Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
(ННГУ)
Арзамасский филиал
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра педагогики дошкольного и начального образования
Выполнила:
Дорофеева Ю.А.,
студентка III курса
факультета дошкольного и начального образования
заочной формы обучения,
направление «Педагогическое образование»
(профиль Дошкольное образование)
________________________
(подпись студента)
Курсовая работа
Создание цифровой образовательной среды школы в рамках реализации национального проекта «Образование»
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Губанихина Е.В.
Арзамас,
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
I.Теоретические основы создания цифровой образовательной среды школы в рамках реализации национального проекта «Образование» | 6 |
1.1 Понятие «цифровая образовательная среда» | 6 |
1.2 Особенности создания цифровой образовательной среды в общеобразовательной организации | 13 |
II. Современная практика создания цифровой образовательной среды в общеобразовательной организации | 21 |
2.1 Актуальное состояние цифровой образовательной среды школы | 21 |
2.2 Описание опыта создания цифровой образовательной среды в школе | 25 |
Заключение | 33 |
Список источников и литературы | 35 |
Приложения | 40 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что предусматривает создание безопасной цифровой образовательной среды. Этот проект позволит во всех школах создать для учеников и педагогов профили «цифровых компетенций». В школах будут использоваться технологии виртуальной и дополнительной реальности. Во всех школах отчетность переведут в электронный вид.
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Проблема исследования является цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.
Цель исследования: создание цифровой образовательной среды школы.
Объектом исследования: процесс развития цифровой образовательной среды в школе.
Предмет исследования: работы выступают проблемы и перспективы реализации национального проекта «Образование».
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы создания цифровой образовательной среды.
2.Раскрыть понятие «цифровая образовательная среда»
3.Рассматреть современную практику создания цифровой среды в общеобразовательной организации
4.Определить описание опыта создания цифровой образовательной среды в школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
I. Теоретические основы создания цифровой образовательной среды школы в рамках реализации национального проекта «Образование»
1.1 Понятие «цифровая образовательная среда»
В настоящее время одним из главных национальных приоритетов Российской Федерации является научно-технологический прорыв страны.
Несмотря на свою важность во все времена, знания, технологии и инновации становятся факторами роста экономики и благосостояния. Эти вопросы рассмотрены в работах российских ученых-экономистов: В.В. Ивантера, В.Л. Макарова, В.А. Мау, Л.Э. Миндели, И.В. Соболевой и др.
Разработаны стратегические документы, цель которых – создание условий для развития общества знаний и накопления человеческого капитала.
В утвержденной в июле 2017 года Правительством РФ программе «Цифровая экономика Российской Федерации» поставлена задача к 2024 году ежегодно выпускать более 800 тысяч специалистов с базовыми компетенциями в области цифровой экономики.
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года No 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача обеспечить прорыв в области экономики и социальной сферы.
В связи с этим особое значение придается ускоренному созданию и использованию современных отечественных технологий, в т. ч. в сфере образования.
Информатизация общества стало причиной информатизации образования.
Цифровая образовательная среда – это переход от традиционного обучения на дистанционные обучения. Создание цифровой образовательной среды для использование единой электронной системы и подход к обучению.
Такое образование будет более доступным и качественным, а сам процесс обучения увлекательным. Так же будут планироваться много внедрений современных технологий. Для объединения онлайн форматов педагогом будет проще предоставлять необходимый материал
, а учащимся легче его воспринимать.
Н.Н. Елистратова, под понятием «информатизация образования», понимает: «…научно-практическую деятельность, направленную на применение компьютерных технологий для сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающую систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания» [11, с. 12–13].
В условиях информатизации образования актуализируется потребность построения цифровой образовательной среды (далее – ЦОС). Роль цифровой образовательной среды в условиях информатизации общества и модернизации образования обосновывается исследователями С.В. Тарасовым и А.Е. Марон, по мнению которых «в эпоху стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности людей особого внимания заслуживают вопросы обновления содержания и качества образования как способности системы образования обеспечить достижение целей личности, общества и государства.
Решение данной проблемы возможно посредством моделирования образовательной среды, системообразующим компонентом которой станет формирование принципиально новой системы непрерывного образования» [12, с. 16].
Сегодня происходит переосмысление роли компьютерных технологий в системе образования ввиду стремительного развития возможностей сети Интернет. Анализ данных технологий позволяет говорить сегодня о том, что понятие «компьютерные технологии», которое в течение последних десятилетий составляло сущность информационных технологий, постепенно
вытесняется понятиями «электронные технологии», «цифровые технологии».
Так, на современном этапе развития образования целесообразно говорить о развитии цифровой образовательной среды.
В последние годы в России особое внимание уделялось формированию информационно-образовательной среды учебного заведения.
«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в т. ч. цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде» [21].
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:
организационно-управляющий (применение ИКТ в управлении образованием); программно- стратегический (совершенствование учебных программ и педагогических подходов);
учебно-методический (методика преподавания в ИОС); кадровый (ИКТ-компетентность педагога);
ресурсно-информационный (техническое и технологическое переоснащение рабочих мест системы образования) [22].
В федеральных государственных образовательных стандартах наличие электронной информационно-образовательной среды является одним из требований к условиям реализации в образовательной организации