Файл: Семинарского занятия 1 (выполняется после изучения темы 6).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

__________________ История России___________________________



Группа __ 22ГУ171в____
Студент
А.Д. Логинова


МОСКВА 20_23__

Контрольные вопросы и задачи для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 1 (выполняется после изучения темы 6).
Вопрос 7. Отмена крепостного права в России: предпосылки, подготовка, ход и последствия реформы. Её влияние на российский вариант модернизации государства и общества.








Задача 2. Александр II вошел в истории России как «царь освободитель». Действительно, отменив в 1861 г. крепостное право, царь даровал свободу многомиллионному крестьянству. При этом само многомиллионное крестьянство осталось настолько недовольным своим освобождением, что после опубликования Манифеста об отмене крепостного права по всей центральной России вспыхивали крестьянские волнения. Об их масштабе говорит тот факт, что для «успокоения» населения властям пришлось использовать войска.

Как можно объяснить подобное недовольство крестьян?

Крестьяне получили меньше земли во время реформы 1861 года, чем во время крепостного права. Размер надела не везде был одинаковым. Крестьянин хотел всю жизнь работать на хорошей земле, но в то же время их было очень много. Это было одной из причин, по которой крестьяне были недовольны отменой крепостного права.


Помещики, когда давали землю крестьянам, лишали их хороших лугов, удобных пастбищ или перегона скота. Они разместили надел в таком месте, что помещичья земля сама подходила к крестьянскому двору, так что даже курицу некуда было отпускать. Этот показатель также не прошел бесследно. Это вызвало недовольство среди крестьян.

Им нужно было освобождение от власти помещиков, так как выполнять барщинные работы и платить оброк, увеличившийся почти в 2 раза, они полностью противились.
Задание 2. Внимательно прочитайте следующий отрывок:

«Реформаторский процесс конца 50-х – первой половины 60-х гг. XIX в. привел к трансформации и самой власти. Реформы как серия экстраординарных мер самодержавия в ответ на чрезвычайные обстоятельства, вызванные Крымской войной, постепенно становились результатом стремления верховной власти приспособиться к изменяющейся российской действительности, осознать новые задачи, вставшие перед страной. … Следствием реформ стала децентрализация самодержавной власти, которая, создавая новые институты, теряла часть своей властной монополии. Бесспорно, эта тенденция противоречила самой сущности самодержавия. … Всё это требовало продолжения преобразований политической системы. Печать двойственности, лежавшая на Великих реформах, проявлялась в том, что они способствовали утверждению начал гражданского общества (бессословность, выборность, равенство перед законом) и гражданскому раскрепощению общества при сохранении самодержавия как политического режима» (Н.А. Проскурякова «Россия в XIX веке». М., 2010).

Ответьте на следующие вопросы по тексту:

  1. О каких реформах идет речь?

  • Реформа высшего образования

  • Земская реформа

  • Судебная реформа

  • Финансовая реформа

  • Реформа городского самоуправления

  • Реформа среднего образования

  • Отмена крепостного права

  • Военная реформа

  • Цензурная реформа

2. Почему эти реформы привели к трансформации власти?


Реформы, проведенные Александром II, затронули все сферы государственной деятельности, а также все слои населения, приведя тем самым к полной трансформации государства.

3. Как связаны реформы и Крымская война?

После неудачной Крымской войны Россия потеряла право покровительства над христианскими подданными Турции. Объявляя особым манифестом о заключении мира, император Александр II заканчивал этот манифест определенным пожеланием внутреннего обновления России: «Да утверждается и совершенствуется ее внутреннее благоустройство; правда и милость да царствуют в судах ее; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности»... В этих словах заключалось «обещание» внутренних реформ, необходимость которых чувствовалась одинаково как правительством, так и обществом.

4. Что такое «децентрализация верховной власти»?

Децентрализация верховной власти — это процесс делегирования или передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов государства в форме деконцентрации (распределение внутри системы государственных органов) или деволюции власти (передачи власти органам, не входящим в иерархическую соподчиненную систему государственных органов).

5. Почему это противоречит самодержавию?

Децентрализация противоречит самодержавию, так как власть монарха в этот период ограничивается. Само понятие самодержавия означает власть, сконцентрированную в руках одного человека, в лице монарха.

6. В чем автор видит главное противоречие реформ?

Автор видит главное противоречие реформ в том, что, будучи автократическим государством, Россия была вынуждена в результате Крымской войны пройти экономическую реформу, за которой последовала политическая реформа. Несомненно, эти события привели к тому, что власть монарха была бы ограничена.

Контрольные вопросы и задачи для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 2 (выполняется после изучения темы 11).
Вопрос 1. Причины и предпосылки начала «Холодной войны».





Задача 3. В соревновании с капиталистическим миром СССР ценой многолетних усилий добился в 60—70-е гг. паритета в военной области. А почему государство не смогло добиться паритета за это же время на другом направлении — в области; экономики? Ведь то оружие, которое страна имела, могло быть произведено лишь при высокоразвитой экономике, огромных достижениях в науке и технике и т.п. Обоснуйте свой ответ.

Вместо повышения уровня жизни, что естественно для мирного времени, главным направлением экономики страны стало наращивание военного потенциала, все силы страны были брошены на это. Приоритет был отдан статусу военной сверхдержавы. Разрядка была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.