Файл: Гендерные особенности проявлений тревожности у подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выводы по второй главе.

1. По результатам исследования по методике Филиппса: высокий уровень тревожности проявляется у 50 % девочек; средний уровень тревожности – у 17,8 %; низкие значения уровня тревожности у 37,5 % девочек.

Результаты, полученные при проведении теста «Самооценка психических состояний» (методика Айзенка) показал, что высокий уровень тревожности имеют 3,5 % девочек; 76 % имеет средний уровень тревожности и 21% девочек имеют низкий уровень тревожности.

2. По результатам исследования по методике Филиппса: высокий уровень тревожности проявляется у 20,8 % мальчиков; средний уровень тревожности у 8,3%; низкие значения уровня тревожности у 70,8 % мальчиков.

Результаты, полученные при проведении теста «Самооценка психических состояний» (методика Айзенка) показал, что высокий уровень тревожности имеют 50 % мальчиков; средний уровень тревожности наблюдается у 17,8 % и низкий уровень тревожности выявлен у 37,5 % мальчиков.

3. Существуют статистически значимые различия в уровне тревожности мальчиков и девочек. По результатам исследования по методике Филиппса анализ показал высокие результаты у девочек по следующим факторам: страх самовыражения 67,8 % и страх ситуации проверки знаний 67,5 %.

Результаты исследования девочек по методике Кондаша «Шкала тревожности» показали, что повышенный уровень школьной тревожности составляет у 31 % девочек; По самооценочной тревожности (представление о самом себе) у большинства девочек (39,2 %) находится в пределах нормы. Межличностная тревожность у большинства девочек (62,5 %) составляет норму развития. По общей тревожности у девочек в количественном составе совпадает норма развития у (31 %) и низкий уровень тревожности у (31 %) человек.

По результатам исследования по методике Филиппса у 45,8 % мальчиков – переживание социального страха и страх ситуации проверки знаний совпадают.

Результаты исследования мальчиков по методике Кондаша «Шкала тревожности» показали низкий уровень школьной тревожности у 29% человек; По самооценочной тревожности отмечается низкий уровень у 29 % мальчиков по данному фактору; Повышенный уровень межличностной тревожности проявляется у 29 % мальчиков. По общей тревожности мы наблюдаем доминирующий низкий уровень тревожности у 58,3 % человек.

4. Была разработана программа с учетом гендерных различий, были подтверждены отличия в уровне тревожности мальчиков и девочек до и после реализации программы.

Результаты исследования после психологической коррекции по методике Филиппса: высокий уровень тревожности сохранился у 17,5 % девочек и у 20 % мальчиков; средний уровень тревожности установился у 54 % девочек и 60 % мальчиков; низкий уровень тревожности выявлен у 28,5 девочек и 20 % мальчиков.


По результатам теста «Самооценка психических состояний» (методика Айзенка): высокий уровень тревожности не выражен как у девочек, так и у мальчиков; средний уровень тревожности – у 50 % девочек и у 80 % мальчиков низкие значения уровня тревожности наблюдаются у 50 % девочек и 20 % мальчиков.

По результатам исследования по методике Кондаша «Шкала тревожности» показали, что общая тревожность у большинства человек составляет норму развития тревожности у девочек (64 %) и у мальчиков (60 %); низкий уровень школьной тревожности у девочек и мальчиков не выражен; повышенный уровень школьной тревожности выявлен у 36 % мальчиков и 40 % девочек; высокий уровень школьной тревожности не выражен.

5. По результатам исследования были разработаны рекомендации педагогам и родителям подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отечественной психологии тревожность традиционно рассматривалась как проявление неблагополучия. Анализ литературы позволяет рассматривать тревожность с различных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами. По определению С.С. Савина, «тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».

