Файл: 1. Характеристика внутриутробного периода развития организма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Билет 1.
1. Характеристика внутриутробного периода развития организма.

2. Классификация, строение и соединение костей. Общий обзор скелета.


1.1.Онтогенез – индивидуальное развитие организма от его зачатия до смерти.

типы онтогенеза - прямой и непрямой. При прямом типе развития рождающийся организм в основном сходен со взрослым, а стадия метаморфоза отсутствует. При непрямом типе развития образуется личинка, отличающаяся от взрослого организма внешним и внутренним строением, а также по характеру питания, способу передвижения и ряду других особенностей.

эмбриональный период - период жизни особи с момента слияния сперматозоида с яйцом и образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек,

постэмбриональный период - процесс индивидуального развития организма, начинающийся с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек, и продолжающийся вплоть до гибели.

морула – (шелковица) — это стадия раннего эмбрионального развития зародыша, которая начинается с завершением дробления зиготы. Клетки морулы делятся гомобластически. После нескольких делений клетки зародыша формируют шаровидную структуру, напоминающий ягоду шелковицы,

бластула - (зародышевый пузырь, бластосфера) — это многоклеточный зародыш, имеющий однослойное строение (один слой клеток), стадия в развитии зародыша, которую проходят яйца большинства животных — окончательный результат.,

гаструла - стадия зародышевого развития многоклеточных животных, следующая за бластулой. Отличительной особенностью гаструлы является образование так называемых зародышевых листков - слоёв клеток.,

нейрула – (нерв) одна из стадий зародышевого развития хордовых животных, включая человека. Следует за гаструлой.
На данной стадии зародышевого развития происходит образование нервной пластинки и её замыкание в нервную трубку.

Эктодерма - (от греч. ektos — вне, снаружи и derma — кожица, слой) — наружный зародышевый листок, самый внешний из клеточных слоев зародыша у всех многоклеточных животных.

Энтодерма - (от греч. entós — внутри и дерма), 1) внутренний слой зародыша многоклеточных животных организмов на стадии гаструлы (внутренний зародышевый листок). В процессе развития зародыша образуется стенка первичной кишки, из которой затем развивается слизистая оболочка всего кишечника и связанные с кишечным каналом железы (печень, поджелудочная железа и др.); кроме того, у рыб образуется плавательный пузырь и внутренние жабры, а у высших позвоночных — легкие. Э. и ее производные у хордовых оказывают индуцирующее влияние на развитие хордомезодермы и некоторых производных эктодермы (рот, анус, жаберные щели и наружные жабры) и, в свою очередь, для типичного развития нуждаются во влияниях, исходящих от материала различных экто- и мезодермальных закладок. 2) Внутренний слой стенки тела у кишечнополостных.

Мезодерма -(мезо — средний, промежуточный + дерма — кожа), или мезобласт — средний зародышевый листок у многоклеточных животных (кроме губок и кишечнополостных).,

Эмбриология- наука, изучающая развитие зародыша: эмбриогенез. Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания.

влияние никотина, алкоголя, наркотических веществ, лекарств, вирусов - очень пагубно влияют на внутриутробное развитие плода. Все это может вызвать мутации зародыша, так же все вредные вещества через кровь матери попадают к ребенку, так что можно сказать, что в таком случае ваш ребенок будет пить и курить еще внутриутообно.

1.2.Общий обзор скелета (голова - часть тела животного или человека, в которой находятся мозг, органы зрения, вкуса, обоняния, слуха и рот.Передняя часть головы человека называется лицом, животного — мордой. Голова соединена с телом шеей. Шея позволяет голове поворачиваться и держать определённую позицию в пространстве, туловище - (лат. Truncus «ствол») центральная в анатомическом отношении часть тела, не включая голову с шеей, конечности . У людей туловище также называется торсом.
Части туловище делится на четыре части: Грудная клетка, Живот, Спина, Таз. , конечности, пояс конечностей - части скелета у позвоночных животных и человека; осуществляют связь парных конечностей с туловищем, служат опорой для них и местом прикрепления ряда мышц, управляющих движением конечностей),

