Файл: Конспект по теме Классификация органических соединений по 5 учебника.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания на неделю:
-
В лекционной тетради составить конспект по теме: «Классификация органических соединений» по § 5 учебника;
Выписать и выучить основные определения по следующим понятиям:
-
ациклические соединения -
карбоциклические соединения -
гетероциклические соединения
-
предельные (насыщенные) углеводороды (УВ) -
непредельные (ненасыщенные)углеводороды (УВ) -
функциональная группа (ФГ), примеры ФГ.
Оформите в тетрадь таблицу 3 со стр.33 учебника.
Выполните задания 1,4 к § 5:
-
В лекционной тетради составить конспект по теме: «Основы номенклатуры органических соединений» по § 6 учебника.
Знать, что такое тривиальные и рациональные названия соединений. Законспектировать основные правила заместительной номенклатуры
(на примере вещества)
Теория для конспекта.
Правила заместительной номенклатуры.
-
В основе названия соединения лежит родоначальная структура (главная цепь ациклической молекулы, карбоциклическая или гетероциклическая система)
-
Функциональные группы (ФГ) и заместители обозначаются приставками и суффиксами. Функциональные группы подразделяют по старшинству.
Порядок старшинства основных групп:
Старшую ФГ обозначают в суффиксе, все остальные называют в приставке в алфавитном порядке.
Заместитель – любой атом (или группа атомов), замещающий атом водорода в главной цепи.
План составления названия.
-
Выбрать главную углерод-углеродную цепь (наиболее длинную цепь; для непредельных соединений – с большим числом кратных (двойных, тройных) связей.
-
Пронумеровать главную цепь с конца, к которому ближе расположена ФГ, кратная связь или заместитель.
-
Составить название соединения с учетом имеющихся в его молекуле заместителей и ФГ.
Пример:
| 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | | | |||||||
| CH3–CH–CH2–C=CH2 | | ||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||
| | | CH3 | CH3 | | |||||||||
| | 2,4-диметилпентен-1 | | | ||||||||||
| | | | | | | | | ||||||
2, 4- | ди | | | метил | | | пент | ен-1 | ||||||
Позиция | Число | | Название | | | Корень | Суффикс, | |||||||
заместителя (-лей) | заместителей | | заместителя | | | (число атомов в | обозначающий | |||||||
в главной цепи | (два – ди, | | (метил CH3- | | | главной цепи) | тип связи в | |||||||
(арабская цифра) | три – три, | | этил C2H5- | | | 1 – мет | главной цепи | |||||||
| четыре – тетра, | | пропил C3H7- | | | | 2 – эт | ( С-С - ан | ||||||
| пять – пента, | | бутил C4H9- | | | 3 - проп | С=С - ен | |||||||
| и т.д.) | | | и т.д.) | | | 4 - бут | С≡С - ин) | ||||||
| | | | | | | 5 - пент | Положение | ||||||
| | | | | | | 6 - гекс | кратной связи | ||||||
| | | | | | | 7 - гепт | указывают | ||||||
| | | | | | | 8 - окт | арабской цифрой | ||||||
| | | | | | | 9 - нон | после суффикса | ||||||
| | | | | | | 10 - дек | |
Если имеется в соединении функциональная группа, то еще добавляется суффикс, обозначающий эту ФГ. Например, если есть гидроксильная группа –ОН, то пишут –ол, и цифрой обозначают ее положение в главной цепи.
6 | 5 | 4 | 3 | 2 | | 1 | ||
CH3–CH–CH2–CH2–CH-CH3 | ||||||||
| | | | | | | | | ||
| CH3 | | | OH | | |||
| | 5-метилгексанол-2 | | |
Выполните задания 1,2 к § 6:
-
В лекционной тетради составить конспект по теме: «Классификация реакций в органической химии» по § 8 учебника.
Оформите схему «Классификация химических реакций в органической химии».
Выписать и выучить основные определения по следующим понятиям:
-
реакции замещения (с примерами) -
реакции присоединения (с примерами) -
реакции полимеризации (с примерами) -
реакции отщепления (элиминирования) (с примерами) -
реакции изомеризации (с примерами)
Выполните задания 1 на стр.48 учебника. Запишите указанные реакции.