Файл: Контрольная работа дисциплина (модуль) Общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


(ДГТУ)
Факультет «Психология, педагогика и дефектология»

наименование факультета

Кафедра «Психология образования и организационная психология»

наименование кафедры
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина (модуль) «Общая психология»

наименование учебной дисциплины (модуля)»
Направление подготовки/специальность 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

код наименование направления подготовки/специальности
Направленность (профиль) Педагог-психолог
Номер зачетной книжки 2298551 Номер варианта 21 Группа ДЗПП12

Обучающийся _______________________ _____________________________

подпись, дата И.О. Фамилия


Контрольную работу проверил _____________________ _________________________________

подпись, дата должность, И.О. Фамилия


Ростов-на-Дону

2022

Введение

Актуальность. Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Внутренний мир каждого из нас уникален, имеется множество способностей, задатков, разнообразных психических свойств. Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она - продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой. В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Психология личности занимает в системе психологических знаний особое место. В отечественной психологии перспективным направлением изучения личности является системно-деятельностный подход, который видит реализующую общественные отношения деятельность субъекта в качестве системообразующего основания и движущей силы развития личности. В ходе развития личности постоянно осуществляется преобразование родовых, социально-типических качеств личности в индивидуальные личностно-смысловые ее качества. Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии).Психология личности сложна, структурна, в науке существует множество подходов к её описанию. В целом, основные особенности и сущность понятия «личности», значимые для психологической и социологической науки, формируют в каждой из них определенную методологию и методы научного познания окружающей действительности позволяет глубже постичь основные особенности этих наук, и их инструментария.


Цель: изучить понятие личность и личностное в психологии. Изучить психологию личности по Г. Олпорту, А. Н. Леонтьеву.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «личность» (Г. Олпорт, А. Н. Леонтьев);

  2. Изучить психологию личности по Г. Олпорт, А.Н Леонтьев;

Личность сложна и многогранна. Вопросы, связанные с ее изучением, привлекают внимание философов, социологов и представителей других наук. Разделение аспектов изучения личности между различными науками не исключает их взаимосвязи, поскольку сама личность представляет собой сложное, но целостное образование. Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. В основе личности лежит ее структура — связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Личность всегда является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Будучи от рождения наделенным соответствующими биологическими предпосылками, человек становиться личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях. На первых этапах становления личности большое влияние на ее развитие оказывает семья. Активная деятельность человека в коллективе (детский сад, школа, колледж, институт предприятие и т.п.), его взаимоотношения с другими членами коллектива в значительной степени определяют формирование индивидуальных черт личности. Содержание понятия «личность» включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые его отношения к общественным явлениям и другим людям.

Направленность – ведущее свойство личности, которое определяется мировоззрением, системой потребностей и мотивов; выражена в жизненных целях, в активной деятельности по их достижению.

Способности. Это свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет
, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности. Способности показывают, что и как данный человек может сделать. Например, один ученик хорошо усваивает математику, у другого великолепный голос и музыкальный слух, третий легко овладевает сложными по координации движениями. Все это признаки определенных способностей. Знание их позволяет понять, кем может стать ребенок в процессе обучения, воспитания, развития, с какой быстротой он будет осваивать основы наук, какой должна быть стратегия учителя во взаимодействии с ним.

Темперамент и характер. Они тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные способности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с другими и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах.

Самосознание личности. Самосознание позволяет личности выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и к самой себе. Пониманию сущности самосознания способствует ее структура.
Олпорт дал наиболее точное определение личности: “Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерные для него поведение и мышление”. Выражение “психофизические системы” указывает на то, что в описании личности следует учитывать как элементы “разума”, так и элементы “тела”.

Согласно Олпорту, для решения проблемы познания и описания природы личности необходимы конструкты такого уровня обобщенности, как эго или стиль жизни, позволяющие охарактеризовать личность в ее индивидуальном своеобразии. Поскольку эти термины достаточно неопределенны и содержат неясности, Олпорт вводит новый термин –проприум. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество, “осознаваемое как наиболее важное и центральное”. Речь идет о такое субъективной части опыта
, которую мы можем определить как “мое”. Иначе она определяется как самость. По Олпорту,проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства; это некоторая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни. Олпорт выдел семь различных аспектов “самости”, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости – так называемыепроприотические функции:

-Ощущение собственного тела как телесной основы самосознания.

