), но и в наши дни, и не только в России, состояние законности оставляет желать лучшего. Перепробовано много способов, форм и процедур обеспечения законности, в том числе и в государственном управлении, и практически все они показа­ли ограниченность своих возможностей. Скорее всего, причина в том, что соответствующие средства не применялись с необходимой энергией, последовательностью и, главное, системностью. Между тем придать законности искомое (людьми, обществом) состояние может только согласованная система усилий всего общества, каждого человека при использовании ими всего арсенала средств «борьбы» за право. В соответствии с Конституцией России органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы, а законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции страны. Соблюдение Конституции и законов и соответствие всех других издаваемых нормативно-правовых актов действующему законодательству составляют сущность законности. Наряду с законностью эффективности управления служат дисциплина и целесообразность, присущие управленческой деятельности. Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт:

Во-первых, это общеобязательность законов для всех юридических и физических лиц, находящихся на территории России независимо от каких либо обстоятельств и личных качеств. В этом проявляется верховенство и всеобщность предписаний законов, их высшая юридическая сила.


Во-вторых, единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории РФ. Это необходимо для успешного, слаженного взаимодействия звеньев исполнительной власти, как между собой, так и с гражданами.

В-третьих, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, издания каких-либо правовых актов и действий по их реализации вопреки закону под предлогом их целесообразности. Сам закон есть высшая степень проявления целесообразности. Целесообразность - означает соответствие деятельности органов исполнительной власти, должностных лиц тем целям, которые поставлены перед ними законами и подзаконными актами (так как не всегда четко определяются конкретные действия и условия осуществления тех или иных норм). Поскольку закон регулирует сложные и многообразные отношения в обществе, законодатель дает исполнителю правовой нормы определенный простор, обычно предлагая на основе так называемого административного усмотрения несколько вариантов конкретного решения. Главное состоит в том, чтобы любой вариант решения при применении закона обязательно осуществлялся в границах закона и на основе норм права. Правоприменительная деятельность основывается на требованиях общих норм закона, а поэтому должна им соответствовать.

В-четвертых, неразрывная связь законности и правовой культуры населения. Эта связь проявляется в том, что, с одной стороны, внедрение законности означает повышение культурного уровня населения, а с другой – само наличие определенного уровня культуры составляет необходимую предпосылку соблюдения законности.

В-пятых, при любом управленческом решении законность должна быть рядом со справедливостью. Только вместе они достигают целей правового регулирования, реализации исполнительной власти. Отсутствие справедливости перечеркивает и законность.

В-шестых, законность в государственном управлении торжествует лишь в том случае, если ее нарушение влечет неизбежность ответственности или другой реакции государства на противоправное поведение.

    1. Принципы и требования законности


Принципы:

- всеобщность законности, что означает равенство всех перед законом, которое распространяется на всех должностных лиц, не зависимо от должности и служебного положения, на всех граждан, не зависимо от социального, национального, религиозного и иного положения;

- верховенство закона. Законы государства имеют высшую юридическую силу по отношению к другим нормативно – правовым актам. Законность требует, чтобы подзаконные нормативно – правовые акты и другие правовые акты не
противоречили и не расходились с законодательством;

- единство законности. На всей территории государства нормативно – правовые акты должны пониматься, толковаться и применяться единообразно. Но при этом, все то, что не выражено в законодательстве, может быть выражено в подзаконных актах, у субъектов федерации есть право конкретизировать действия законов с учетом национальной или иной особенностью, конкретизация действия законов в подзаконных актах не может противоречить Конституции РФ, законодательству РФ;

- гарантированность основных прав и свобод граждан. Государство обеспечивает и гарантирует обеспечения действия Декларации прав и свобод человека и гражданина в нормативно – правовых актах государства. Но обязательства перед гражданами со стороны государства, подразумевает и обязательства граждан по отношению к государству, т.е. соблюдать государственные нормативно – правовые и другие акты;

- неотвратимость наказания за не соблюдения законности. Наказание же понимается как акт для возобновления действия законности;

- недопустимость подмены законности целесообразностью. Субъектам государственного управления запрещается принимать волевые управленческие решения, выходящие за рамки законности. Целесообразность не может противопоставляться законности. Закон – есть закон;

- связь законности и культуры. Законность напрямую связана с общей и правовой культурой граждан и должностных лиц. Законность также связана с правовой идеологией, правовой психологией, правовым фетишизмом и правовым нигилизмом. Законность зависит от наличия гражданского общества, его развитости в правовых отношениях.

1.2. Гарантии законности



Действия законности не могут быть обеспечены без гарантий ее существования, поэтому для законности необходимы гарантии обеспечения:

- уровень развития социальных и экономических отношений, т.е. материальное обеспечение социальной защищенности граждан. Социально и экономически защищенный человек сообразует свое поведение с правом.

- политические гарантии, т.е.участие граждан в системе государственного управления (выборы, взаимодействие с государственными органами, контроль граждан за их деятельностью, реализация правоохранительных функций и т.п.)

- идеологические гарантии, направленные на формирование правосознания, борьба с коррупцией в высших эшелонах власти. реализация государством реальных мер по укреплению законности, ее пропаганда;