Файл: Отчет об учебной (фольклорной) практике направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вновь интерес к частушкам возник через 15 лет. В 1937 году газета «Оренбургская коммуна» объявила конкурс на лучшую частушку. Читатели начали присылать тексты. Некоторые из них публиковались в газете в 1938-1939 гг. В марте 1938 г. Был сдан в набор сборник «Частушки Оренбургской области». Но были частушки, найденные помимо конкурса – утверждалось, что «частушки собирали сами колхозники и колхозницы нашей области». Всего в книгу вошло около 300 текстов. Публикации в газете продолжались и после выхода книги. Всего в газете было опубликовано 46 частушек, и из них в книгу вошло несколько воспевающих Сталина.

Не попали в книгу частушки с «местным» колоритом. Например: « Комбайнер товарищ Оськин // Он характером не горд. // На уборке урожая // Всесоюзный взял рекорд». Речь шла об известном в области стахановце-комбайнере. Или: «Урны выкрашены лаком, // Клуба стало не узнать, // За тебя товарищ Раков, // Будем все голосовать» - о первом секретаре Оренбургского горкома партии.

В сборнике сред конкретных людей неоднократно назван не только Сталин, но и еще – Ворошилов и Чкалов. Самой смелой частушкой можно считать эту: «Если б к нам пришел на ток // Сам товарищ Сталин, // Мы бы губы о платок // И – расцеловались». Если верить, что этот сборник только собрал существующие частушки, то получается, что оренбургская деревня стала очень серьезной и политически правильной, «реагирует на каждое политическое событие»: «великое избирательное право, гарантированное Сталинской Конституцией», почетная служба в Красной Армии, восхваление советской разведки. Если в отношении публикаций 1920-х гг. нет сомнений в их народном происхождении, то теперь их «народность» вызывает стойкое недоверие. Возникали предположения, что значительная часть опубликованных частушек – творение заказное. В дальнейшем это становилось более очевидным – в 1940 г. появилась статья А.Бардина «Ленин и Сталин в фольклоре Чкаловской области», полной примеров, которые сложно принимать за образцы народного творчества. Можно было утверждать с достаточной уверенностью, что частушка, сохранив свою литературную форму, полностью утратила духовное содержание и перестала быть источником данных о сознании масс.

А.В.Бардин продолжил собирание и изучение частушек в крае. В том же 1940 г. вышла большая книга «Фольклор Чкаловской области», составителем которой был А.В.Бардин. И вот тут-то и стало ясно, что частушка вовсе не ушла в прошлое, как «старый быт» деревни. А.Бардин вернулся к группировке материала по методике 1920-х гг., разделив все на «исторические» частушки и «советский фольклор».


В 1947 г. увидела свет, собранная А.Бардиным, книга «Советский фольклор Чкаловской области».

Оренбургские частушки первой половины XX в., как исторический источник, должным образом еще не использованы, хотя возможно их применение в самых различных направлениях исследований.
Заключение:

В заключении хотелось бы отметить, что частушки - это не просто тексты. За ними стоят живые исполнители. Их жизненный опыт не должен уйти. Важно не допустить исчезновения этого уникального фольклорного жанра. В них – история нашего края, рассказанная через лирические переживания наших предков.   
Библиография:

  1. Д.А.Сафонов «Частушки Оренбургского края, как исторический источник: собирание и изучение». 2021 г.

  2. «Частушки Оренбургской области». Оренбург: Обл. книжно-журнал. изд-во. 1938 г.

  3. В.Я.Струминский «Частушки Оренбургского края // Труды общества изучения Киргизского края». Оренбург,1921 г.

  4. А.В.Бардин «Ленин и Сталин в фольклоре Чкаловской области // Чкаловская коммуна. 1940 г.

  5. А.В.Бардин «Фольклор Чкаловской области». 1940 г.