Файл: Дисциплина Теория и практика группового консультирования Практическое задание 1, Модуль 1.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Практическая психология с дополнительной специализацией в области психологического консультирования (1770)
Дисциплина: Теория и практика группового консультирования
Практическое задание 1, Модуль 1. Теоретические и методологические основы группового консультирования
Выполнил:
слушатель Петрова Кристина Павловна
Преподаватель:
Жданова Ирина Михайловна
г. Москва – 2023
Задание: прочтите Приложение 1 и выполните следующие задания:
1. Перечислите и обоснуйте необходимость наличия основных качеств руководителя группы как личности.
2. Опишите возможные проблемы и трудности, возникающие у начинающих консультантов и возможности выхода их них.
3. Представьте и обоснуйте необходимые навыки руководителя группы.
4. В чем суть становления эффективного мультикультурального группового консультанта?
5. Представьте специальные умения по открытию и завершению групповой сессии.
6. В чем особенность группы с двумя ведущими?
1. Руководителю группы как личности необходимо иметь следующие качества:
Творчески и с изобретательностью подходить к процессу, чтобы позволить открыть вариативность решений. Обладать глубокой верой в групповой процесс, высоким энтузиазмом деятельности. Обладать четким чувством собственной идентичности, быть готовым помочь членам группы понять, кем они являются и какую идентичность они приняли без сознательного осмысления.
Иметь искреннюю заинтересованность в благополучии и росте других. Часто обращаться к самоконфронтации и самосознанию, обеспечивать процесс самоисследования у клиентов. Должен демонстрировать смелость, идя на риск и признавая свои ошибки, иногда становясь уязвимым, вступая в противостояние и отмечая свои реакции на тех, с кем он вступил в конфронтацию, действуя под влиянием своей интуиции и убеждений, обсуждая с группой свои мысли и чувства по поводу группового процесса, проявляя готовность поделиться своей силой с членами группы. Выражать психологическое присутствие во время группового процесса. Быть уверенным в себе и осознавать своё влияние на других.
2. У начинающих консультантов возможны следующие трудности: тревога (супервизия позволяет снизить ее уровень), вопрос о степени самораскрытия перед группой (выработка позиции «раскрытие соответствующее процессу здесь и сейчас»), наличие «трудных клиентов» в группе (выработка профессиональной позиции в отношении этого вопроса).
3. К навыкам руководителя группы относятся:
Активное слушание - внимание к коммуникации без осуждения и оценивания.
Перефразирование – повторение того, что сказал клиент с целью прояснения смысла.
Разъяснение – упрощение утверждений клиента посредством акцентирования сути сообщения.
Подведение итогов – сведение воедино важнейших элементов сессии.
Вопрос – использование «открытых вопросов», которые ведут к исследованию сути поведения.
Интерпретация – предложение объяснения конкретных мыслей, чувств.
Конфронтация – обращение внимания на конфликтную информацию или сообщение.
Отражение чувств – отражение и понимание чувств.
Поддержка – обеспечение поддержки членам группы.
Эмпатия – идентификация с клиентом посредством принятия его системы.
Фасилитация – помощь членам группы за принятие ответственности за работу группы.
Инициативность – обеспечение участия группы и придание нового направления ей.
Постановка целей – планирование целей, которые должны быть достигнуты в групповом процессе.
Оценивание – оценка текущего процесса, индивида, динамики группы.
Обратная связь – выражение конкретных искренних реакций.
Защита – защита членов группы от излишнего психологического риска в группе.
Самораскрытие – отражение своих реакций на событие.
Моделирование – демонстрация желаемого поведения.
Связывание – соединение деятельности группы с темами, возникшими в процессе дискуссии.
Блокирование – вмешательство для прекращения непродуктивного группового поведения.
Завершение – подготовка к завершению сессии или прекращению существования группы.