строение ( эпифиз - (шишковидная, или пинеальная, железа), небольшое образование, расположенное у позвоночных под кожей головы или в глубине мозга; функционирует либо в качестве воспринимающего свет органа либо как железа внутренней секреции, активность которой зависит от освещенности., диафиз - (расти между) — центральный отдел (тело) трубчатой кости, расположенный между эпифизами. Диафиз образован преимущественно компактным костным веществом, обычно имеет цилиндрическую или трёхгранную форму. Рост диафиза осуществляется за счёт метаэпифизарной зоны - метафиза и хрящевой эпифизарной пластинки. В диафизе расположен костномозговой канал, заполненный жёлтым костным мозгом (у детей — красным)., надкостница - тонкая, довольно крепкая соединительно-тканная пластинка бледно-розового цвета, которая плотно связана с костью тонкими волокнами. Состоит из наружного грубоволокнистого и внутреннего — тонковолокнистого слоев, содержащих коллагеновые и эластические волокна, мелкие кровеносные сосуды и разветвления нервов. Внутренний слой надкостницы камбиальный. За счет него происходят рост кости в молодом возрасте и ее регенерация при повреждениях., хрящ - один из видов соединительной ткани, отличается плотным, упругим межклеточным веществом, образующим вокруг клеток-хондроцитов и групп их особые оболочки, капсулы. Важнейшее отличие хрящевой ткани от костной (и большинства других типов тканей) — отсутствие внутри хряща нервов и кровеносных сосудов. Если межклеточное вещество однородно, то хрящ называется стекловидным, или гиалиновым, если пронизано волокнами — волокнистым, если заключает сеть эластических волокон — сетчатым., компактное вещество - находится в тех костях и в тех их частях, которые выполняют функции опоры и движения, например в диафизах трубчатых костей. В местах, где при большом объеме требуется сохранить легкость и вместе с тем прочность, образуется губчатое вещество, например в эпифизах трубчатых костей. , губчатое вещество- костная ткань ячеистого вида, сформированная рыхло лежащими костными трабекулами. В сравнении с компактным веществом, губчатое имеет большую площадь поверхности, лёгкость, меньшую плотность и прочность. Губчатое вещество формирует эпифизы трубчатых костей и практически весь объём губчатых костей. Трабекулы губчатого вещества располагаются упорядоченно, по функциональным линиям сжатия и расширения. , костный мозг - мягкая ткань внутренней полости кости. У людей в костном мозгу происходит гемопоэз. У человека костный мозг составляет в среднем 4 % массы тела. Внутренние полости кости содержат мягкую, нежную, богатую клетками и снабжённую кровеносными сосудами массу, называемую костным мозгом. Костный мозг не имеет ничего общего с головным и спинным мозгом. Он не относится к нервной системе и не имеет нейронов., нервные!! и кровеносные сосуды - Кровеносные сосуды образуют густую капиллярную сеть вокруг всех бронхов и альвеол. Через них происходит газообмен. Кровь, богатая углекислым газом, отдает его в полость альвеол, а взамен получает кислород. После чего капилляры последовательно собираются в две вены и идут в левое предсердие. Малый круг кровообращения заканчивается. Кровь идет в левый желудочек. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка. Во время систолы кровь идет в аорту, от которой ответвляются множество сосудов (артерий). Они делятся несколько раз, пока не превратятся в капилляры, снабжающие кровью весь организм. функции: Питание и снабжение кислородом. Поддержание гомеостаза (постоянства условий внутри всего организма). Защита.

все с функциями b примерами) !

соединение костей ( 3 вида с примерами) - 1)Полуподвижное (например: соединение костей позвоночника)
2) Подвижное (например: соединение костей конечностей между собой  и с плечевым поясом)
3) Неподвижное (например: соединение костей черепа)

классификация ( с примерами)- В скелете различают следующие части: скелет туловища (позвонки, ребра, грудина), скелет головы (кости черепа и лица), кости поясов конечностей - верхней (лопатка, ключица) и нижней (тазовая) и кости свободных конечностей - верхней (плечо, кости предплечья и кисти) и нижней (бедро, кости голени и стопы). Число отдельных костей, входящих в состав скелета взрослого человека, больше 200, из них 36 - 40 расположены по средней линии тела и непарные, остальные - парные кости. По внешней форме различают кости длинные, короткие, плоские и смешанные.

Билет 2.

1. Связь между нейронами. Синапсы, механизм передачи возбуждения в ЦНС.

2. Физиология дыхания. Механизм вдоха и выдоха.


2.1 Нейрон - это структурно-функциональная единица нервной системы. Эта клетка имеет сложное строение, высоко специализирована и по структуре содержит ядро, тело клетки и отростки. В организме человека насчитывается более ста миллиардов нейронов.

