Файл: Техническое обслуживание ходовой части автомобиля.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При восстановлении деталей способами первой группы износы поверхностей исправляют слесарной или механической обработкой с изменением их первоначальных размеров. Для получения необходимой посадки применяют соединяемые детали с измененными параметрами или ставят компенсатор износа ( кольца, бандажи, втулки, резьбовые спиральные вставки и т. д.). Иногда поверхность детали обрабатывают до придания ей правильной геометрической формы ( нажимные диски, полоски головок цилиндров и т.д.).

Технология восстановления деталей полимерными материалами отличается от простой доступностью, низкой себестоимостью и хорошим качеством.

Основным документом, определяющим число устраняемых дефектов, применяемых способов ремонта и восстановления, а также требования к качеству отремонтированной или восстановленной детали, является ремонтный чертеж.

В ремонтном производстве ручная сварка и наплавка, несмотря на низкую производительность, является наиболее распространенной.

При ремонте машин до 60 % всех сварочных и наплавочных работ выполняется ручными способами, что объясняется особенностями ремонтируемых деталей тракторов (сложная конструктивная форма, разные габаритные размеры и масса и т д.).

2. Технологический процесс ремонта ходовой части гусеничного трактора

Назначение ходовой части трактора. Ходовая часть трактора, как колесного, так и гусеничного, предназначена для обеспечения возможности движения трактора. Она служит также для поддержания остова трактора, т. е. является опорой его, полностью воспринимающей его вес. Основные элементы ходовой части гусеничного трактора. Ходовая часть состоит из следующих основных элементов: ведущего механизма — гусеничного движителя, т. е. ведущих колес — звездочек гусеничных цепей; натяжных (направляющих) колес с натяжным и амортизирующим устройствами; опорных и поддерживающих катков; деталей подвески, соединяющей гусеничный механизм (гусеничные тележки) с остовом трактора. Гусеничный движитель, находясь в зацеплении с грунтом, превращает крутящий момент, передаваемый от двигателя через Силовую передачу, в касательную силу тяги .Под действием последней осуществляется, поступательное движение трактора и прицепных машин. Гусеничная цепь охватывает ведущее колесо (звездочку), натяжное колесо, поддерживающие и опорные катки. Внешняя поверхность гусеничной цепи снабжается почвозацепными приспособлениями — шпорами, создающими необходимое сцепление гусеничной цепи с грунтом. При работе трактора ведущее колесо увлекает за собой звенья гусеничной цепи, заставляя последнюю, непрерывно перематываться, вокруг ведущего и натяжного колес. Расстилаясь по грунту по ходу движения трактора, гусеницы создают бесконечный рельсовый путь, по которому катятся опорные катки. Натяжное колесо служит для направления гусеничной цепи и для ее натяжения. Опорные катки предназначены для передачи веса трактора на гусеницу и через нее на грунт, а также для направления трактора по гусенице. Чтобы обеспечить движение трактора по гусенице на поворотах, опорные катки сдвигают гусеничную цепь по отношению к грунту. Для этой цели у опорных катков имеется реборда. Поддерживающие катки предохраняют гусеничную цепь от сильного провисания, а также от бокового раскачивания, возможного при движении трактора. Натяжное и амортизирующее устройства служат для натяжения гусеничной цепи и для амортизации (смягчения) ударов при наездах натяжного колеса на препятствия. Подвеска гусеничного трактора. Подвеска служит для соединения остова трактора с гусеничным механизмом и для передачи веса трактора на опорные катки. Подвеска должна обеспечить плавное, без толчков, движение трактора. В зависимости от устройства различают жесткую, полужесткую и эластичную подвески. При жесткой подвеске оси опорных катков жестко крепятся к остову трактора, т. е. между опорными катками и остовом трактора нет упругих элементов (пружин, рессор). Такой тип подвески не обеспечивает плавного движения трактора и в настоящее время распространения на сельскохозяйственных тракторах не имеет. Полунсесткая подвеска характеризуется наличием в ходовой
части трактора специальных тележек гусениц, т. с. рам на которых монтируются отдельные элементы гусеничного механизма, в частности оси опорных катков. Тележка соединяется с остовом трактора 3 шарнирно на оси 6(в задней части трактора). Шарнирное соединение гусеничных тележек с остовом трактора обеспечивает независимость действия гусениц, самостоятельно приспосабливающихся к рельефу пути, т. е. дает возможность при переезде через неровности пути каждой тележке в отдельности подниматься и опускаться, поворачиваясь вокруг оси качания.

