Файл: Законность в государственном управлении 4 1Принципы и требования законности 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- юридические гарантии – профилактика правонарушений;

- нравственные гарантии – формирование морально – психологического климата, духовности в обществе.

Несоблюдение законности приводит к правонарушению.

ГЛАВА 2. Ответственность в государственном управлении


Дисциплинарная ответственность - это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке. Привлечение к дисциплинарной ответственности существенно затрагивает права государственных служащих и влечет неблагоприятные для них правовые последствия. Поэтому оно строго регламентируется нормативными правовыми актами.

Основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а также порядок их применения и обжалования с ун­том конкретных условий и вида государственной службы устанавливаются только федеральными нормативными правовыми актами: федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Материальная ответственность государственного служащего наступает за неправомерные действия (бездействие), в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба производится независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб нанимателю.

Материальная ответственность наступает при наличии прямого действительного ущерба; непосредственной причинной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинении ущерба; если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Этот вид юридической ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду.


Порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы.

Согласно Трудовому кодексу, под прямым действительным ущер­бом понимается реальное уменьшение наличного имущества нанима­теля или ухудшение состояния указанного имущества, а также необ­ходимость для работодателя (нанимателя) произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества. Недополученные доходы (упущенная выгода) взысканию с правонарушителя не подлежат.

Трудовым кодексом урегулирован порядок определения размера причиненного ущерба, а также его взыскания с виновных лиц. Взыскание суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению представителя нанимателя, но не позднее одного месяца со дня окончательного установления представителем нанимателя причиненного ущерба. Если месячный срок истек или государственный служащий не согласен добровольно возместить ущерб, а сумма ущерба, подлежащего взысканию с виновного лица, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности - уголовной, дисциплинарной, материальной. Это выражается в принудительном характере воз­действия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении неблагоприятных для них последствий, а также в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности - воспитание правонарушителей и предупреждение правонарушений. В то же время административная ответственность имеет свои специфические особенности, характерные признаки.

В КоАП нормы об административной ответственности на федеральном уровне сведены воедино. Кроме того, в отличие от других кодексов в КоАП сосредоточены и общие принципы, основы законодательства об административных правонарушениях, и составы конкретных правонарушений, за которые установлена ответственность на федеральном уровне, и процессуальные правила рассмотрения дел об административных право­нарушениях, и их подсудность (подведомственность), и порядок исполнения постановлений о наложении административного наказания. Это создает для всех государственных служащих удобство пользования данным правовым актом, особенно для должностных лиц органов государственного контроля (надзора), не являющихся юристами-профессионалами, в служебные обязанности которых входит решение многих вопросов в данной области.


В условиях демократизации страны возникла необходимость усилить в КоАП защиту прав граждан. Поэтому задачами законодательства об административных правонарушениях провозглашена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, т. е. совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие правонарушения от преступления, дисциплинарного проступка и не­правомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера. Эти специфические признаки касаются объекта и объективной стороны, субъекта и субъективной стороны правонарушения.

2.1. Правонарушения в государственном управлении



Нарушение законности или правонарушение – поведение, противоречащее официальным правилам. В признаке правонарушения официально фиксируется несоответствие между конкретным актом поведения и требованиями правовых норм.

Свойства правонарушения:

Во-первых, общественная опасность, т.е. вред, причинение или угроза причинения ущерба ценностям, интересам личности, общества или государства. Оценка вреда раскрывается:

а) по объекту нарушения (человеческий интерес или благо);

б) по степени, т.е. размеру причиненного вреда.

Во-вторых, противоправность, которая зависит от содержания поведения и вида нарушенной правовой нормы. Она проявляется по-разному:

а) злоупотребление своим субъективным правом;

б) игнорирование запрета поведения;

в) превышение власти, полномочий или компетенции;

г) неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на должностное лицо или государственного служащего обязанностей.

В-третьих, виновность, которая характеризует психическую индивидуальность человек и трактуется как психическое отношение лица к своему поступку и его негативным последствиям. В зависимости от психического состояния человека, его волевых усилий и отношения к последствиям содеянного, вина правонарушителя делится на формы: (умысел, неосторожность), а форма делится на виды, степени (небрежность, легкомыслие, упущение по службе). Правонарушения могут исходить от разных субъектов, действующих в сфере управления. Это могут быть управляющие субъекты, т.е. органы государства, государственные служащие, действующие на службе и несущие за свои действия ответственность. Кроме этого противоправные деяния в сфере государственного управления совершают организации и лица, не обладающие полномочиями управления – коммерческие организации, а так же противоправные деяния должностных лиц. совершаемые ими, когда они действуют как физические лица (совершение должностным лицом компрометирующего поступка). При этом необходимо различать правонарушение со стороны должностных лиц, когда при совершении поступка они действовали как государственные служащие или как частные лица вне службы.