синапс ( строение - пресинаптическое окончание, синаптическую щель и постсинаптическую мембрану, место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой. Служит для передачи нервного импульса между двумя клетками, причём в ходе синаптической передачи амплитуда и частота сигнала могут регулироваться, классификация - По механизму передачи нервного импульса (по способу передачи возбуждения): химический, электрический (эфапс), смешанные синапсы
По местоположению и принадлежности структурам
периферические: нервно-мышечные , нейросекреторные, рецепторно-нейрональные. центральные: аксо-дендритические — с дендритами, в том числе аксо-шипиковые — с дендритными шипиками, выростами на дендритах; аксо-соматические — с телами нейронов; аксо-аксональные — между аксонами; дендро-дендритические — между дендритами;
По нейромедиатору: аминергические, содержащие биогенные амины (например, серотонин, дофамин); в том числе адренергические, содержащие адреналин или норадреналин; холинергические, содержащие ацетилхолин; пуринергические, содержащие пурины; пептидергические, содержащие пептиды, механизм передачи возбуждения через ЦНС - В ЦНС могут существовать синапсы не только с химическим, но и с электрическим, а в ряде структур ЦНС - со смешанным механизмом передачи. Чисто электрические синапсы чаще образуются между дендритами однотипных, близко расположенных нейронов. Электрические синапсы способны к двухстороннему проведению возбуждения. 2. ПД(потенциал действия) возникает в постсинаптической мембране лишь при одновременной активации нескольких нейронов (пространственная суммация) или при повторных разрядах в одном синапсе (временная суммация).), особенности передачи через химический синапс - это преобладающий тип синапсов в мозгу млекопитающих и человека. В химическом синапсе выделяют пресинаптическое окончание, синаптическую щель и постсинаптическую мембрану. Химические – наиболее распространенные в ЦНС, в которых посредником (медиатором) передачи является химическое вещество. Химические синапсы по природе медиатора делят на холинэргические (медиатор – ацетилхолин), адренэргические ( норадреналин), дофаминэргические (дофамин), ГАМК-эргические (γ-аминомасляная кислота) и т.д.

самые известные медиаторы - Медиаторов сейчас известно много, и число их постоянно растет. Обычно это сравнительно простые химические вещества — серотонин, допамин, норадреналин, но медиаторами являются и многие отдельные аминокислоты, а также соединения, состоящие из нескольких аминокислот,- полипептиды. Также медиатором служит еще и молекула всем известной АТФ.

2.2 Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в биологическом окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа. ,
значение –


1. Обеспечение организма кислородом и участие в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление углекислого газа

3.  Окисление, распад органических соединений-жиров, белков, углеводов с освобождением энергии, необходимой для осуществления физиологических функций организма.

4. Удаление конечных продуктов обмена веществ

  1. три составляющих - Брюшное = диафрагмальное = нижнее дыхание. На вдохе диафрагма сокращается, на выдохе расслабляется. Сокращаясь, она давит на органы живота, поэтому живот немного выпячивается вперед. На выдохе, поднимаясь, она создает отрицательное давление в животе и, как насос, направляет венозную кровь к сердцу.

  2. Грудное = среднее дыхание происходит за счет расширения грудной клетки на вдохе. Визуально ребра при этом движутся в стороны и вверх. По объему оно уступает брюшному.

  3. Ключичное = верхнее дыхание осуществляется мышцами шеи. Сокращаясь, они немного приподнимают верхние ребра. Эти мышцы являются вспомогательными и обеспечивают совсем небольшой объем вдоха. Считается, что, когда женщины были туго затянуты в корсеты, они дышали в основном таким образом – и именно поэтому часто падали в обмороки.)

механизм внешнего дыхания ( легочное - заключается в обмене газов между альвеолярным воздухом и окружающей средой и между альвеолярным воздухом и капиллярами., и кожное - это газообмен, происходящий через кожу или поверхность тела, а не через легкие или жабры. У некоторых животных имеется только кожное дыхание и у них это единственный способ газообмена. Кроме того, у других животных кожное дыхание является вторичным способом дыхания. Этот вид дыхания наблюдается у таких организмов, как насекомые, амфибии, рыбы, морские змеи и черепахи.),

транспорт газов ( эритроцит - Важнейшей функцией эритроцитов является транспорт газов, особенно кислорода, поскольку эта функция в организме человека осуществляется практически только эритроцитами. Он осуществляется благодаря содержанию в нем гемоглобина (34% общей и 90% сухой массы). ВИЧ крови содержится 140-160 г НЬ. Среднее содержание в одном эритроците у женщин - 32-33 пг, а у мужчин - 36-37 пг., гемоглобин - способен захватывать кислород из альвеолярного воздуха (соединение называется ок-сигемоглобином) и освобождать необходимое количество кислорода в тканях., бикарбонат - Анион НСО3 свободно проходит через клеточную мембрану и накапливается в плазме крови, образуя бикарбонат натрия. В артериальной крови основное количество двуокиси углерода (90%) содержится в виде бикарбоната, который образуется за счет реакции углекислого газа с водой (образование Н2СО3) и последующей диссоциацией на катион водорода и анион НСО3. Эта реакция чрезвычайно быстро протекает в эритроцитах под влиянием внутриклеточного фермента карбоангидразы. ).

Тип дыхания брюшной - (диафрагмальное) чаще встречающемся у мужчин, это дыхание, в процессе которого задействована диафрагма, расположенная немного ниже лёгких. Во время такого дыхания живот выпячивается наружу. Именно поэтому такое дыхание называют дыханием животом, брюшным или диафрагмальным. Такое дыхание позволяет делать более глубокие и полные вдохи. Эффект ощущается очень быстро., грудной - (реберное) который чаще встречается у женщин, дыхательные движения осуществляются за счет сокращения межреберных мышц. При этом грудная клетка расширяется и слегка приподнимается во время вдоха, суживается и несколько опускается при выдохе. ., смешанный - (диафрагмально-реберное) в акте дыхания участвуют межреберные мышцы и диафрагма. Грудной тип дыхания у мужчин может быть обусловлен воспалением диафрагмы или брюшины (перитонит), повышением внутрибрюшного давления (асцит, метеоризм). Брюшной тип дыхания у женщин наблюдается при сухом плеврите, межреберной невралгии, переломе ребер, что делает движения их болезненными. Если вдох или (и) выдох затруднен, в акт дыхания включаются вспомогательные дыхательные мышцы, что не отмечается у здоровых людей. В случае хронического затруднения дыхания грудинно-ключично-сосковые мышцы гипертрофируются и выступают в виде плотных тяжей. При частом, длительном кашле гипертрофируются и уплотняются прямые мышцы живота, особенно в верхней части.
Активный вдох - начинается под действием импульсов из инспираторных нейронов центральной нервной системы, пассивный выдох - поток импульсов от экспираторных нейронов прекращается, экспираторные мышцы расслабляются, объём грудной клетки и лёгких увеличивается, давление в лёгких снижается, воздух поступает в лёгкие из окружающей среды. . Диафрагма - непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких. Условно её границу можно провести по нижнему краю рёбер., межреберные мышцы - то группа внутренних мышц грудной клетки, которые находятся в межреберных пространствах. Благодаря их сокращению человек дышит. Упражнения на межрёберные мышцы позволяют уменьшить одышку, улучшить осанку и увеличит количество воздуха, поступаемого в лёгкие. Межреберные мышцы находятся между ребрами, это группа из 22 пар мышц.



Строение: - Спинной мозг входит в состав центральной нервной системы и имеет прямую связь с внутренними органами, кожей и мышцами человека. По своему виду спинной мозг напоминает шнур, занимающий место в позвоночном канале. Его длина составляет около полуметра, а ширина обычно не превышает 10 миллиметров..

Оболочки: - твердая – самая наружная. Наружная оболочка окутывает снаружи спинной мозг в форме широкого, вытянутого сверху вниз цилиндрического мешка. Паутинная – средняя. Это средняя оболочка, в виде тоненького прозрачного листка, не имеющего кровеносных сосудов., расположена внутри от твердой; мягкая – самая внутренняя. Мягкая оболочка непосредственно окутывает спинной мозг. Она представлена нежной рыхлой соединительной тканью, снаружи покрыта эндотелием и состоит из двух листков, между которыми находятся многочисленные сосуды.
Серое - серое вещество спинного мозга. Оно окружено снаружи белым веществом. Клеточное строение серого и белого вещества отличается между собой, как и их функции. Серое вещество спинного мозга состоит из двигательных и вставочных нейронов, белое вещество - Белое вещество спинного мозга представлено отростками нервных клеток, которые составляет тракты, или проводящие пути спинного мозга:

1) короткие пучки ассоциативных волокон , связывающие сегменты спинного мозга, расположенные на различных уровнях;

2) восходящие (афферентные, чувствительные) пучки, направляющиеся к центрам большого мозга и мозжечка ;

3) нисходящие (эфферентные, двигательные) пучки, идущие от головного мозга к клеткам передних рогов спинного мозга .

и их функции - основная функция белого вещества состоит в проведение нервных импульсов. Кроме того, оно осуществляет связь различных отделов спинного мозга между собой, связывает спинной и головной мозг.
Ф
ункции серого вещества, мы говорим о функции всех скоплений нейронов с короткими отростками. Итак, 
функции серого вещества разнообразны: Физиологические задачи: генерация, передача, получение и обработка электрических сигналов. Нейрофизиологические: восприятие, речь, мышление, память, зрение, эмоции, внимание..