-Чувство самоуважения, основанное на осознании успешности в достижении различных целей.

-Ощущение самоидентичности.

-Расширение самости за счет осознания внешних объектов как “моих” или “связанных со мной”.

-Образ себя, способность представлять себя и думать о себе.

-Рациональное управление самим собой.

-Проприативное стремление, выражающееся в постановке и достижении перспективных целей и в процессе самосовершенствования.

Именно полноценное, естественное формирование этих аспектов самости обеспечивает личности здоровье и зрелостью. Так что постепенное раскрытие в индивидууме перечисленных проприотических функций может быт признано основным условием здорового развития. Они медленно эволюционируют, и в результате их окончательной консолидации формируется Я – как объект субъективного познания и самоощущения. Когда что-то препятствует развитию этих функций, есть риск, что самость начнет деформироваться и возникнут реальные трудности в обретении индивидуумом психологической зрелости.
Олпорт видел качественную разницу между зрелой, здоровой и незрелой, или невротической, личностью. Он полагал, что личностный рост – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. В понимании Олпорта, психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами:

-Зрелый человек имеет широкие границы Я. Способность смотреть на себя «со стороны»; активное участие в трудовых, семейных и социальных отношениях; интерес ко всему, что человек считает для себя значимым.

-Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. Они распространяются на членов семьи, близких людей, друзей. Терпимость к различиям между собой и другими, подлинное уважение к другим и признание их позиции.

-Зрелый человек демонстрирует эмоциональную стабильность и самопринятие. Умение справляться с собственными эмоциональными состояниями (например, с такими, как чувство подавленности, гнева, вины) не в ущерб благополучию окружающих. Положительное представление о самом себе, способность терпимо относиться к тому, что раздражает, разочаровывает ( в том числе к собственным недостаткам) не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь.


-Зрелый человек демонстрирует реалистическое восприятие, опыт и притязания. Способность видеть вещи такими, какие они есть, а не такими, какими бы хотелось их видеть. Адекватное восприятие реальности, отказ от искажения фактов в угоду своей фантазии или потребности. Необходимая квалификация в своей сфере деятельности. Стремление к достижению лично значимых, но реалистичных целей.

-Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора.Четкое представление о своих сильных сторонах и слабостях. Способность посмеяться над самим собой, собственными просчетами, необоснованными претензиями, излишней самоуверенностью и недальновидностью.

-Зрелый человек обладает цельной философией. Определение и следование основной жизненной ориентации. Способность видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого из собственной жизни. Сформированность системы ценностей, содержащей главную цель, что делает жизнь человека целенаправленной и значимой. Наличие объединяющей философии жизни, придающей смысл практически всему, что делает человек.

Олпорт рассматривал личностный рост как активный процесс становления, в котором индивидуум берет на себя определенную ответственность за планирование хода своей жизни. Направленность или намерение – это цемент, скрепляющий воедино человеческую жизнь, т.е. для хорошего функционирования человеку необходимо определение цели, к которой он стремится. Свобода, согласно данной концепции, выражается в ответственном планировании своей жизни, проактивности, определении приоритетных целей и единой направленности, устремленности личности, делающей ее более цельной. Эти аспекты свободы личности являются определяющими для прогрессивного развития и личностного роста.

Олпорт сводил до минимума роль влияния бессознательного на психическое здоровье взрослого человека. Он придерживался того мнения, что здоровый (нормальный) человек руководствуется в своем поведении рациональными мотивами, и это отличает его от невротиков, живущих в соответствии с импульсами бессознательного. По вектору времени здоровый человек живет не только в прошлом, но и в настоящем и будущем.

Итак, в свете теории Олпорта, здоровье тождественно личностной зрелости, которая обретается в процессе личностного роста и предполагает: