Файл: Н. И. Лобачевского (ннгу) Арзамасский филиал.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Зачастую в обществе высказываются опасения, что с введением «Цифровой образовательной среды» живое общение учителей и учеников заменят онлайн-уроками. Однако на самом деле речь идет не об отказе от традиционных школьных занятий, а о расширении возможностей обучения.

Таким образом, с 1 сентября 2020 года о внедрении всероссийского дистанционного формата работы школ объявлено не было. Руководства отдельных регионов и образовательных организаций принимают решение о целесообразном режиме учебы в зависимости от эпидемиологической обстановки. По состоянию на январь 2021 года возвращать всероссийский дистант (как это было весной 2020) не планируется.

При этом в школах должны соблюдаться все рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции, перечисленные в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020.

2.2 Описание опыта создания цифровой образовательной среды в школе
Рассмотрим проект «Цифровая образовательная среда»

Цель: создание в образовательной организации современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Задачи:

1.Разработать концепцию информационного обеспечен образовательного процесса,

2. Обновить информационно-коммуникационную инфраструктуру образовательной организации

2.Обеспечить комплексный электронный мониторинг качества образования в условиях школы

3. Стандартизировать и актуализировать информационное наполнение сайта образовательной организации;

4. Создать систему получения репрезентативных данных, в том числе обратной связи от родителей обучающихся, актуальной для прогнозирования развития школьной системы образования;

5. Обновить образовательные программы по предметной области «Основы безопасности и жизнедеятельности» в части включения вопросов кибербезопасности и «кибергигиены» для обеспечения защищенности от девиантных и деликвентных влияний детей в сети Интернет, а также создание инструмента, обеспечивающего безопасное использование обучающимися сети Интернет, сохраняя собственную идентичность.

6. Обеспечить подготовку высококвалифицированных административно-управленческих и педагогических кадров, обладающих метапредметными компетенциями, в том числе в области цифровизации образования;

7. Создать и обеспечить функционирование единой информационной системы «Цифровая школа» с использованием технологий «больших данных», «облачного» хранения данных и искусственного интеллекта для обеспечения электронного документооборота деятельности образовательной организации:

  • ведения административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности;

  • обеспечения учебного и воспитательного процесса («Электронные дневники», «Электронный журнал», «Электронный кабинет учителя», «Электронное портфолио обучающегося», «Онлайн образование» и т.д.);


8.Создать специальные условия (в части программного обеспечения и цифровых ресурсов) для детей, обучающихся на дому, детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию обучающихся

  2. Обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательной организации

  3. Обеспечение функционирования единой информационной системы «Цифровая школа»

  4. Создание системы получения репрезентативных данных, в том числе обратной связи от родителей обучающихся, актуальной для прогнозирования развития школьной системы образования;

  5. Повышение уровня учебной мотивации и образовательных результатов обучающихся

  6. Создание специальных условий (в части программного обеспечения и цифровых ресурсов) для детей, обучающихся на дому, детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ.

  7. Переподготовка кадрового состава с целью обеспечения актуализации знаний, умений и навыков в части внедрения и использования технологий цифровизации образования

На самом деле перед ЦОС никогда не стояла задача полностью отказаться от традиционной системы обучения и упразднить необходимость посещения детьми школы — речь шла лишь о внедрении различных электронных и технических средств для повышения качества образования.

Также оживленную дискуссию вызвал законопроект № 957354-7. Его название — «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». ( см. приложение).

Многие подумали, что цель этой инициативы — перевести все школы на дистанционное обучение.

Однако один из авторов законопроекта, глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова объяснила, что перевод образовательных учреждений на дистанционный режим работы стал вынужденной неотложной мерой на период коронавируса.


При этом выяснилось, что в российском законодательстве не описаны многие вопросы, касающиеся проведения онлайн-уроков. Новый законопроект направлен именно на восполнение ряда пробелов в действующих законах.


Заключение
Таким образом, ЦОС образовательной организации представляет собой определенный набор информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта для реализации основной образовательной программы изучения различных дисциплин с учетом планируемых результатов обучения.

Важными преимуществами ЦОС являются доступность и удобство обучения (по месту жительства или работы), следовательно, распределенный характер образовательного процесса. Существенная часть материала выдается не в аудиториях, а с помощью интернет-технологий, то есть работа учащихся является организованной и самостоятельной. И самое основное отличие в ЦОС обучающийся точно знает, какие именно знания, умения и навыки ему нужны.