Двигательные чувствительные - головной мозг связан со спинным посредством длинных трактов, которые формируются в глубине больших полушарий, и проходят через средний мозг и ствол мозга в спинной мозг. Эти пути проводят нисходящие (двигательные) и восходящие (чувствительные) импульсы. Двигательные проводящие пути.,

Афферентные - это цепь афферентных нейронов, которые передают от объектов управления систем организма к регуляторам нервной системы информацию о состоянии объектов управления, о среде систем и о результатах управления.,

Эфферентные - Эфферентные пути проводят нервный импульс из различных центров головного мозга к рабочему органу. У человека прямые эфферентные пути начинаются лишь из коры больших полушарий, где располагаются тела так называемых центральных нейронов. Эти пути являются проводниками сознательных двигательных импульсов к скелетной мускулатуре и объединяются понятием пирамидная система. ,

Восходящие - Восходящие проводящие пути спинного мозга восполняют потребность человека в зрении, слухе, моторных функциях и их контакте с важными системами организма. Рецепторы данных связей находятся в пространстве между гипоталамусом и первыми сегментами позвоночного столба.,

нисходящие пути - Нисходящие пути предназначаются для отправки импульсов из головного мозга в спинной.


Нейроны - это структурно-функциональная единица нервной ткани, входящая в состав головного мозга. Кроме анатомического определения нейрона, существует также функциональное – это возбуждающаяся электрическими импульсами клетка, способная к обработке, хранению и передаче на другие нейроны информации с помощью химических и электрических сигналов. Проводящие пути в коре головного мозга - Различают восходящие и нисходящие проекционные нервные волокна (проводящие пути). Восходящие пути связывают спинной мозг с головным, а также ядра мозгового ствола с базальными ядрами и корой большого мозга. Нисходящие пути идут в обратном направлении. По восходящим проекционным путям (они афферентные, чувствительные) к коре большого мозга поступают нервные импульсы, возникшие в результате воздействия на организм различных факторов внешней среды, включая импульсы, идущие от органов чувств, опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и сосудов. Нисходящие двигательные пути являются эфферентными. Они проводят импульсы от коры большого мозга и подкорковых центров к нижележащим отделам центральной нервной системы к ядрам мозгового ствола и к двигательным ядрам передних рогов спинного мозга. .

Функции - Основная функция коры больших полушарий головного мозга заключается в воспроизведении и накоплении информации, полученной в процессе обучения. Также в ней проходят все высшие психические процессы, такие как мышление, речь и память..

Возрастные особенности - До 4-го месяца развития плода поверхность больших полушарий гладкая. К 5-му месяцу внутриутробного развития образуются боковая, затем центральная, теменно-затылочная борозды.  Наиболее рано развивается моторная и сенсорная кора, созревание которых заканчивается к 3-му году жизни (слуховая и зрительная части созревают несколько позже). Критический период в развитии ассоциативной коры наступает в 7 лет и продолжается до пубертатного периода.  При старении масса головного мозга снижается примерно на 6% к 75 годам, лобных долей —на 15%. Количество нейронов после 55 лет уменьшается ежегодно примерно на 1,5%.

Билет 8.

1.         Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.

2.         Дальнозоркость. Понятие, причины, физиология, профилактика.


8.1. Строение позвоночника - Позвоночный столб разделяется на пять отделов: 1.шейный отдел - он состоит из семи позвонков. Является самыми подвижным, поскольку человек постоянно совершает всевозможные движения, повороты и наклоны шеи и головы. Сам этот отдел имеет форму буквы «С», и выпуклая стороны обращена вперед; 2. грудной отдел - состоит из 12 позвонков, в которым прикрепляются ребра, образуя полную грудную клетку. Именно в этой области расположено большинство основных внутренних органов, и поэтому грудной отдел является практически неподвижным; 3. Поясничный отдел - состоит из пяти позвонков. Несмотря на то что отдел довольно небольшой, он выполняет важнейшие функции во всей опорно-двигательной системе, а именно принимает практически всю нагрузку, которая оказывается на организм. И позвонки здесь наиболее крупные; 4. Крестцовый отдел - состоит из пяти позвонков, которые срастаются и сформировываются в треугольную кость. Она выполняет функцию связи верхней части позвоночного столба с тазовой костью. Крестец обладает несколькими отверстиями, через которые проходят нервные ткани, благодаря чему нервной «чувствительностью» обладают мочевой пузырь, прямая кишка и нижние конечности; 5. Копчиковый отдел -  он выполняет ряд важнейших функций. Например, у женщин он является подвижным, что помогает при вынашивании младенца и при родах. Также копчик регулирует правильное разгибание бедер и помогает правильно распределять нагрузку, особенно тогда, когда человек находится в сидячем положении: именно копчик позволяет не разрушаться позвоночнику, когда человек сидит, хотя при этом нагрузка на его позвоночник является огромной. 