Проанализировав вопрос о возрастных особенностях проявления тревожности, был сделан вывод, что в подростковом возрасте все большее значение приобретает мнение сверстников и межличностные отношения. Девочки склонны к критическим высказываниям в адрес взрослых и сверстников. Мальчикам присуща оценка, каких – либо событий. Гендерные различия подростков похожи в выражении чувств. Мальчики и девочки выражают их по – разному, это связано с их гендерными ролями. Эмоциональная жесткость, присуща характеристикам мальчиков подросткового возраста, девочки подростки, эмоционально мягче, их легче расстроить, заставить смеяться. К возрастным особенностям и причинам гендерных различий тревожности подростков относятся учебные перегрузки, неадекватные ожидания со стороны родителей, неуспеваемость, оценочно – экзаменационные ситуации.

Была разработана и теоретически обоснована программа психокоррекции тревожности подростков 12 – 13 лет с учетом гендерных различий. Целью программы стало осуществление психологической коррекции тревожности подростков 12 – 13 лет. Коррекционная программа преследовала следующие подцели: Улучшение социальной ситуации развития; Содействие развитию видов деятельности подростков;
Способствование возрастно-психологическим новообразованиям; Содействие выработке адекватной самооценки и коррекции своего поведения.

Результатом коррекционных действий стало снижение уровней тревожности подростков 12 – 13 лет с учетом гендерных различий. Отслеживание результатов работы проводилось на основе исследования, которое реализуется в начале и в конце курса занятий. Была составлена программа психологической коррекции тревожности подростков 12–13 лет с учетом гендерных различий.

Во второй главе определены цель, задачи, предмет, объект, методы и методики исследования подростков 12 – 13 лет. Методы: анализ, обобщение, тестирование, анализ документации, использование статистического критерия Манна – Уитни.

Во второй главе проанализированы результаты исследования. Статистическая проверка достоверности результатов показала, что уровень тревожности девочек отличен от уровня тревожности мальчиков 12 – 13 лет. Разработана и реализована программа психологической коррекции тревожности подростков 12 – 13 лет с учетом гендерных различий, проанализированы результаты второй части исследования, разработаны рекомендации педагогам и родителям. После проведения коррекционной программы проанализированы результаты исследования, для этого использовались те же методики диагностики уровня тревожности. Для проверки эффективности коррекционной программы применялся статистический критерий Манна – Уитни, который показал статистическое отличие проявлений тревожности у подростков до и после психологической коррекции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 153 с.

2. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.

3. Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.

4. Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 359 с.

5. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.


6. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.

7. Геронтопсихология : учебное пособие: для студентов вуза, обучающихся по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» / О. И. Дорогина, Ю. В. Лебедева, Л. В. Токарская, Е. В. Хлыстова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. – 131 с.

8. Гонина, О. О. Психология общения в дошкольном возрасте / О. О. Гонина. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2020. – 266 с.

9. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 425 с.

10. Мандель, Б. Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 350 с.

11. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 268 с.

12. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.

13. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 275 с.

14. Пирлик, Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности : Учебное пособие / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. – 372 с.

15. Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.

16. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.

17. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.

18. Психология молодежи / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко, В. И. Бондин [и др.]. – Москва : РУСАЙНС, 2020. – 404 с.

19. Психология развития и возрастная психология / С. И. Самыгин, И. Н. Алексеенко, В. И. Бондин [и др.]. – Ростов-на-Дону : Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», 2021. – 318 с.


20. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. – 2-е изд., испр. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 413 с.

21. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 412 с.

22. Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога : практическое пособие / Е. И. Рогов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.

23. Руководство практического психолога. Психолог в школе : практическое пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 206 с.

24. Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для вузов / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова ; под общей редакцией Т. В. Скляровой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 235 с.

25. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 384 с.

26. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 227 с.

27. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : Учебник и практикум / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство ЮРАЙТ», 2020. – 406 с.

28. Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 201 с.

29. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под редакцией О. В. Хухлаевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 367 с.

30. Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. – Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 159 с.

31. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 457 с.

32. Акрушенко, А. В. Психология развития и возрастная психология : учебное пособие / А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Катарьян. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 127 c. — ISBN 978-5-9758-1772-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81045.html (дата обращения: 25.01.2023).