Файл: Контрольные вопросы Философия и круг изучаемых ею проблем. Предмет и функции философии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лабораторные методы исследования, появляются новые средства физикального обследования больного. Революция в клиническом мышлении в это время состоит в том, что постепенно врачи начинают понимать, что за клиникой стоят более глубокие и объективные патологические процессы, к аждое заболевание имеет свои морфофизиологические проявления. Господствующее место в это время занимает школа французских и немецких врачей – анатомов и физиологов. От физиологии постепенно отделяются биохимия, эндокринология, иммунология, микробиология.
Общая характеристика периода терапевтического нигилизма с точки зрения соотношения теории и практики: впервые клиническое мышление в это время соединяет теорию и практику, начинает использовать экспериментально подтвержденные факты и оказывается подлинно научным методом мышления. Однако эта научная революция 19 века в области медицинского знания охватывала пока только сферу диагностики, практически не имея возможности распространить себя в область лечения. Новые теоретические знания о структуре и функциях при патологиях еще долгое время, вплоть до конца 19 века, почти не влияли на методы лечения.
3. Период количественного метода. В 20-м веке, особенно со второй его половины, научные стандарты исследования постепенно распространяют себя и в сферу оценки разного рода методов лечения. Вплоть до этого времени не существовало количественной оценки эффективности тех или иных терапевтических методик. Опыт количественной оценки эффективности разного рода лекарственных средств и методов лечения начинает все более входить в медицинскую практику, формируя новое направление исследований, получившее название «доказательная медицина». Основа доказательной медицины – проникновение научного подхода не только в диагностику, но и в клинику.
Характеристика периода количественного метода с точки зрения соотношения теории и практики: с этого момента научный метод мышления в медицине впервые начинает соединять в себе ресурсы теоретического и эмпирического знания как в области диагностики, так и лечения. В феномене доказательной медицины эволюция клинического мышления достигает определенной полноты, обеспечивая как вертикальную интеграцию медицинского знания (синтезируя уровни эмпирического и теоретического знания), так и горизонтальный охват сфер диагноза и терапии.
Принципы клинического мышления по Х.Вульфу. Согласно Х.Р.Вульфу, клиническое мышление врача играет важную роль в процессе принятия клинических решений (постановка диагноза, выбор и назначение лечения), на который оказывают влияние следующие два класса факторов.
1. Принципы, определяющиеся научным фактором
Они включают в себя, в свою очередь
1.1. Дедуктивный компонент: выводы из теоретического знания о механизмах развития заболевания, опирающиеся на а) Донаучные теории б) Научные теории
1.2. Эмпирический (индуктивный) компонент: выводы из опыта ведения аналогичных пациентов, исходящие из а) Неконтролируемых наблюдений б) Контролируемых наблюдений
Второй класс принципов, определяющих клиническое мышление врача – это:
2. Гуманистическое мышление, включающее в себя:
2.1. Эмпатический компонент, вытекающий из понимания пациента как дружественного человеческого существа,
2.2. Этический компонент, вытекающий из этических норм и понимания того, что
«хорошо» и что «плохо».
68. Категория «мера жизни» и ее роль в философии медицины.
Медицину во многом можно рассмотреть как одну из сторон биологического знания — науки о феномене жизни. Основной категорией биологии является категория «жизни», и биология пытается постичь логос живого, в том числе в форме его структурных выражений. Главная проблема биологии — проблема сущности жизни, проблема того, чем живое отличается от неживого. В такого рода проблематике на первый план выходит качественная специфика одного типа бытия — жизни
— в отношении К другому типу бытия — не жизни. Отношение этих состояний реализуется во многом как отношение логического отрицания, т.е. отношения А и не-А, выражающего


качественную разницу состояний. Медицинское знание: внутренняя более количественная
дифференцированность по степеням. Главной категорией медицины - категория «меры жизни» - феномен жизни не только дан как самостоятельное относительно автономное качество, но и как состояние, способное дифференцироваться внутри себя на количественные степени-меры, образуя более, сильную или более слабую жизнь. Короче: есть не просто жизнь, но и степени жизни — жизнь сильная и жизнь слабая. Жизнь характеризуется своими степенями, обладая возможностью усиливаться и ослабляться, увеличиваться и уменьшаться, продолжая оставаться жизнью как одним и тем же качеством, несмотря на эти количественные градации. В этом случае
здоровьем мы называем достаточно сильную жизнь, а болезнью жизнь ослабленную.
Движение по количественной шкале жизни оказывается лежащим в самой сердцевине медицинского логоса. Единство количественной степени и соответствующего ему качества, как известно, в классической метафизике носит название «меры». Так скорее не степень, но мера жизни — основная категория медицины.
