Файл: Семинарского занятия выполнил Миронов А. П. Тема Занятие античная философия начало теоретического (абстрактного) мышления учебные и воспитательные цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание для проведения семинарского занятия выполнил Миронов А.П.

Тема 3. Занятие 1.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

НАЧАЛО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (АБСТРАКТНОГО) МЫШЛЕНИЯ

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

1. Расширить и углубить у студентов знания о досократовском и классическом периодах античной философии, о философии эпохи эллинизма и Древнего мира.

2. Формировать у обучающихся убеждение в необходимости целенаправленной, систематической работы по овладению знаниями по дисциплине в целях формирования мировоззренческих позиций, качественного решения профессиональных задач.

3. Активизировать познавательную деятельность студентов, вырабатывать у них стремление к совершенствованию знаний, необходимых специалисту.

Учебные вопросы:

1. Античная философия: школы и представители древнегреческой философии.

2. Философия классического периода Древней Греции.

При рассмотрении первого вопроса необходимо:

а) расширить знания о школах и представителях древнегреческой философии:

- Милетская школа (VII-VI вв. до н.э.). Фалес (ок. 624-547 гг. до н.э.) - первый философ Древней Греции. Его вклад в разработку математики и астрономии, учение о воде как первоначале всех;

- учение Анаксимандра (610-540 гг. до н.э.), Гераклита из Эфеса (ок. 530-470 гг. до н.э.);

- Италийская школа Пифагора (ок. 580-500 гг. до н. э.) и пифагорейцы;

- Элейская школа: Ксенофан (ок.580-473 гг. до н. э.) - теоретический источник философии элеатов, Парменид (род. 540 или 515 гг. до н. э.), Зенон Элейский (ок. 490-430 гг. до н. э.); Левкипп и Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.)

При рассмотрении второго вопроса необходимо:

- усвоить концепции софистов: Протагор (ок. 491/481-410 гг. до н. э.);

- уяснить взгляды Сократа (470/469-399 гг. до и. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. С применением рекомендуемой литературы:

Балашов, Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Дашков и К°, 2018. – С. 26-40.

Батурин, В.К. Философия: учебник для бакалавров / В.К. Батурин. - Москва: Юни-ти-Дана, 2016. – С.83-119.

Понуждаев, Э.А. Философия: учебное пособие (курс лекций, практикум, консуль-тационный курс, тесты) / Э.А. Понуждаев, В.Н. Иванов, Л.Н. Мирошниченко. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – С. 35-39.


а) доработать материал лекционных занятий;

б) каждому студенту составить словарь ключевых понятий:

Античная философия - исторически первая форма западной (европейской) теоретической мысли.

Милетская школа - первая древнегреческая научно-философская школа, основанная Фалесом в Милете, древнегреческой колонии в Малой Азии в 1-й пол. VI в. до н. э. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

Элейская школа - одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.). Элейцы разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Фалес(640 около 562 или 550 до нашей эры, древнегреческий мыслитель, один из родоначальников античной философии и науки, основатель милетской школы.

Анаксименпоследний представитель милетской школы. Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного материализма — поиск естественных причин явлений и вещей.

Парменид - Древнегреческий философ, главный представитель Элейской школы.

Анаксимандрдревнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена.

Пифагордревнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Пифагорейцыназвание философского движения и направления древнегреческой философии, основателем которого был Пифагор Самосский.

Гераклит древнегреческий философ, основоположник диалектики. В основе учения лежит идея о постоянной изменчивости всего сущего, единстве противоположностей, управляемом вечным законом Логосом-огнем.

Демокритзнаменитый древнегреческий философ, который считается основателем теории атомизма, владел энциклопедическими знаниями.

Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им; в материалистической философии – субстанциальная основа всех вещей и явлений; в идеализме – косное вещество, противостоящее творчески активному духу, небытие, ничто.

Первоматерия (праматерия)у Аристотеля: чистая возможность бытия; праматерия - не предмет чувственного восприятия или интеллектуального постижения, она - нижний предел движения философской мысли по пути последовательного отделения материальных начал бытия от формообразующих.


Космологиянаука о Вселенной как едином связном целом.

Эпикурдревнегреческий философ, основатель философской школы эпикурейства.

Эпикуреизм – учение о том, что высшим благом для человека является наслаждение.

КсенофанЗнаменитый греческий философ, родом из Колофона, живший в конце 6 го века до Р.Х. Он был основателем элеатской школы философии, доказывавшей единство мира и божества.

Метафизика учение о первоначалах, о том, откуда возник мир и из чего он состоит.

Бытиеэто реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Зенон Элейскийодин из трех философов Элейской школы, ученик и верный последователь Парменида.

Апория это вымышленная, логически верная ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности.

Диалектика ЗенонаТак Зенон, как и все элеаты, придерживался точки зрения, что бытие едино и неподвижно. Сама по себе эта идея антидиалектична, но, чтобы доказать ее, Зенон использовал диалектический метод (знаменитые апории Зенона, призванные показать, что движение немыслимо без противоречий).

Сократдревнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

Платондревнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон — первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

Аристотельбыл первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

Субстанцияматерия, из которой создано все во Вселенной. Она неизменна, и существует сама по себе. Она определяет себя, и не нуждается в воздействии внешней силы. Это – объективная реальность, принимающая конкретные формы и олицетворяющая ее единство.

в) решить изложенные ниже задания (кроссворд и на размышление).

2. Быть готовыми:

а) к проведению контрольного опроса с применением тестовых заданий по материалам темы;


б) к отработке учебных вопросов с применением элементов методов диалога, дискуссии.

Л и т е р а т у р а

а) обязательная:

1. Балашов, Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Дашков и К°, 2018. – 612 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573117 

2. Батурин, В.К. Философия: учебник для бакалавров / В.К. Батурин. - Москва: Юнити-Дана, 2016. - 343 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426490 

б) дополнительная

3. Лавриненко, В.Н. Философия: В вопросах и ответах: учебное пособие/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 463 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117916

Понуждаев, Э.А. Философия: учебное пособие (курс лекций, практикум, консультационный курс, тесты) / Э.А. Понуждаев, В.Н. Иванов, Л.Н. Мирошниченко. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 429 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=560699

4. Пурынычева, Г.М. Философия: учебное пособие / Г.М. Пурынычева, В.И. Загайнова, Т.А. Вархотов; Поволжский ГТУ. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2017. - 108 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=476507 

5. Философия: краткий курс. - Москва: Издательство «Рипол-Классик», 2016. - 159 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480221 
Решите задания

I. Задание на размышление.

Сравните три высказывания и поясните смысловые отличия:

- «На входящих в те же самые реки протекают в один раз одни, в другой раз другие воды» (Клеанф);

- «В туже самую реку дважды входим и не входим» (Сенека);

- «Нельзя дважды вступить в ту же самую реку» (Плутарх).

Прокомментируйте высказывания некоторых древнегреческих философов:

- «Мы ничего доподлинно не слышим и не видим» (Ксенофан);

- «Познай самого себя», «Я искал самого себя» (Гераклит).
II. Решите кроссворд, проставив в пустых клетках соответствующие слова.

Правильно вписав в колонки по горизонтали слова, значение кото­рых дано ниже, прочитайте в одной из колонок по вертикали название фактически первой исторической формы философии.




Название фактически первой исторической формы философии - НАТУРФИЛОСОФИЯ
1. Взгляды, активно принимаемые людьми
, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. 2. Способ су­щест­во­ва­ния религиозного сознания, особое настроение, переживание, харак­те­ри­зующее его внутреннее состояние. 3. Философское направ­ле­ние, признающее первичность материи, а сознание – ее свойством. 4. Внешняя форма проявления веры, система утвердившихся ритуалов, догматов. 5. Предмет изучения первых древнегреческих философов. 6. Древнегреческий мыслитель, который по некоторым историческим свидетельствам впервые употребил слово «философ». 7. Взгляд на мир и способ мышления, при которых различные предметы, явления рассматриваются вне их взаимосвязей и развития. 8. Учение о бытии как таковом. 9. Обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения, выражающий неуверенность в ис­тин­ности чего-либо. 10. Древнегреческий мыслитель, первым пред­при­нявший попытку выделить философию в особую область теорети­ческо­го знания. 11. Учение о происхождении космических объектов и систем. 12. Способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. 13. Такая форма общественного сознания, основу которого составляет вера в сверхъестественное. 14. Трудно­раз­решимая проблема, логическое затруднение.