Файл: Курсовая работа по дисциплине Информационные системы в экономике на тему Функциональный состав и информационные технологии автоматизированной системы управления производственной организации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
информационное обеспечение -
программное обеспечение -
техническое -
технологическое -
математическое -
организационное -
юридическое -
лингвистическое.
Количество обеспечивающих подсистем ни от чего не зависит, а количество функциональных определяется особенностями ПО, а именно: отраслевой принадлежностью, формой собственности, размерами предприятия, характером деятельности предприятия.
Порядок разработки ИС: Цель => ФП => ОП
Для выделения функциональных подсистем существует 4 принципа:
1. Предметный принцип
2. Функциональный
3. Проблемный
4. Смешанный (предметно-функциональный)
С учетом предметного принципа выделяют подсистемы, соответствующие управлению определенными ресурсами.
Согласно функциональному принципу выделяют подсистемы, реализующие отдельные функции управления (анализ выполнения планов, финансовый анализ, анализ себестоимости продукции, маркетинговый анализ, планирование производства).
Формирование подсистем по проблемному принципу происходит для гибкого и оперативного принятие решений по отдельным проблемам (ФП класса СППР) (подсистемы бизнес планирования, управления проектами).
На практике как правило чаще всего используется смешанный принцип, согласно которому функциональная структура ИС подразделяется на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности. Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают обычно все виды хозяйственной деятельности (сбыт, производство, снабжение, персонал, финансы). Подсистемы, которые строятся по предметному принципу, относятся к оперативному управлению ресурсами.
Назначение и состав обеспечивающей подсистемы.
1) Подсистема организационного обеспечения. Назначение - определяет успешность реализации, цели и функции системы. Включает: общие отраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС, набор важнейших организационных документов(техническое задание, технико-экономическое обоснование проекта и документы, оформляемые поэтапно сдачи проекта), организационно-штатную структуру проекта, кот определяет состав главных конструкторов и специалистов по функциональных подсистем.
2) Правовое обеспечение. Юридическая регламентация процесса создания и эксплуатации ИС. Включает: договор между заказчиком и разработчиком, документы, определяющие отношения между участниками процесса создания системы (исполнитель может быть не один).
3) Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для хранения, передачи и обработки данных в ИС. Включает: компьютеры (персональные и сервера), средства передачи данных, средства сбора и регистрации информации, вспомогательное оборудование и оргтехника.
4) Математическое обеспечение – совокупность математических моделей и алгоритмов для решения задач и обработки информации с применением вычислительной техники: математические метода – оптимизации, прогнозирования, моделирование; методы математической статистики.
5) Программное обеспечение – любые виды ПС, описаний и инструкций по их применению. Включает: дистрибутивы ПС, описание настройки ПС, руководство пользователя, описание работы контрольного примера.
Программное обеспечение бывает 2 видов:
-
общее (операционная система, компиляторы, программные среды, СУБД) -
специальные (совокупность прикладных программ, разработанных для решения конкретных прикладных задач в рамках функциональной подсистемы).
6) Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификаций кодирования технико-экономической информации, унифицирование системы документации и информационной базы. ИО описывает всю информацию, необходимую для решения задач в рамках функциональных подсистем. Информационная база – хранилище данных, а не БД. Существует 2 способа организации ИБ:
1.набор файлов (минус – ограничение по формату) 2.БД.
7) Лингвистическое обеспечение - совокупность научно-технических терминов и других языков средств, использующихся в ИС. Делятся на 2 типа:
-
традиционные языки – естественный язык общения, математический, алгоритм, языки моделирование -
языки, предназначенные для диалога с ЭВМ – машинные (язык программирования, язык СУБД).
8) Технологическое обеспечение (алгоритмическое). Содержит описание технологий обработки информации различных видов:
1.первичная и результативная информация
2.организационн-распорядительная документация
3.технологическая документация чертежей
4.БД и знаний
5.научно-техническая информация
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.
2.1. Организационно-экономическая сущность управления предприятием.
В современных условиях развития рыночных отношений управленческая деятельность является одним из важнейших факторов функционирования фирм. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и других параметров продукции, усложнением хозяйственных связей. Большую роль в этих условиях играют внедрение прогрессивных методов современной информационной технологии управления, изменение организационных форм и структуры фирмы, повышение значения транснациональных корпораций в международных хозяйственных связях.
В условиях рыночной экономики информационные технологии являются основой управленческой деятельности фирмы. Успех коммерческой и предпринимательской деятельности связан с муниципальными, банковскими, биржевыми информационными системами, информатизацией оптовой и розничной торговли, служб управления трудом и занятостью, созданием банков данных рынка товаров и услуг, развитием центров справочной и аналитико прогнозной котировочной информации с коммуникационными связями для электронного обмена данными и т.д.
