ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В художественной литературе слово не только понятие, но и художественный образ. Сопоставим слово дуб в научной (1) и художественной (2) речи.
1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше.
Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая.
Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. (М. Ткаченко.)
2) На краю дороги стоял дуб... Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. (Л. Толстой.)
Как видим, в научных текстах речь идёт не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о любом дубе. В художественном тексте перед нами индивидуальное, конкретное дерево со своими неповторимыми признаками. И это не просто дерево. Оно олицетворено писателем, волнует воображение, вызывает разнообразные ассоциации. Научная речь не только отбирает из языка слова с общим и отвлечённым значением, она изменяет значение общеупотребительных слов в соответствии со своими принципами.
Так, у многих глаголов в научной речи значение ослабляется, стирается и обобщается. И они превращаются в своеобразные глаголы связки, которые позволяют соединять любые понятия, оформлять любое научное сообщение.
Например, глагол составлять, по словарю С. И. Ожегова имеет 7 значений. Однако в научной речи глагол составлять реализуется лишь в одном, самом широком значении: образовать собой. На пример: Расход составляет 400 рублей. Внимание составляет важную долю умения.
Так происходит изменение, приспособление общеупотребительных слов к задачам научной речи.
Общенаучная лексика — второй значительный пласт лексики научной речи. При помощи научных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за определёнными понятиями, но не являются терминами: операция, вопрос, задача, явление, процесс, базироваться, поглощать, ускорять и другие.
Так, слово вопрос, как общенаучное, имеет значение «то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема». Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности, изучить вопрос, узловые вопросы, национальный вопрос, крестьянский вопрос, поднять вопрос, оставить вопрос открытым, вопрос требует незамедлительного решения.
Третий пласт лексики научного стиля — терминология. Интересна история самого слова термин. Терминус, по преданиям, имя римского бога, блюстителя границ, пограничных столбов, межевых знаков, камней, считавшихся священными. Легендарный римский царь Нума Помпий построил в Риме храм Термина и учредил в честь бога праздник — терминал. К межевому знаку приходили жители окрестных сёл, украшали камень, приносили жертвы и вёселились. Первоначально слово термин означало «межевой знак, пограничный камень», позже — «окончание, конец, граница», ещё позже — «срок, период», и, наконец, его стали использовать в современном значении.
Терминология — это ядро научного стиля. Термин — это слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие. Каждая наука и отрасль производства имеет свою систему терминов, которая называется терминологией.
Термин обладает строгим, чётко очерченным значением. Он называет все существенные признаки, показывает общность данного понятия с другими, а также специфичность данного понятия. На пример: Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Сначала из определения, или дефиниции, мы узнаём, что химия — наука, и этим мы объединяем химию с другими науками — физикой, географией, математикой и т. д. Химия вводится в ряд других понятий (это родовое понятие). Но, с другой стороны, определение раскрывает специфичность понятия: в отличие от других естественных наук химия изучает вещества, их строение, состав и т. д.
Суть понятия раскрывается кратко, в одном предложении. Это предложение строится по определённой модели и включает в себя три части: термин (определяемое понятие), родовое понятие, видовые признаки.
Особую группу в составе лексики научного стиля составляют номенклатурные знаки. Они резко отличаются от терминов. Если в основе терминов лежат общие понятия, то в основе номенклатурных знаков — единичные. К номенклатурным знакам относятся серийные марки машин, механизмов, станков, приборов, географические названия, названия электростанций, предприятий, учреждений, организаций, например: Москвич — 408, СМ— 8— передвижная дробильно-сортировочная установка.
Таким образом, структуру лексики научного стиля можно представить следующим образом. Ядро её составляет терминология. Далее близкий по функции и важный пласт — общенаучная лексика. И затем общеупотребительная лексика, в количественном отношении составляет не менее половины всех слов.
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Работа по материалам учебника.
Упр. 349, 357, 362, 366, 371.
2. Самостоятельная работа (упр. 370).
3. Индивидуальные задания.
Карточка № 1
— Укажите суффикс, с помощью которого образован каждый из приведённых ниже терминов; запишите слова, от которых они образованы:
Двигатель, грузчик, кладка, сушилка, бурение, сверление, подключение, буксировка, заготовка, газификация, радиофикация.
Карточка № 2
— Укажите приставку, с помощью которой образован каждый из приведённых ниже терминов; запишите слова, от которых они образованы:
Ретранслятор, ультразвук, антивещество, контр-адмирал, противоток, сверхгенератор, суперфильтр, сомножитель, антитело, предкамера.
IV. Итоги урока
— Какие пласты слов составляют научную лексику? В чём их особенность?
— Раскройте понятие термина. Какие требования предъявляют к терминам?
— Какие словообразовательные элементы (корни, суффиксы, приставки) характерны для этого стиля?
Домашнее задание
1. Выучить материал на. стр. 210—221.
2. Упр. 353.
Урок 67 (32)
Морфологические и синтаксические особенности
научного стиля
Цели урока:
Знакомство с морфологическими и синтаксическими особенностями научного стиля.
Ход урока
I. Работа по теме урока
1. Орфографическая разминка.
Ракетодром, автоцементовоз, видеомагнитофон, металлообработка, идентифицировать, комплексный, контрольно-измерительный, общественно-политический, приставочно-суффиксальный.
2. Толкование отдельных слов.
Объяснить лексическое значение слов ракетодром (специально оборудованная площадка для испытания и запуска ракет), идентифицировать (установить тождественность), комплексный (сложный, соединённый с чем-либо).
Определить лексическую принадлежность данных слов.
Морфологические особенности научного стиля.
Главная особенность научной речи — преобладание имён (существительных и прилагательных). В некоторых науках (физика, химия, биология и др.), как показал статистический анализ, части речи распределяются следующим образом:
• Существительное — 39,9%
• Причастие — 14,8%
• Прилагательное — 12%
• Местоимение — 5,5%
• Деепричастие — 4,6%
• Наречие — 2,9%
• Числительное — 1,4%
• Остальные части речи, в том числе глагол — 18,9%
Высокий процент существительных обусловлен предметным характером научного изложения. Наука прежде всего трактует и объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные — имена этих вещей. Роль же сводится к функции связи.
Сравнительно большое количество прилагательных объясняется задачами описания, характеристики, важными в научном стиле.
Использование существительных в научном стиле
Для научного стиля характерно использование отглагольных существительных:
• образованных бессуффиксным способом (нагрев — нагревать);
• образованных с помощью суффикса -к- (установка —установить);
• образованных с помощью суффиксов -ени-, -ни-.
— Образуйте от глаголов существительные бессуффиксным способом:
Учитывать (учёт), отбирать (отбор), прогревать (прогрев), набирать (набор).
— Образуйте от глаголов существительные с помощью суффикса -к-:
Надстроить (надстройка), очистить (очистка), подобрать (подборка).
— Образуйте от глаголов существительные с помощью суффиксов -ени-, -ни-:
Тормозить (торможение), регулировать (регулирование), владеть (владение), измерять (измерение), формировать (формирование), усиливать (усиление).
Для Использование глаголов и глагольных форм в научном стиле
научного стиля характерно использование глаголов 3-го лица (единственного и множественного числа) и кратких причастий. Например: намечены (намечают) результаты, использованы (используют) растворы.
— Составьте словосочетания, поставив глаголы в форму 3-го лица (ед. или мн. числа):
Установить (устанавливают) прибор, излучать (излучает, излучают) свет, фиксировать (фиксируют, фиксирует) положение.
— Образуйте от данных глаголов краткие страдательные причастия прошедшего времени:
Привести (приведён), продолжать (продолжен), изучить (изучен), сконструировать (сконструирован).
Синтаксические особенность научного стиля.
Работа с учебником (стр. 224).
Тексты научного стиля могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики и т. п. В большей степени это распространяется на тексты естественных и прикладных наук: математики, химии, физики и др.
3. Анализ текста с целью выявления синтаксических особенностей научного стиля.
Упр. 370 (II).
— Определите синтаксический строй текста.
(В тексте используются сложные предложение, причастные и деепричастные обороты, однородные члены, вводные слова, отсутствуют обороты разговорной речи.)
Домашняя контрольная работа
Упр. 381 (выполнить анализ текста научного стиля).
Урок 68
Обобщение изученного материала о текстах,
видах их переработки и стилях речи
Цели урока:
Обобщение знаний по темам «Тексты, виды переработки текстов», «Стили речи (научный стиль)».
Ход урока
I. Работа по теме урока
1. Анализ текста (упр. 383).
Выразительно прочитайте текст.
— Можно ли данное высказывание назвать текстом? Обоснуйте свою точку зрения. (Это текст, так как можно выделить тематическое и композиционное единство всех частей.)
— Определите стиль текста. Обоснуйте свой ответ.
Пример ответа:
Научный стиль речи: 1) использование терминов и терминологических словосочетаний (парадигма, эвристическая среда, позитивные отношения, аура альтернативных поисков); 2) использование грамматических форм, свойственных научному стилю (не станет пренебрегать, должны установиться, предугадана точка зрения, должны установить позитивные отношения); 3) широкое использование сложных предложений, однородных членов, вводных слов.
Задания для письменного разбора:
а) Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
б) Подчеркнуть ключевые слова.
в) Перечислить известные виды переработки текста.
г) Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Изложите письменно своё мнение по затронутому вопросу (о научном и ненаучном знании, о многообразии ненаучного знания и его роли в развитии цивилизации).
В заключении урока учащиеся зачитывают свои работы, объясняют правописание слов с пропущенными буквами, комментируют постановку знаков препинания.
Как вариант урока можно провести конференцию по изученной теме.
Использованная литература
Боровикова Л. В., Виноградова Н. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работы. — М., 2000.
Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гроздарев Ю. А. Русское слово. — М., 1991.
Вякшин Н. Л. Русский язык в афоризмах. — М., 2001.
Дейкина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка. — М., 1998.
Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. — М., 1997.
Кучеренко Н. Д. Орфография. Русский язык в теории и практике. — Серия «Школа в клеточку» — М., 1997.
Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. — М., 1990.
Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 классы. — 2-е изд. — М., 1997.
Малюшкин А. Б., Иконицкая Л. Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 10-11 кл. — М., 2001.
Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской, — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1991.
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Кн. для учителя / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — 5-е изд. — М., 2002.
Пленкин Н. А. Стилистика русского языка в старших классах. Пособие для учителя. — М., 1975.
Пленкин Н. А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М., 1995.
Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по русскому языку: лексика, грамматика, культура речи. 4 изд. — Ростов н/Д., 2003.
Потёмкина Т. В. Поурочные разработки. Русский язык к учебнику Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. 10 класс. — М., 2003
Розенталь Д. Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы: Учеб. пособие. — 3-е изд., испр. — М., 1994.
Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации. — Челябинск, 1994.
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. — М., 1996.
Русский язык: 120 текстов для школьных изложений 5—11 кл. / сост. К. А. Войлова, В. В. Леденева. — М., 1996.
Русское слово как предмет языкознания. — М., 1972
Семенюк А. А. Уроки углублённого изучения русского языка. 9 кл. — М., 1994.
Солганик Г. Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. — М., 1996.
1Программа дается по кн.: Власенков А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы»: Кн. для учителя. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2002.
1 Основная нумерация уроков ведется по углубленной 68-часовой программе. В скобках дается номер урока по 34-часовой программе.
1 Лосев А. Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Самое самое: Сочинения. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. С. 43.
1 Потемкина Т. В. Поурочные разработки. Русский язык. К учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. 10 класс. — Материк-Альфа, 2003.
1 Словарь русского языка: В 4 т. М., 1981. Т. 1., С. 334.
1В разработках урока использован материал из книги Т. В.Потемкиной «Поурочные разработки по русскому языку к учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченково «Русский язык». Материк-Альфа, 2003.
1В разработках урока использован материал из книги Т. В. Потемкиной «Поурочные разработки по русскому языку к учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык». Материк-Альфа, 2003.