69. Понятия «объем выживания» и «функция благополучия (оптимальности)» как
возможные способы выражения меры жизни.
Одним из важнейших параметров меры жизни является степень адаптивной пластичности живого организма. Организм может оказываться в различных – более или менее благоприятных - для его существования условиях (например, в ситуациях с разными величинами температур, количества пищи, плотности популяции и т. д.). В одних ситуациях организм способен приспособиться и выжить, в других ситуациях он погибает. В этом случае можно ввести такое понятие, как объем выживания организма – множество всех тех возможных ситуаций, в которых организм может остаться живым, приспособившись к условиям этих ситуаций. Объем выживания – одна из важных характеристик меры жизни того или иного вида жизни. Чем больше – при прочих равных условиях - объем выживания организма, тем большей мерой жизни он обладает.
Функция благополучия – один из примеров так называемых критериев оптимальности, которые все чаще в последнее время применяются при решении разного рода задач в биомедицинских науках. Функция благополучия представляет из себя некоторую интегральную оценку жизнедеятельности организма. Эта функция определяет не только экологическую нишу, но и конкретные количественные показатели благополучия организма в каждой конкретной ситуации, т. е. в каждой точке экологического пространства. Нечто подобное можно представить и для более общего случая, когда мера жизни организма могла бы определяться на основе некоторой функции благополучия этого организма в некотором пространстве возможных ситуаций существования организма.
70. Критерии оптимальности и методология их использования в современных
биомедицинских науках.
Функция благополучия – один из примеров так называемых критериев оптимальности, которые все чаще в последнее время применяются при решении разного рода задач в биомедицинских науках. Например, можно пытаться выяснить, почему рыбы обладают определенной формой тела.
Помочь в решении этой задачи могут соображения, связанные с оценкой формы с точки зрения, например, сопротивления встречному потоку жидкости при движении в воде. Такую задачу можно представить достаточно строго, в рамках определенной математической модели. Можно рассмотреть различные пространственные формы и задать на них некоторую функцию, значение которой будет выражать, допустим, величину сопротивления этой формы при ее движении в жидкой среде. Затем можно попытаться найти такие формы, которые дают минимальные значения указанной функции. Часто оказывается, что математически найденные формы с минимальным сопротивлением являются достаточно близкими реальным формам водных организмов. Подобные задачи называют задачами на экстремум.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

71. Принцип оптимальной конструкции Н. Рашевского.
«Для ряда заданных биологических функций заданной интенсивности организм имеет оптимально возможную конструкцию по отношению к экономии используемого материала и расходуемой энергии, необходимых для выполнения заданных функций»
Очевидно, что в принципе оптимальной конструкции, как и в принципе минимального действия, представлена одна и та же основа – максимально возможная экономия энергии.
Поэтому можно сказать, принцип оптимальной конструкции является не чем иным, как специфическим проявлением физического принципа наименьшего действия в биологии. Н.
Рашевский и Р. Розен применили принцип оптимальной конструкции при рассмотрении не только внешних форм и характеристик организма, но также и структуры и функций некоторых внутренних органов. Так, ими были рассмотрены зависимость размеров сердца, легких,
кровеносной системы млекопитающих, особенностей работы по отношению к виду исполняемой ими функции.
72. Основные понятия медицины (здоровье, болезнь, саногенез, патогенез) и их связь с
методологией критериев оптимальности.
ЗДОРОВЬЕ – «состояние полного телесного, духовного и социального благополучия, т.е. не только отсутствие болезни и увечья, но также и полное телесное, душевное и социальное благополучие», предполагает существование трех достаточно комплексных мер благополучия – меры телесного
благополучия, меры социального благополучия и меры духовного благополучия.
В истории медицины издавна существовали два крайних подхода в понимании природы болезни.
С одной стороны, болезнь – это всегда страдание и нечто негативное, от чего хочется избавиться, что приносит лишения и ослабление жизни.
С другой стороны, особенно в рамках разного рода религиозных систем мировоззрения, болезнь рассматривалась как «наказание за грехи», как нечто осмысленное, что в конечном итоге может вести к благу человека.
Первый подход можно было бы назвать «патоцентрическим», второй – «саноцентрическим».
Патоцентрический подход во взглядах на природу болезни до сих пор доминирует в медицине.
Саноцентрический подход, кроме религиозных направлений, развивался также в разного рода
«адаптивных» теориях заболевания.
Болезнь, как нетрудно догадаться, в терминах Эго-языка, - это одна из сфер гетерономии болеющего Эго, и, как правило, - сфера бигетерономии, которая не слишком находит свое оправдание для подавляющего числа страдающих Эго.
С точки зрения Эго-языка и Эго-теории, болезнь, тем не менее, может являться одной из областей дополнения-расширения опыта Эго, по тем или иным причинам приходящая к болеющему Эго именно таким более жестким путем его развития.
Болезни – это образы большого «психо-соматического» Я, отколовшиеся и противопоставленные малому Я здоровья.
Патогенез (от греческого patos - страдание, genesis - происхождение) - учение о механизмах развития и исхода болезни.
Саногенез (лат. sanitas - здоровье, греч. genesis - происхождение, процесс образования) означает "развитие здоровья". Саногенез - учение о механизмах поддержания здоровья и выздоровления при болезни.
Саногенез - это динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов физиологического и патологического характера, развивающийся в результате воздействия на организм чрезвычайного раздражителя, функционирующий на протяжении всего патологического процесса (от предболезни до выздоровления) и направленный на восстановление нарушенной саморегуляции организма (С.М.Павленко).
Итог: в рамках Эго-языка каждая наша болезнь — это некоторое послание к нам со стороны нашего «большого Эго», и это послание мы должны тем или иным образом попытаться понять и поставить себе на службу, по возможности в более союзнических формах между Эго и альтер-Эго.
Задачи философии медицины видятся с этой точки зрения в том, чтобы попытаться донести до врачей принципы нового Это тройного мировоззрения, в рамках которого впервые смогут соединиться методы современной и будущей науки и философия Эго-языка. Без этого борьба человечества со своими болезнями по-прежнему будет носить характер войны с самим собой, в которой ни одной из сторон невозможно будет окончательно одержать победу
73. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.
Интегральный подход Кеннета Уилбера. В нем развиваются идеи синтеза, утверждается философия витализма, подчеркивается антиномизм высших аспектов бытия и учитываются разного рода возможные и существующие патологии развития. Бытие рассматривается
Уилбером как живой творчески развивающийся Космос, состоящий из мириад отдельных целостностей – холонов, которые все вместе образуют сложнейшую мировую иерархию
(холархию). Каждый холон объединяет в себе свои части, холоны нижележащего уровня, и входит как часть в состав более высоких холонов. Все холоны имеют внешнюю и внутреннюю сторону (внутренний мир) и находятся в развитии. Развивается и внутренний мир холонов, поднимаясь до уровня сознания человека и выше, и внешние тела холонов, становясь все более сложными и развитыми.


Особенное внимание в своей философии Уилбер уделяет природе и эволюции человека – как одного из холонов космической холархии. Холон человека он называет также самостью.
Уилбер выделяет шесть основных измерений развития самости:
1) вертикальные уровни развития. Самость развивается, поднимаясь по все более высоким
(вертикальным) уровням развития. Все уровни можно разделить на несколько классов. Это в первую очередь доперсональные, персональные и трансперсональные уровни. На доперсональных уровнях еще нет выделения человеческой индивидуальности из объемлющих ее целых – социума и природы. На персональных уровнях человек продолжает жить в мире, который строится его пятью органами чувств и изменяется активностью его индивидуального тела. На трансперсональных уровнях человек открывает новые области реальности, достигая здесь все более интегрального сознания и опыта, вплоть до высших состояний сознания.
2) горизонтальные сектора. Уилбер выделяет 4 сектора, образуемых перемножением свойств
«внутреннее - внешнее» и «индивидуальное - коллективное». В итоге возникают следующие горизонтальные сектора:
• Верхний левый – сектор индивидуального внутреннего развития («я»).
• Верхний правый сектор – область индивидуальной внешности - человеческое тело, его структура и функции в своем материальном выражении («это»).
• Нижний левый сектор – сфера коллективного внутреннего мира, культуры («мы»).
• Нижний правый сектор – область коллективной внешности - система отношений человеческих тел в социальных процессах («эти»)
3) потоки (линии) развития самости. Они как бы дополняют идею секторов, вводя другие сферы человеческого развития, способные развиваться по вертикальным уровням.
4) состояния. Любые преходящие состояния человеческой самости, которые приходят, некоторое время существуют и затем уходят (сон, разного рода переживания)
5) типы самости. Человек может быть мужчиной/женщиной, холериком/сангвиником. Такое различие определяется типом человека, и существует множество разных типологий, в каждой из которых человек может занимать определенную позицию.
6) тень. «Тень» - все отрицательные качества и образы личности, вытесненные в бессознательное. Процесс вытесенения протекает в направлении все большего обезличивания этих регионов личностного опыта – в движении от «я» к «ты» и «оно».