Ходовая часть трактора


Ходовая часть состоит из ведущего механизма — гусеничного движителя, т. е. ведущих колес — звездочек 1 и гусеничных цепей б; натяжных (направляющих) колес 8 с натяжным 10 и амортизирующим 12 устройствами; опорных 11 и поддерживающих 5 катков; деталей подвески 2, 3, 4, 7 и 9, соединяющей гусеничный механизм (гусеничные тележки) с остовом трактора.

С целью смягчения толчков и ударов, неизбежных при работе трактора на неровном пути, гусеничные тележки спереди соединяются с остовом трактора при помощи рессоры или пружины. Полужесткие подвески работают хорошо на мягком грунте, где гусеница сцепляется всей своей опорной поверхностью. На твердом грунте при наличии мелких встречных неровностей одновременно в зацеплении будут не все звенья и почвозацепы, что дает недостаточно хорошее сцепление с почвой. Ось качания тележки может либо совпадать с осью ведущих колес либо располагаться впереди нее. Эластичная подвеска имеет упругое соединение при помощи пружин, рессор и рычагов, осей опорных катков с остовом трактора. Эластичная подвеска может быть независимой, когда каждый опорный каток имеет отдельную упругую связь с остовом трактора и с балансирными катками. В последнем случае соединение остова трактора с опорными катками производится через качающиеся балансиры кареток. Такая подвеска дает возможность гусеницам приспосабливаться к неровностям пути и, следовательно, сохранять при всех случаях работы наибольшую возможную опорную поверхность и наибольшее сцепление с почвой. Наличие в подвеске рессор или пружин делает ее эластичной. Толчки, получающиеся при движении трактора по неровному пути, амортизируются упругими элементами подвески, что способствует плавному ходу трактора. Эластичная подвеска дает возможность производить работу на повышенных скоростях и по дорогам с твердым полотном без значительных сотрясений трактора. Эластичная подвеска применяется на тракторах Т-74 и ДТ-75. Большая опорная поверхность и большое число почвозацепов, одновременно сцепляющихся с грунтом, обеспечивают хорошую сцепляемость гусеничной цепи с грунтом, меньшее буксование, меньшие потери на перемещение самого трактора и меньшие удельные давления на грунт. К недостаткам ходовой части гусеничных тракторов, по сравнению с колесными можно отнести: большую сложность в устройстве и в эксплуатации, больший вес и большую стоимость. Кроме того, гусеничный трактор менее удобен для навешивания на нем машин и орудий.


Элементы ходовой части гусеничного трактора

Ведущие колеса. Ведущие колеса (звездочки) работают в тяжелых условиях (грязь, вода, снег), поэтому материал звездочек или по крайней мере их зубьев должен обладать достаточной прочностью и высокой износоустойчивостью. Зацепление с гусеничной цепью должно быть таким, чтобы не вызывать больших потерь на трение. В конструкции должно быть предусмотрено самоочищение звездочек и защита их подшипников от воды и грязи. В современных гусеничных тракторах применяются два вида зацеплений ведущей звездочки с гусеничной цепью: цевочное и гребневое.