Чтобы определить правонарушение необходимо помнить:

- правонарушение – это деяние, а не мысль или намеренное высказывание;

- правонарушение – это акт жизнедеятельности, сфера действия.

Правонарушения в сфере государственного управления делятся на:

а) преступления – тяжкий вид правонарушений, зафиксированный в уголовном праве РФ;

б) проступки (деликты):

- административные проступки, т.е. посягательство на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, виновные действия или бездействия за которые законодательством РФ предусмотрена административная ответственность (например, неповиновения властям, нарушение санитарных норм и т.д.);

- дисциплинарный проступок, т.е. противоправное, виновное действие, связанное с неисполнением или ненадлежащим исполнением государственным служащим своих служебных, трудовых обязанностей (например, нарушение служебных, трудовых Уставов, положений, инструкций, приказов руководителей);

- гражданско – правовой проступок, правонарушения, связанные с неисполнением договоров, сделок, выполнения работ, услуг;

- процессуальные правонарушения, выражающиеся в намеренном или неосторожном отходе от процедурных стандартов в области правоприменительной деятельности государственных органов (незаконное действие государственных органов или должностных лиц).

Существуют и другие правонарушения в государственном управлении: экологические, налоговые, финансовые и т.п. Правонарушения влекут за собой ответственность. Виды ответственности в государственном управлении:

- моральная. Ответственность перед долгом. Перед собой, перед обществом, государством, выражается в сфере нравственности, психики;

- политическая (конституционная или государственная)Ответственность перед государством. выражается в импичменте, в смещении с должности, в отставке;

- юридическая ответственность. Ответственность перед законом. Выражается в юридическом применении права, законов.

Всем видам юридической ответственности присущи признаки:

- ответственность устанавливается документом, обязательно в форме нормативно – правового акта, исходящего от государственного органа публичной власти;

- правило поведение. за нарушение которого устанавливается юридическая ответственность, должно быть закреплено нормативно – правовым актом, исходящим от государственного органа публичной власти;


- цель применения ответственности (не карательная) – поддержание правопорядка, основанного нормами позитивного материального права. Цель применения ответственности – предупреждение применения нелегальных или нелегитимных действий, имеет, прежде всего, воспитательное значение.

С точки зрения права, юридическая ответственность - применение к виновному лицу, совершившему правонарушения, мер публично – правового принуждения, предусмотренного санкцией нарушенной юридической нормы, в определенном для этого процессуальном порядке.

Принципы юридической ответственности:

- законность, что подразумевает единое применение и исполнение предписаний правовых норм;

- однократность применения ответственности;

- объективность наказания, что подразумевает презумпцию невиновности;

- неотвратимость наказания;

- своевременность;

- целесообразность и гуманизм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Государственное управление всегда отражает наиболее динамичную и многообразную деятельность государства. Оно осуществляется преимущественно органами исполнительной власти, но включает в свою орбиту и другие государственные органы, а также учреждения, организации и предприятия Государственное управление - регулирующее, оперативное, распорядительное, контрольно-надзорное - должно строиться на основе норм разных отраслей права и особенно административного права. Само предназначение управления и всей исполнительной власти - действовать на основе и во исполнение закона. Такова незыблемая конституционная доминанта любого вида государственной деятельности.

К сожалению, государственное управление пока грешит забвением закона, а его субъекты часто превышают меру легально разрешенного и дозволенного, то игнорируются и нарушаются положения Конституции и уставов, то обостряется противоборство исполнительных органов с представительными органами и местным самоуправлением, то подзаконный акт «подавляет» нормы закона, то самоуправство и произвол государственных служащих вызывают резкое недовольство граждан. Одна из причин в том, что в статутных законах и положениях о министерствах и иных органах задачи обеспечения законности и соответствующие средства выделяются редко и очень скупо.

Пока же уровень законности в сфере государственного управления очень низок Причины правонарушений здесь весьма разнообразны, но их можно в укрупненном виде выразить следующим образом: а) слабая правовая урегулированность управления