В заключение следует отметить, что эффективное применение информационных технологий в образовательном процессе открывает новые возможности для построения качественно цифровой образовательной среды, которая «позволяет каждому обучающемуся получать необходимую актуальную информацию, выстраивать знаниевый сегмент под индивидуальную образовательную траекторию, и этот индивидуализированный сегмент будет органично взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса и образовательными институтами» [13].

Формирование
ЦОС в образовательной организации – насущная необходимость, поскольку учреждение несет особую миссию, которая заключается в подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.

Рассматривая цифровую образовательную среду как одно из условий достижения нового уровня качества образования, отметим, что показателями ее успешного развития являются «уровень профессионализма выпускников учебного заведения, их самореализация в будущей деятельности, их способность стать конкурентоспособными на рынке труда».

В связи с этим образовательная организация должна пересмотреть свою миссию, подходы к содержанию образования, к образовательным технологиям.

И в этом смысле требуется «перестройка мировоззрения не только преподавателей, но и тех, кто управляет образовательной организацией».

Государству, в свою очередь, необходимо создать нормативные и системные условия для того, чтобы онлайн-образование, смарттехнологии стали естественными элементами образовательной среды.

Список литературы


  1. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования: мо- нография / Н.В. Горбунова др.]. Саратов, 2019. С. 44–66.

  2. Крылова Н.Б. Культурология образования: монография. М.: Народное образование, 2000. 272 с.

  3. Тарасов С.В., Баева И.А. Проектирование профессионально-образовательной среды педагога в условиях внедрения и освоения стандарта профессиональной деятельности (на материале системы образования Ленинградской области) // Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2016. Т. 8. 2. C. 1–10. DOI: 10.17759/psyedu.2016080201

  4. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.

  5. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: МГППУ, 2002. 272 с. URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=11632

  6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

  7. Afari E. The Effects of Psychosocial Learning Environment on Students’ Attitudes Towards Math- ematics. In: Khine M.S. (eds.). ApplicationofStructuralEquationModelinginEducationalResearchandPractice.ContemporaryApproachestoResearchinLearningInnovations. Rotterdam, SensePublishers, 2013. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-6209-332-4_5

  8. Walberg H.J. Psychology of Learning Environments: Behavioral, Structural, or Perceptual? ReviewofResearchinEducation, 1976, vol. 4, pp. 142–178. DOI: 10.2307/1167115

  9. Менг Т.В. Средовой подход к организации образовательного процесса в современном вузе // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. 52. С. 72.

  10. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды: монография. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2018. URL: http://scipro.ru/ conf/monographeeducation-1.pdf

  11. Елистратова Н.Н. Современные проблемы информатизации высшего образования // Вестн. Рязан. гос. ун-та им. С.А. Есенина. 2010. 4. С. 12–13.

  12. Тарасов С.В., Марон А.Е. Инновационное развитие системы образования на основе методоло- гии средового подхода // Человек и образование. 2010. 3. С. 16.

  13. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессио- нального образования. 2019. 1 (21). С. 55–59.

  14. Горемыкин В.П. Военное образование: цель на развитие // Вестн. воен. образования. 2017.

  15. 1. С. 4–13.

  16. Барабанщиков А.В. Педагогика высшей военной школы. М.: ВПА, 1979. 286 с.

  17. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения: дис. … канд. пед. наук. М., 2002. 190 с.

  18. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного за- ведения : автореф. дис. д-ра пед. наук. Тюмень, 2003. 46 с.

  19. Кушнир М. Цифровая образовательная среда. URL: https://medium.com/direktoria-online/the- digital-learning-environment-f1255d06942a

  20. Dolence M.G. Digital Learning Environments. URL: https://mgdolence.com/services/academic-servic- es/digital-learning-environments

  21. Suhonen J. Aformativedevelopmentmethodfordigitallearningenvironmentsinsparselearningcommu-nities, Academic Dissertation, University of Joensuu. URL: http://epublications.uef.fi/pub/urn_isbn_952- 458-663-0/urn_isbn_952-458-663-0.pdf

  22. Конопатова Н.К. Информационно-образовательная среда как важнейшее условие достиже- ния нового качества образования. URL: http://adm-edu.spb.ru/sites/default/files/sovremennaya_ obrazovatelnaya _sreda.pdf

  23. Магомедов А.М. Проблемы и тенденции развития цифрового образования // Педагогика и про- свещение. 2019. № 2. С. 134–142. DOI: 10.7256/2454-0676.2019.2.27084 URL: https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=270844

  24. Жигалова О.П. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. 2019. Т. 14. 2. С. 69–74. DOI: 10.21209 2658-7114- 2019-14-2-69-74

  25. Алисултанова Э.Д., Моисеенко Н.А., Усамов И.Р. Цифровая
    1   2   3   4