Гусеничные цепи. Гусеница должна обладать достаточной прочностью и высокой износоустойчивостью, обеспечивать хорошее сцепление с грунтом, оказывать как можно меньшее сопротивление движению и повороту трактора, иметь возможно меньший вес и не быть слониной в изготовлении. Различают гусеничные цепи с составными и с цельными звеньями. Звенья применяются литые и штампованные.

Звенья соединяются стальными закаленными пальцами, вставленными в отверстия проушин. Пальцы с одного конца имеют головки, а с другого закрепляются шайбами и шплинтами. Такое соединение звеньев позволяет сравнительно быстро производить разъединение и соединение гусеничной цепи.

При движении трактора зубья звездочки сцепляются со средними проушинами (цевками), приводя гусеницы в движение. Направляющие реборды, проходящие между ободами натяжного колеса и опорных и поддерживающих роликов, предотвращают спадание гусеничной цепи.

Эластичная подвеска тракторов Т-75 и Т-74. Устройство подвески. Восемь опорных катков трактора образуют попарно четыре балансирные каретки расположенные по две с каждой стороны рамы трактора. Каждая каретка (своеобразная гусеничная тележка) состоит из следующих основных частей: двух шарнирно соединенных балансиров, в верхней части нагруженных рессорами — пружинами, соединительной оси и опорных катков, установленных на концах балансиров на осях.

Каретки установлены на цапфе поперечных брусьев. В теле внешнего балансира имеется центральное отверстие, в которое вставлены стальные цементированные втулки. Этими втулками балансир (и вся каретка) устанавливается на цапфу поперечного бруса и удерживается упорной шайбой , прикрепленной болтом к торцу цапфы. Необходимый зазор между шайбой и втулкой достигается установкой соответствующего количества регулировочных прокладок. Ушками с запрессованными в них стальными цементированными втулками внешний балансир соединяется с внутренним балансиром при помощи оси. Последняя, фиксируется (относительно балансира) в неподвижном положении чекой и гайкой. Пружины упираются в чашки, отлитые совместно с балансирами. Витки пружин имеют противоположное направление, чем предотвращается их заклинивание. Пружины-амортизаторы смягчают толчки, получающиеся при движении по неровной местности. Работа каретки. При переходе через незначительные препятствия опорные катки могут подниматься за счет поворота вокруоси, сжимая при этом пружины. Сношаясь, пружины будут амортизировать удары, получаемые при переходе через препятствия, допуская подъем каждого катка примерно на 120 мм.


При переходе через более значительные препятствия вся каретка будет поворачиваться вокруг цапфы поперечного бруса рамы трактора, допуская при этом более высокий подъем катков.

Опорные катки. Катки должны: 1) обладать достаточной прочностью и высокой износоустойчивостью при значительных ударных нагрузках, имеющих место при работе; 2) иметь надежную защиту подшипников от попадания в них грязи и воды; 3) оказывать как можно меньшее сопротивление перемещению трактора; 4) не быть сложными в эксплуатации. Для предотвращения сползания опорных катков с гусеничной цепи и для передвижения цепи при поворотах либо опорные катки снабжаются ребордами, либо звенья гусеничной цепи снабжаются специальными ребордами. Заправка маслом, производится следующим образом. Пробка отвинчивается, и наконечник маслонагнетателя вставляется в канал до упора в отверстие канала меньшего диаметра. Поступающее из нагнетателя масло, проходит через осевой канал, радиальный канал в полость балансира. Отработавшее масло вытесняется из полости через подшипник, отверстие в ступице ролика, радиальный канал. Через кольцевое пространство между вставленным наконечником маслонагнетателя и стенками канала масло вытекает наружу. Масло нагнетается до тех пор, пока вытекающее наружу масло не будет чистым.

Во избежание вытекания масла из подшипников и попадания пыли и грязи в них опорные катки снабжены специальными уплотнительными устройствами (сальниками).

Поддерживающие катки. Поддерживающие катки в отличие от опорных несут меньшую нагрузку, и поэтому устройство их более простое. Они изготовляются из чугуна. Смазка подшипников производится автолом (или дизельным маслом), нагнетаемым через отверстие в крышке, закрываемое пробкой. Перед заправкой поддерживающего катка свежим маслом, отработавшее масло выпускается, а затем каток устанавливается в такое положение, при котором открытое отверстие, закрываемое пробкой, находилось выше горизонтальной плоскости на 40—50°.

Катки снабжены такими же уплотнительными устройствами, как и опорные катки этих тракторов, состоящими из корпуса, дисковых полированных колец и, резинового кольца, пружины, резинового чехла и колпака. Катки трактора ДТ-75 имеют аналогичное устройство.

Механизм натяжения гусеничной цепи. Большое провисание гусеничной цепи может получаться с течением времени в результате износа звеньев и вытягивания гусеничной цепи. При значительном же провисании гусеничной цепи могут иметь место удары, сотрясения и раскачивание, особенно на повышенных скоростях и при поворотах. Все это может вызвать быстрый износ отдельных деталей гусеничной цепи и даже привести к их поломке. Чрезмерное натяжение гусеничной цепи также недопустимо, так как это сопровождается увеличением потерь на трение в шарнирах соединений отдельных звеньев.


Необходимое натяжение гусеничной цепи достигается изменением расстояния между ведущим (звездочкой) и натяжным (направляющим) колесами путем перемещения натяжного колеса.

Механизм натяжения гусеничной цепи тракторов Т-75 и Т-74. Устройство механизма. Коленчатая ось натяжного колеса установлена в скользящих подшипниках — чугунных втулках и (разных диаметров), запрессованных в передний брус рамы трактора. Следует отметить, что у тракторов Т-75 и Т-74 втулки и стальные, закаленные до высокой твердости, работают без смазки.

Ось фиксируется гайкой. Смазка втулок осуществляется через масленку, ввернутую в брус рамы. В щеке коленчатой оси имеется отверстие для закрепления ушка натяжного механизма. Ушко установленной на оси пальца . Таким образом, коленчатая ось имеет возможность поворачиваться во втулках, а натяжное колесо соответственно перемещаться вперед или назад, изменяя тем самым степень натяжения гусеничной цепи.

Выпуск отработавшего масла и нагнетание свежего масла для смазки подшипников производится через отверстие в ступице колеса, закрываемое пробкой. Отверстие в крышке, закрываемое пробкой, служит для определения уровня масла, нагнетаемого в полость ступицы. Вытекание масла из полости ступицы и попадание пыли в нее предотвращается уплотнительным устройством, состоящим из корпуса с наружным уплотнительным щитком, уплотнительных колец (вращающегося) и (не вращающегося), пружины и ее резинового чехла и внутреннего уплотнительного щитка, т. е. устройство его такое же, как и в опорных и поддерживающих катках трактора.

Амортизирующая пружина упирается одним концом через шайбу в гайку, навернутую на натяжной винт, а другим концом — в вилку, соединенную пальцем с ушком коленчатой оси. Через буртик вилки пружина упирается в прямоугольную головку натяжного винта. На винт навернута регулирующая гайка, хвостовик которой установлен в шаровой опоре, вставленной в сферическую выточку кронштейна рамы трактора. Сквозь отверстие в шаровой опоре проходит задний конец натяжного винта. Предварительно пружина натягивается гайкой, которая через шайбу сжимает ее. При этом длина пружины должна быть 260—265 мм. На тракторах Т-74 и Т-75 амортизирующее устройство имеет две пружины. Пружины и регулировочный болт имеют увеличенную длину. Предварительная затяжка пружины у рассматриваемых тракторов 470—475 мм. Несколько изменена конструкция кронштейна. Кроме того, чтобы коленчатая ось не отклонялась чрезмерно, т. е. не попала в мертвое положение, к раме трактора прикрепленную опору.