Файл: Контрольная работа дисциплина (модуль) Общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-Сформированность проприотических функций (или интегративных аспектов самости).

-Свободу, выражающуюся в ответственном самоопределении.

-Проактивность и целеустремленность.

-Цельную философию жизни или мировоззрение, основанное на определенной системе ценностей.
Личность в теории Леонтьева наделена строением. Появляясь постепенно, она проходит становление в течение всей жизни. В связи с этим отдельно существует строение индивида и строение личности, которая характеризуется процессом дифференциации деятельностей. Личность имеет следующие характеристики: Множество действительных отношений человека, которые наполняют его жизнедеятельность. Они составляют реальную основу личности. Однако не каждая деятельность, присутствующая в жизни субъекта, является его частью. Человек может осуществлять множество вещей, имеющих к жизни вторичное отношение.

Степень развития высших связей действий (мотивов) между собой и их иерархия. Направление становления личности - это в то же время и направление ее упорядочивания. Тип строения: моновершинный, поливершинный и т. д. Высшей точкой может стать не любая цель или мотив, потому что необходимо выдержать нагрузку вершины личности. Таким образом, пирамида будет представлять собой не привычную картину с основанием снизу и постепенным сужением, а перевернутую пирамиду. Жизненная цель, которая находится на вершине, будет нести на себе всю нагрузку. Ведущий мотив будет влиять на то, насколько прочная конструкция, поэтому он должн быть таким, чтобы эту конструкцию выдержать. Леонтьев утверждал, что исключительно воображение является источником поиска и выстраивания механизмов, которые позволят человеку постигнуть свое собственное поведение. К личности А.Н. Леонтьев подходил очень осторожно. В концентрированном философском виде он изложил свое понимание этой темы только в конце научного пути.

Личность, по его мнению,- это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). Анализ проблемы личности А.Н. Леонтьев начинает издалека, с уяснения того, “какая реальность описывается в психологии термином “личность”, признавая, что “проблема эта является одной из самых сложных”. Он считал полезным переосмыслить ряд теоретических положений, надеясь внести ясность в некоторые из них. Прежде всего – провести различие между “индивидом” и “личностью”, поскольку понятие “индивид” употребляется в чрезмерно широком значении. “Разведение” понятий “индивид” и “личность” направлялось критерием соотношения в личности биологического и социального. За понятием индивида закреплялось представление о природной основе человека.


Индивид - в теории А.Н. Леонтьева человек как природное существо, обладающее той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности. Эти и многие другие черты в ходе онтогенеза частью развертываются, а частью подавляются. Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность. Особенности, характеризующие индивида, не переходят в особенности личности; они сохраняются, но как особенности индивида. Так, тип высшей нервной деятельности индивида не предопределяет особенности личности. Нельзя приписывать свойства “быть личностью” самой натуре индивида.

Развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А. Н. Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности,- отмечает автор. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.

По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий.

Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

- широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

- степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);

- общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Заключение

Понятия индивид, индивидуальность, личность являются взаимосвязанными. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей

А что же касается личности, то философская энциклопедия определяет ее так: человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Двойственная природа человека наложила отпечаток на понятия
, которые позволяют, ориентируясь на его основные характеристики, понять человеческую сущность. Именно поэтому мы говорим о члене человеческого общества с разных точек зрения, причем используем при этом различные понятия – а следовательно понятия индивида, индивидуальности и личности.

Список используемых источников

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 367 с.

  2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М: Черо, 2006. - 336 с.

  4. Ковалёв А.Г. Психология личности. М.; «Просвещение», 1989. - 391 с.

  5. 4. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. - Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 2006. - 294 с