естественные изгибы - естественные изгибы позвоночника обеспечивают функции амортизации и защищают позвонки от истирания. Волнообразная форма позвоночного столба выполняет функции пружины, смягчая все толчки.,
Естественные изгибы следующие: - шейный лордоз - характеризуется выпуклостью позвоночника в его шейном отделе; - грудной кифоз - это естественный изгиб позвонков, расположенных в грудном отделе спины. Физиологическое искривление позвоночника обеспечивает нормальное функционирование опорно-двигательного аппарата, полноценную подвижность шеи, мышц грудной клетки и пояснично-крестцового сегмента;- поясничный лордоз - изгиб в поясничном отделе позвоночника характеризующийся выпуклостью;- крестцовый кифоз - выпуклость кзади крестцового отдела позвоночника, которая в норме не превышает 40 градусов. Данная часть позвоночного столба является достаточно прочной, поэтому деформации в ней возникают редко..

нарушения осанки - искривление позвоночника, протекающее с усилением или сглаживанием физиологических изгибов в одном из четырех отделов позвоночника: шейном, грудном, поясничном, крестцовом или нескольких одновременно. Изгибы могут обращены выпуклостью вперед (лордозы) и назад (кифозы), в бок (сколиозы). Кривизну позвоночника рассматривают, как состояние предболезни, которое в будущем приводит к остеохондрозу, мышечной слабости, заболеваниям внутренних органов.,

правильное строение стопы - правильная форма стопы формируется в среднем до 12 лет. Для того чтобы стопа формировалась правильно, ей нужны нагрузки: ходьба по неровной поверхности, бег, прыжки, лазание и пр. Мышцы стопы при такой нагрузке будут укрепляться, а свод стопы, необходимый для амортизации, формироваться. ... Исправить это можно лишь хирургической операцией или подбором специальной обуви, да и то не всегда.,

Амортизация - это система организма, защищающая суставы и позвоночник от разрушительного воздействия ударных нагрузок при повседневной жизни или иными словами это слаженная работа мышц спины, ног, а иногда и рук. Смысл ее заключается в управлении сокращением скелетных мышц таким образом, чтобы обеспечить плавность походки, правильную осанку и необходимую амортизацию при ударных нагрузках при ходьбе, беге, прыжках и т.п,

Профилактика - Это довольно частое нарушение опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Оно сопровождается жалобами детей и подростков на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость, особенно во время длительных прогулок, экскурсий и походов. Всестороннее физическое воспитание детей и подростков, выполнение общеразвивающих и специальных физических упражнений ежедневно дома, на уроках в школе — основа профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, укрепления здоровья. ( ходьба босиком по неровной поверхности -по песку, камешкам, дорожкам с нашитыми пуговицами разной величины и тд)

  • 8.2. Определение дальнозоркость - это дефект зрения, при котором хорошо видно лишь расположенные вдали объекты, а близко расположенные объекты видно плохо. Строение глаза в норме - От правильного строения глазного яблока напрямую зависит, какой будет увиденная картинка, какая информация поступит в клетки головного мозга и каким образом она будет обработана. В норме этот орган выглядит в форме шара диаметром 24–25 мм (у взрослого человека). Внутри него находятся ткани и структуры, благодаря которым картинка проецируется и передается на участок мозга, способный обработать полученную информацию. 
    Изменения при дальнозоркости - дальнозоркость может быть следствием неправильного развития глаз или нарушения работы преломляющей системы, в которую входят хрусталик, роговица и другие структуры глазного яблока. 
    Есть три степени дальнозоркости: начальная, средняя и сильная. Начальная стадия гиперметропии характеризуется отклонением от нормы до 2 диоптрий. С такой степенью организм справляется за счет аккомодационной способности, то есть благодаря тому, что хрусталик глаза может изменять свою форму. Корректировать дальнозоркость начальной степени не нужно. Однако с возрастом хрусталик становится менее эластичным. Тогда гиперметропия прогрессирует.
    При дальнозоркости второй степени пациенту подбирается оптика с положительными диоптриями — от 2 до 4. Постоянно носить ее нет необходимости. Человек хорошо видит вдаль, а во время чтения или другой работы, связанной с нагрузкой на глаза, приходится надевать очки.
    Третья степень — это самая сложная форма гиперметропии, которая характеризуется отклонением от нормы в 4 и более диоптрии. Сильная дальнозоркость проявляется в плохом зрении на всех дистанциях. Человек при таком дефекте рефракции видит плохо не только вблизи, но и вдаль. Связано это с тем, что глаза практически постоянно находятся в напряжении.

    Детская дальнозоркость - От формы роговицы – прозрачной органической линзы, которая первой встречает световые лучи, проникающие в глаз.  От расстояния между роговицей и хрусталиком, а затем между хрусталиком и сетчаткой – если оно слишком мало, проблема усугубляется; От формы хрусталика и его способности к аккомодации – с помощью усилий ресничной мышцы кривизна нашей второй, двояковыпуклой органической линзы, может меняться. От длины ПЗО глазного яблока – переднезадняя ось представляет собой отрезок между роговицей и макулой, и если он короче физиологической нормы, неизбежно возникает гиперметропия., старческая - Старческая дальнозоркость, она же — пресбиопия ( аномалия рефракции глаза, при которой человек не может рассмотреть мелкий шрифт или маленькие предметы на близком расстоянии.) — это постепенный и неотвратимый процесс, который протекает на фоне общего старения организма человека..
    Причины
    - так, причинами дальнозоркости могут быть не только сбои в преломляющей системе, но и искаженная форма глазного яблока. В офтальмологической практике существует ряд типов дальнозоркости: физиологическая (у детей) - Практически все новорожденные имеют физиологическую гиперметропию с показателем зрения +4-5 дптр. К 8 годам у детей показатель дальнозоркости составляет +1,5-2 дптр, а в 16 лет с окончанием формирования глазного яблока аномалия исчезает.; врожденная - Причиной врожденной патологии может стать сбой в развитии глазного яблока, оно может быть слишком маленьким еще при появлении ребенка на свет, а затем неправильно развиваться. Именно поэтому возможно непрерывное прогрессирование дальнозоркости; приобретенная - Гиперметропия, которая развивается у взрослого человека в процессе жизнедеятельности, может быть связана с механическими травмами зрительных органов, опухолями в области глазниц, некачественно проведенной операцией, инфекционными заболеваниями, поражающими преломляющую систему.; возрастная Отдельный тип аномалии — пресбиопия, то есть дальнозоркость, связанная с возрастными изменениями зрительной системы. Причиной ее возникновения является нарушение функций и структуры хрусталика. Каждый из типов характеризуется определёнными процессами в организме человека.
    профилактика -
    - делать перерывы между зрительным напряжением на отдых. При этом желательно, чтобы такой отдых был активным;
    -следить за освещением в комнате, где человек работает. Оно не должно быть слишком тусклым. При необходимости можно применять настольные лампы;
    -соблюдать принципы здорового питания. Рацион человека должен быть максимально сбалансированным и содержать в себе необходимое количество белков, витаминов, микро и макроэлементов, а также аминокислот;
    -выполнять различные процедуры, которые полностью укрепляют организм. Например, закалятся, заниматься спортом, ходить на массаж




Билет 9.

1. Возрастные особенности органов дыхания.

2. Рост, развитие, строение и соединение костей.


9.1. Дыхание. Органы дыхания. ЧД в разные возрастные периоды. Типы дыхания ( половое и возрастное отличие). Гигиена дыхания.

9.2. Строение ( эпифиз, диафиз, надкостница, хрящ, компактное вещество, губчатое вещество, костный мозг, нервные и кровеносные сосуды – все с функциями). Рост в дину и в ширину, с примерами. Соединение костей ( 3 вида с примерами). Сустав ( строение) , хрящ.

    Билет 10.

1.         Характеристика анатомо-физиологических особенностей детей в различные периоды онтогенеза.

2.         Близорукость. Понятие, причины, физиология, профилактика.

 


10.1. Онтогенез. Периодизация. В каждый возрастной период – изменения в росте и в физиологии. Психологические процессы – не надо!

10.2. Определение. Строение глаза в норме и изменения при близорукости. Причины, профилактика

Билет 11.

1.         Понятие анализатора.  Строение и общие свойства анализаторов.

2.         Система мочевыделения, и её возрастные особенности.


11.1 Анализатор. Общее строение анализатора ( отделы, где расположены). Рецепторы, типы. Общие свойства. Пример.

11.2 Строение. Образование мочи ( первичная, вторичная) Условно-рефлекторная регуляция. Гигиена. Использование знаний в педагогической практике

Билет 12.

1.         Внутренняя среда организма. Значение и состав крови.

2.         Фазы работоспособности и ее дневная периодичность.


12.1. Жидкая среда организма – виды жидкости. Взаимосвязь и участие в г омеостазе. Кровь состав крови, функции.

12.2. Работоспособность. Фазы. Динамика в течении дня. Дневной ритм, недельный ритм. Утомление. Оптимальный режим школьника.


Билет 13.

1. Возрастные изменения костей.

2. Орган слуха (звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха).


13.1. Скелет. Состав строение костей в разные возрастные периоды. Строение скелета в зависимости от возраста.

13.2. Строение. Отделы. Функции. Восприятие звука.

Билет 14.

1.         Строение и функции пищеварительных желез.

2.         Общий план строения и возрастные особенности органов дыхания.


14.1. Строение пищеварительного канала. Значение желез, виды всего пищеварительного канала. По каждой железе – расположение, функции, что выделяет.

14.2. Органы дыхания. Строение и изменения с возрастом. Структурная единица. ЧД в разные возрастные периоды. Гигиена дыхания.

Билет 15.

1.         Общий план строения пищеварительной системы.

2. Торможение условных рефлексов у детей.


15.1. Строение. Функции каждого отдела. Процесс пищеварения в каждом отделе.

15.2. Условные, безусловные рефлексы. Торможение. Виды торможения. ( внешнее, внутреннее, дифференцировочное, угасательное, запредельное, запаздывающее ) с примерами. Особенности у детей. Использование в практике учителя.

Билет 16.

1. Регуляция углеводного обмена железами внутренней секреции.

2. Динамический    стереотип,    как    основа    привычек    и    навыков,    как физиологическая основа режима дня.

 


16.1. Углеводный обмен. Основной элемент. Значение. Этапы. Железы внутренней секреции. Участвующие в углеводном обмене: надпочечники, щитовидная, поджелудочная железы, печень, гипофиз.

16.2. Двигательный стереотип, его значение. Значение в развитии ребенка. Основа привычек, навыков. Режим дня – физиологическое обоснование..

Билет 17.

1.         Обмен веществ и энергии у детей.

2. Гипоталамо-гипофизарная система и ее роль.


17.1. Метаболизм. Обмен белков, жиров, углеводов. Энергетический обмен. Водный обмен.

17.2. Единство нервно-гуморальной регуляцией. Гипоталамус – функции, гипофиз – функции, взаимодействие, рилизинг гормоны, пояснить схематично. Примеры.


Билет 18.

1. Характеристика эпителиальной ткани.

2. Возрастные особенности позвоночного столба.


18.1. Виды эпителиальной ткани, характерные особенности, где встречаются в организме, функции, примеры

18.2. Строение позвоночника, отделы, изгибы. Стадии развития в эмбриональный период, межпозвоночные диски. Этапы формирования изгибов, сколиоз, излишний кифоз. Влияние двигательной активности

Билет 19.

1. Пищеварение в желудке.

2. Работа мышц. Развитие двигательной активности.


19.1. Расположение. Строение ( внешнее, внутреннее). Функции ( депонирование, механическая ( перемешивание и перистальтика), химическая обработка пищи). Пищеварение в желудке. Желудочный сок.

19.2. Виды мышц, общее представление их работы. Динамическая, статическая, мышцы – антагонисты. Сгибатель, разгибатель, приводящая, отводящая, ротатор. Утомление.

Билет 20.

1. Работа сердца.

2. Формы грудной клетки.


20.1. Строение сердечной мышцы. Фазы. Свойства сердечной мышцы. Регуляция.

20.2. Строение грудной клетки. Форма в зависимости от типа телосложения. Возрастные изменения.

Билет 21.

1.Учение об условных рефлексах. Формирование условных рефлексов.

2. Изгибы позвоночника.


21.1. Строение рефлекторной дуги. Рефлекс – определение, виды. Динамический стереотип. Условия выработки условных рефлексов. Значение в профессиональной деятельности.

21.2. Строение позвоночника, отделы, изгибы. Этапы формирования изгибов. Нарушения осанки. Влияние двигательной активности

Билет 22.

1. Строение и функции органов обоняния и вкуса. Особенности у детей.

2. Возрастные особенности строения черепа.


22.1. Общее строение анализаторов. Строение и функции органов обоняния и вкуса. Возрастные особенности.

22.2. Строение черепа, отделы, тип костей, виды швов, возрастные изменения. Отличия от животных.

Билет 23.

1. Органы кровообращения.

2. Строение и функции  клетки.


23.1. Круги кровообращения. Сосуды. Кроветворные органы.

23.2.Строение клетки. Органоиды - строение и функции. Деление клетки ( митоз, мейоз)


Билет 24.

1.  Кровь, состав и функции крови.

2. Строение и функции слухового анализатора

24.1. Состав крови ( плазма, форменные элементы), кроветворные органы, место разрушения клеток крови. Изучение состава крови.

24.2. Строение, функции. Механизм передачи звука. Возрастные изменения. Заболевания. Профилактика.

Билет 25.

1. Пищеварение в ротовой полости.

2. Отделы нервной системы.


25.1. Строение пищеварительного тракта. Железы ротовой полости. Вещества выделяющиеся в ротовой полости ( муцин, лизоцим, ферменты)

25.2. Строение, отделы, значение. Центральная, периферическая, соматическая, вегетативная, симпатическая, парасимпатическая.