4. Суть становления эффективного мультикультурального группового консультанта:
Работа с клиентами в условиях культурного разнообразия подразумевает, что консультант обладает навыками и знаниями, необходимыми для эффективной работы с различными трудностями. Если он открыт ценностям, свойственным культурному разнообразию, он найдет способы избежать обвинений в провинциализме и не столкнеться с трудностями в той мере, в которой он окажется культурно инкапсулированным. Консультант должен быть готов модифицировать стратегии, чтобы соответствовать потребностям и ситуациям, в которых оказываются члены группы. Очевидно, что не существует ни одной «правильной» техники, которая была бы принята всеми клиентами, безотносительно к их культурному происхождению и наследию. Важно понять, что, для того чтобы стать эффективным мультикультуральным групповым консультантом, требуется время, обучение и опыт. Мультикультуральная компетентность не может быть сведена только к осознанию культуры, к базовым знаниям или особому набору навыков. Мультикультуральная экспертиза требует, чтобы консультантобладал соответствующей глубиной и шириной в познании всех трех областей: осознание собственных убеждений и позиций, знания, навыки.
5. Специальные умения по открытию и завершению групповой сессии:
Во время открытия сессии можно попросить участников прямо выразить то, что они хотят получить от групповой сессии; полезно предоставлять людям возможность высказать любые мысли, которые касаются прошедшей сессии, или вынести на рассмотрение проблемы, неразрешенные на прошлой встрече; консультант может сделать обзор предыдущих встреч или высказать некоторые мысли, которые возникли у него на предыдущей сессии или по ее поводу; Одним из способов открытия сессии может стать использование структурированных упражнений, чтобы помочь членам группы понять, какое именно содержание они хотят исследовать.
Прежде чем закрыть сессию, необходимо выделить время, для того чтобы суммировать все, что было достигнуто, отрефлексировать пережитое, поговорить о том, что участники могут сделать сейчас и на следующей сессии, то есть подвести итоги.
Групповой консультант стремится к тому, чтобы, закрывая сессию, не поставить крест на тех проблемах, которые появились в процессе сессии. Подведение итогов эффективно в конце любой сессии. Полезно попросить членов группы подвести итоги как по групповому процессу в целом, так и по отношению к их личному прогрессу. Можно попросить участников рассказать группе о том, какой они видят про-шедшую сессию, предложить комментарии и обратную связь другим членам группы и сделать вывод о собственном участии в работе группы. Можно попросить участников группы назвать любую тему или проблему, которую они хотели бы обсудить на следующей сессии. Групповой консультант может выразить собственные реакции на сессию и сделать небольшой обзор.
6. Особенность группы с двумя ведущими:
-
Члены группы могут выиграть от удвоенного жизненного опыта и инсайта консультантов, поскольку они могут иметь разные взгляды на текущую ситуацию. -
Два консультанта могут дополнять друг друга, группа может выиграть от объединенной силы команды консультантов. -
Если одним из ведущих является женщина, а другим — мужчина, они могут воссоздать естественную динамику отношений с родителями, в которую вовлечены члены группы, и тогда открываются разнообразные возможности для ролевой игры. -
Ко-терапевты могут служить для участников группы моделью того, как на уважительной основе строить отношения друг с другом и с группой. -
Ко-терапевты могут обеспечить друг другу ценную обратную связь. Они могут обсуждать, что случилось на сессии и как улучшить свои навыки. -
Каждый консультант может расти как специалист, благодаря наблюдению за поведением другого, работе с ним и возможности учиться у него. -
Ко-терапевты обеспечивают большее количество возможностей для установления связей между членами группы. В то время как один ведущий работает с конкретным участником, другой может «сканировать» группу, определяя, насколько члены группы вовлечены в работу. -
Участники группы имеют возможность получать обратную связь от двух консультантов, а не от одного. Различие в реакциях может внести в группу свежесть и динамику и предоставить возможность для рефлексии и развития дискуссии.