Файл: Практическая часть для самостоятельного выполнения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая часть для самостоятельного выполнения:

Проанализируйте материалы занятия и литературу, рекомендованную для самостоятельного изучения. Выделите основные этапы развития психологии. Создайте таблицу и перечислите данные этапы в ее разделах. Охарактеризуйте в таблице кратко каждый этап.


Этап и время

Предмет психологии,

его содержание

Методы исследования психики

Основные достижения

Донаучный, до VII–

VI вв. до н.э.

Душа без раскрытия ее конкретного содержания и функций

Нет

Общее представление об охранительной и активной роли души

Философский, VII– VI вв. до н.э. – конец XVIII начало XIX в.

Античная психология


Душа источник ак- тивности тела, обладает функциями познания и

регуляции поведения

Специальных методов нет, использу- ются методы других наук – философии, медицины, математики при исследова-

нии содержания и функций души

Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регу- ляции поведения и пределов свободы человека

Психология Средневековья

Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственно-

го познания мира

Появление собственно психологическо- го метода интроспекции

Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс

Психология Возрождения и Нового

времени

Сознание его содер- жание и пути его форми- рования

Интроспекция и частично логика ме- тоды индукции, дедукции, анализа и т. д.

Развитие рационалистического и сенсуалистического (эм- пирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести

в предмет психологии бессознательное

Ассоцианистическая психология, конец XVIII – начало XIX в. середина XIX в.

Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии прежде всего по-

знавательные процессы, а также поведе- ние конце этого периода)

Интроспекция, логика, начало исполь- зования методов естественных наук, в частности, метода проб и ошибок (при формировании поведения)

Появление первой психологической школы, новых подхо- дов к предмету и методам психологии, концепции об адапта- ционной функции психики, развитие теории рефлекса, есте-

ственно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного

Экспериментальная психология, середина XIX нача-

ло XX в.

Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы

Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов твор- ческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов

Появление экспериментальной психологии, первых теорий

«психологии народов», новых данных о психических про- цессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса

Методологический кризис и разделение психологии на от- дельные школы. 10– 30-е годы XX в.

Появление нескольких предметов психологии. Вначале элементы пси- хики (структурализм), функции психи- ки, «поток сознания» (функционализм). Затем – глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (би- хевиоризм), структуры психики (геш- тальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская пси-

хология)

Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспери- ментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), эксперимен- тальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпси- хология), инструментальный метод (со-

ветская психология)

Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и раз- вивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введе- ние в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии

Современная психо- логия, 60-е годы – ко- нец XX в.

Развитие предмета психологии в рам- ках отдельных психологических школ

Совершенствование методов экспери- ментального исследования психики, по- явление разнообразных диагностических

методик

Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