Файл: Вопрос Менеджмент как наука, как искусство, как вид управленческой деятельности. Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 1.

Менеджмент как наука, как искусство, как вид управленческой деятельности.

Менеджмент – это умение добиваться поставлен­ных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; деятельность, направленная на управление ресурсами (трудовыми, финансовыми, материальными, информационными).

Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат. 

Основными задачами менеджмента являются следующие: 

  • организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;

  • переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

  • стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

  • разработка стратегии развития организации и реализация;

  • определение целей развития организации;

  • выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

  • осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач. 

Менеджмент как наука и искусство

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце  XIX века

Менеджмент как наука управления возникла на основе многолетнего накопления знаний, теорий.

имеет свой предмет изучения, свои проблемы и подходы к их решению.

Научную основу составляет сумма знаний об управлении в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Как наука менеджмент направлен на объяснение управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выяснение факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и более эффективным.


Как дисциплина менеджмент связан со многими дисциплинами, такими как философия, конфликтология, управление персоналом, психология и др.

 Менеджмент как искусство управления базируется на том, что организация – это сложная социально-техническая система, на функционирование которой воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды.

Одним из факторов являются сами люди, с которыми приходится работать в коллективе. Каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д.

Поэтому менеджмент рассматривается как искусство, которое, требует от руководителя определённых личностных качеств, его способности взаимодействовать с подчинёнными и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.

Такой подход позволит соединить научные знания и искусство управления в единый процесс и позволит эффективно управлять.

Философия менеджмента базируется на признании рынка как средства обеспечения достойной жизни каждому гражданину. Экономическая деятельность субъектов хозяйствования ориентируется на социальные нужды населения. Любому человеку предоставляются равные возможности для активного участия в экономической жизни общества. В качестве принципа социальной рыночной экономики должно признаваться именно равенство в возможностях, а не в получении благ, так как это базовое положение создает для всех мощный стимул активно работать.

Философия менеджмента организации должна основываться на признаваемых государством социальных ценностях, таких как: безработица, высокие доходы всех сотрудников, масштабы поляризации их доходов, их здоровье, высокие продолжительность и качество жизни. Исходя из государственной политики в этих областях, фирмы (предприятия) должны вырабатывать реальные мероприятия и количественные показатели в каждой из этих сфер социальной деятельности. Экологическая безопасность производства должна стать также обязательной нормой деловых организаций.

Вопрос 2.

Система функций современного менеджмента.

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.


Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности, регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Рассмотрение менеджмента как совокупности и процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.

Однако, различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента. Так А.Файоль (1916 г., Франция) предлагал следующий состав функций: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Надо сказать, что именно этот функциональный состав дошел до нашего времени и широко используется.

Англоязычные исследователи Л.Гьюлик (США) и Л.Урвик (Англия, 1937 г.) предложили несколько видоизмененный состав функций менеджмента: планирование, организация, управление кадрами, руководство, координация, учет, бюджетирование.

Американцы Х. Кернц и К.О. Донель (1955 г.) сформировали свой состав: планирование, организация, управление кадрами, руководство и контроллинг.

В 1968 г. немец В.Хиль сформировал список, состоящий их: формирование политики и цели, планирование, организация, управление кадрами.

Этот список можно было бы продолжать и далее. Как представляется, предлагаемый состав функций менеджмента зависел от решаемой исследователем в тот момент задачи. К сожалению, до сих пор нет общепризнанного состава и даже формулировок основных функций менеджмента.

При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех организаций:

  • Общие функции менеджмента;

  • Социально-психологические функции менеджмента

  • Технологические (фоновые) функции менеджмента

Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.

К ним относят:

  • Формирование целей;

  • Планирование;

  • Организация;

  • Учет, контроль, анализ;

  • Регулирование

Социально-психологические функции менеджмента – связаны с характером производственных отношений в коллективе.

К ним относят две функции:

  • Делегирование;

  • Мотивация.

Технологические функции менеджмента – определяют содержание технологии труда менеджера и так же представлены двумя функциями:


  • Функция принятия управленческих решений;

  • Функция коммуникации.

Схематическое представление системы основных функций менеджмента предложено на рис:


Вопрос 3.

Функции менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Функциональный подход в управлении организацией
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Современный менеджмент – это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты.

Новые функции современного менеджмента включают в себя необходимость развития способностей, позволяющих быстро изменять стратегию в случае возникновения внешних или внутренних угроз; развитие личной конкурентоспособности, продвигающей личностный рост и позволяющий повысить конкурентоспособность своего подразделения.

Функции менеджмента – это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации.

На сегодняшний день к функциям менеджмента относится:

  • планирование

  • организация

  • мотивация

  • контроль

  • координация

Функция планирования – является номером один в менеджменте. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что
планирование – это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

По своей сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса:

1. Где мы находимся на данное время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких важных отраслях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения, чего может реально добиться организация.

2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие, как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения. Руководство определяет, что может помешать организации достижению этих целей.

3. Как мы собираемся это сделать? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Планирование – это одно из средств, с помощью которого руководство обеспечивает единственное направление усилий всех членов организации для достижения ее общей цели.

Функция организации – это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. В любом плане, составляемом в организации есть создание реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в реальность, используя важную функцию менеджмента, как мотивация.

Функция мотивации – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование