Файл: Практическая часть для самостоятельного выполнения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая часть для самостоятельного выполнения:
Проанализируйте материалы занятия и литературу, рекомендованную для самостоятельного изучения. Выделите основные этапы развития психологии. Создайте таблицу и перечислите данные этапы в ее разделах. Охарактеризуйте в таблице кратко каждый этап.
Этап и время | Предмет психологии, его содержание | Методы исследования психики | Основные достижения | |
Донаучный, до VII– VI вв. до н.э. | Душа – без раскрытия ее конкретного содержания и функций | Нет | Общее представление об охранительной и активной роли души | |
Философский, VII– VI вв. до н.э. – конец XVIII – начало XIX в. | Античная психология | Душа – источник ак- тивности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения | Специальных методов нет, использу- ются методы других наук – философии, медицины, математики – при исследова- нии содержания и функций души | Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регу- ляции поведения и пределов свободы человека |
Психология Средневековья | Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственно- го познания мира | Появление собственно психологическо- го метода – интроспекции | Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс | |
Психология Возрождения и Нового времени | Сознание – его содер- жание и пути его форми- рования | Интроспекция и частично логика – ме- тоды индукции, дедукции, анализа и т. д. | Развитие рационалистического и сенсуалистического (эм- пирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное | |
Ассоцианистическая психология, конец XVIII – начало XIX в. – середина XIX в. | Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего по- знавательные процессы, а также поведе- ние (в конце этого периода) | Интроспекция, логика, начало исполь- зования методов естественных наук, в частности, метода проб и ошибок (при формировании поведения) | Появление первой психологической школы, новых подхо- дов к предмету и методам психологии, концепции об адапта- ционной функции психики, развитие теории рефлекса, есте- ственно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного | |
Экспериментальная психология, середина XIX – нача- ло XX в. | Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы | Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов твор- ческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов | Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических про- цессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса | |
Методологический кризис и разделение психологии на от- дельные школы. 10– 30-е годы XX в. | Появление нескольких предметов психологии. Вначале – элементы пси- хики (структурализм), функции психи- ки, «поток сознания» (функционализм). Затем – глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (би- хевиоризм), структуры психики (геш- тальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская пси- хология) | Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспери- ментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), эксперимен- тальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпси- хология), инструментальный метод (со- ветская психология) | Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и раз- вивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введе- ние в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии | |
Современная психо- логия, 60-е годы – ко- нец XX в. | Развитие предмета психологии в рам- ках отдельных психологических школ | Совершенствование методов экспери- ментального исследования психики, по- явление разнообразных диагностических методик | Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ |