Файл: Н. И. Лобачевского (ннгу) Арзамасский филиал.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

(ННГУ)

Арзамасский филиал
Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики дошкольного и начального образования

Выполнила:

Дорофеева Ю.А.,

студентка III курса

факультета дошкольного и начального образования

заочной формы обучения,

направление «Педагогическое образование»

(профиль Дошкольное образование)

________________________

(подпись студента)

Курсовая работа
Создание цифровой образовательной среды школы в рамках реализации национального проекта «Образование»


Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Губанихина Е.В.
Арзамас,

2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

I.Теоретические основы создания цифровой образовательной среды школы в рамках реализации национального проекта «Образование»

6

1.1 Понятие «цифровая образовательная среда»

6

1.2 Особенности создания цифровой образовательной среды в общеобразовательной организации

13

II. Современная практика создания цифровой образовательной среды в общеобразовательной организации

21

2.1 Актуальное состояние цифровой образовательной среды школы

21

2.2 Описание опыта создания цифровой образовательной среды в школе

25

Заключение

33

Список источников и литературы

35

Приложения

40



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что предусматривает создание безопасной цифровой образовательной среды. Этот проект позволит во всех школах создать для учеников и педагогов профили «цифровых компетенций». В школах будут использоваться технологии виртуальной и дополнительной реальности. Во всех школах отчетность переведут в электронный вид.

Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Проблема исследования является цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.

Цель исследования: создание цифровой образовательной среды школы.

Объектом исследования: процесс развития цифровой образовательной среды в школе.

Предмет исследования: работы выступают проблемы и перспективы реализации национального проекта «Образование».

Задачи исследования:

1.Изучить теоретические основы создания цифровой образовательной среды.

2.Раскрыть понятие «цифровая образовательная среда»

3.Рассматреть современную практику создания цифровой среды в общеобразовательной организации

4.Определить описание опыта создания цифровой образовательной среды в школе.


Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

I. Теоретические основы создания цифровой образовательной среды школы в рамках реализации национального проекта «Образование»

1.1 Понятие «цифровая образовательная среда»

В настоящее время одним из главных национальных приоритетов Российской Федерации является научно-технологический прорыв страны.

Несмотря на свою важность во все времена, знания, технологии и инновации становятся факторами роста экономики и благосостояния. Эти вопросы рассмотрены в работах российских ученых-экономистов: В.В. Ивантера, В.Л. Макарова, В.А. Мау, Л.Э. Миндели, И.В. Соболевой и др.

Разработаны стратегические документы, цель которых – создание условий для развития общества знаний и накопления человеческого капитала.

В утвержденной в июле 2017 года Правительством РФ программе «Цифровая экономика Российской Федерации» поставлена задача к 2024 году ежегодно выпускать более 800 тысяч специалистов с базовыми компетенциями в области цифровой экономики.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года No 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача обеспечить прорыв в области экономики и социальной сферы.

В связи с этим особое значение придается ускоренному созданию и использованию современных отечественных технологий, в т. ч. в сфере образования.

Информатизация общества стало причиной информатизации образования.

Цифровая образовательная среда – это переход от традиционного обучения на дистанционные обучения. Создание цифровой образовательной среды для использование единой электронной системы и подход к обучению.

Такое образование будет более доступным и качественным, а сам процесс обучения увлекательным. Так же будут планироваться много внедрений современных технологий. Для объединения онлайн форматов педагогом будет проще предоставлять необходимый материал
, а учащимся легче его воспринимать.

Н.Н. Елистратова, под понятием «информатизация образования», понимает: «…научно-практическую деятельность, направленную на применение компьютерных технологий для сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающую систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания» [11, с. 12–13].

В условиях информатизации образования актуализируется потребность построения цифровой образовательной среды (далее – ЦОС). Роль цифровой образовательной среды в условиях информатизации общества и модернизации образования обосновывается исследователями С.В. Тарасовым и А.Е. Марон, по мнению которых «в эпоху стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности людей особого внимания заслуживают вопросы обновления содержания и качества образования как способности системы образования обеспечить достижение целей личности, общества и государства.

Решение данной проблемы возможно посредством моделирования образовательной среды, системообразующим компонентом которой станет формирование принципиально новой системы непрерывного образования» [12, с. 16].

Сегодня происходит переосмысление роли компьютерных технологий в системе образования ввиду стремительного развития возможностей сети Интернет. Анализ данных технологий позволяет говорить сегодня о том, что понятие «компьютерные технологии», которое в течение последних десятилетий составляло сущность информационных технологий, постепенно
вытесняется понятиями «электронные технологии», «цифровые технологии».

Так, на современном этапе развития образования целесообразно говорить о развитии цифровой образовательной среды.

В последние годы в России особое внимание уделялось формированию информационно-образовательной среды учебного заведения.

«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в т. ч. цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде» [21].

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:

организационно-управляющий (применение ИКТ в управлении образованием); программно- стратегический (совершенствование учебных программ и педагогических подходов);

учебно-методический (методика преподавания в ИОС); кадровый (ИКТ-компетентность педагога);

ресурсно-информационный (техническое и технологическое переоснащение рабочих мест системы образования) [22].

В федеральных государственных образовательных стандартах наличие электронной информационно-образовательной среды является одним из требований к условиям реализации в образовательной организации