Современная информационная технология управления является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией в информационной системе экономического объекта для принятия оптимального управленческого решения, которое связано основной функцией любого предприятия — выпуском готовой продукции с целью получения экономических результатов от реализации этой продукций. Центральное место среди задач управления с этой точки зрения занимает получение прибыли от результатов хозяйственной деятельности фирмы. Как следует из приведенной схемы, процесс движения от цели к результату является, многоступенчатым, Он требует, оперативной корректировки первоначального плана действий в зависимости от достигнутых промежуточных результатов. В общем случае конечный успех фирмы зависит от многих факторов, часть из которых не поддается строгой формализации. В этих условиях информационное сопровождение управленческих процессов оказывается особенно актуальным. Наличие системы, автоматизирующей сбор, подготовку и обработку информации, является одним из необходимых условий, определяющих конечный успех деятельности предприятия. Уже сегодня, очевидно, что самыми преуспевающими в деловом мирр являются те фирмы и корпорации, которые в состоянии быстрее всех собрать информацию, обработать, проанализировать ее, и на основе этого принять оптимальное управленческое решение, т.е. использующее современные информационные технологии. При этом максимально эффективной автоматизированной системой является та которая охватывает все взаимосвязанные многогранные бизнес-процессы, аспекты внутренней и внешней хозяйственной деятельности, т.е., комплексные автоматизированные процессы. Однако при выборе современной информационной технологии управления фирмой следует учитывать, что, ни одна из них, какой бы совершенной она ни была не сможет функционировать в условиях недостаточно четко регламентированной технологии управления в рамках каждого бизнес-процесса. Управление фирмой будет иметь много специфических особенностей в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, степени вовлечения их во внешнеэкономическую деятельность обеспеченности современной электронно-вычислительной техникой, характера выпускаемой продукции - предметов народного потребления или средств производства.
2.2. Задача управления и их реализация на базе информационных технологий предприятия.
Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д. Речь прежде всего идёт о системе управления, построенной на современных принципах, методах, организационной структуре, предназначенных для решения функциональных задач, на основе которых принимается оптимальное управленческое решение.
Посредством решения задач управления происходит реализация управленческих функций. Функции и задачи управления связаны с функционированием информационной технологии управления предприятием, деятельностью персонала и отражают принятую организационную структуру предприятия. В соответствии с этим предприятие подразделяется на блоки - структурные подразделения, каждое из которых выполняет возложенные на него функции на основании делегированных ему полномочий и ресурсов фирмы.
Решение функциональных задач предприятия в каждом подразделении, реализация важнейших управленческих функций базируются на информационно-технологической основе. Организация информационной технологии связана с частичным или полным пересмотром методов и средств функционирования информационной системы предприятия, выявлением наиболее существенных характеристик производства, определением информационных потоков, установлением взаимосвязи между различными функциональными задачами и т.д. Внедрение новых методов управления предприятием возможно только после решения ряда организационных вопросов:
• Управление документооборотом.В настоящее время значительная часть информации поступает в предприятие и хранится здесь в виде бумажных носителей. Возникает задача управления потоками документов, как внутри предприятия, так и для обеспечения его внешних связей. Задача усложняется тем, что, как правило, информация имеет различную форму представления - текст, графики, табличные данные и т.д.
Основные внутренние потоки существуют между иерархическими подразделениями предприятия и субъектами управления (руководство, начальники отделов, специалисты) в соответствии со структурой оперативного управления.
Можно сформулировать основные задачи, выполняемые системой документооборота на каждом автоматизированном рабочем месте:
Руководство:
-
просмотр информации в базах данных; -
выдача распоряжений (поручений) и контроль их исполнения.
Службы и подразделения:
-
просмотр и редактирование информации в базах данных; -
составление отчётов; -
подготовка служебных записок; -
подготовка исходящей корреспонденции.
Секретариат:
-
регистрация входящей корреспонденции; -
регистрация и отсылка исходящей корреспонденции; -
ввод документов в базы данных; -
сдача документов в архив.
Администратор базы данных:
-
регистрация пользователей информационной системы; -
установка прав доступа к отдельным базам данных; -
сдача документов в архив.
Система документооборота должна осуществлять централизованное хранение, поиск, пересылку сложных документов любых форматов и разграничение доступа к ним, давать необходимую информацию о клиентах, партнёрах и конкурентах, планировать и учитывать мероприятия и контакты, осуществлять обмен информацией с территориально рассредоточенными объектами.
• Управление персоналом.Одним из основных ресурсов, используемых предприятием в процессе коммерческой деятельности, являются человеческие ресурсы. Поэтому одной из важных задач является управление структурой предприятия, его штатным расписанием, кадрами и расчёты с персоналом по оплате их труда.
Система учёта труда и заработной платы занимает одно из важных мест во всей системе управления предприятия. Она направлена на решение следующих задач:
-
ведение архива карточек сотрудников; -
расчёт заработной платы сотрудников предприятия; -
ведение архива постоянных сведений по заработной плате работников; -
разноски зарплатных выплат по статьям затрат; -
формирование документов для налоговых органов и т.д.
Сводные сведения по начислению заработной платы необходимо формировать по подразделениям и статьям затрат различных направлений, что позволяет оценить абсолютные и удельные величины трудозатрат в стоимостном выражении в определённом объёме оборота фирмы.
• Бухгалтерский учёт. Для эффективного управления предприятием и оценки затрат необходимо ведение всех бухгалтерских операций в реальном режиме времени. В аналитических и синтетических разрезах:
-
учёт банковских операций; -
учёт кассовых операции и расчётов с подотчётными лицами; -
учёт основных средств; -
учёт движения материальных ценностей и складской учёт; -
сводный бухгалтерский учёт и типовая отчётность и т.д.