Файл: Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мертлик Р.

Античные легенды и сказания. / Пер. с чеш. — М.: Республика, 1992. — 479 с.

2. Текст аннотации.

В книге известного специалиста по античной литературе собраны самые знаменитые древнегреческие мифы, веками восхищавшие людей. Именно они лежат в основе западноевропейской культуры и до сих пор вдохновляют писателей, поэтов и художников. Знакомство с ними доставит вам немало приятных минут.

Рассчитана на широкий круг читателей.
Основные требования к аннотации

• Композиция должна быть внутренне логичной и может отличаться от композиции исходного текста.

• Отбор сведений, формулировка и их расположение зависят от характера аннотации.

• Язык должен отличаться лаконичностью, простотой и ясностью.

• Аннотация не должна содержать отрицательной оценки аннотируемого произведения.
Разновидности аннотаций

• справочная (информативная);

• рекомендательная (с элементами оценки);

• от издательства;

• от автора;

• от составителя.
II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Анализ и редактирование текстов аннотаций из учебника и на примере заранее подобранных книг.

— Подумайте, какие из аннотаций представляют собой исключительно информацию о книге, а какие содержат элементы оценки? Кем может быть написана аннотация?
Носов Е. И.

Где просыпается солнце? Рассказы / Переизд.; Худ. Л. Кузнецов — М.: Дет. Лит., 1990. — 32 с.: ил. — (Книга за книгой).

Рассказы известного прозаика о жизни ребят современной деревни.
Волков Н. А.

Главный экспонат. Повесть; Отчаянный рейс. Рассказ. — Л.: Дет. Лит., 1971. — 64с.: ил.

Каждый день случаются приключения. На Севере, на Юге, на Западе и на Востоке. Не только со взрослыми, но и с ребятами. Если говорить правду, то у ребят приключений больше, чем у взрослых, потому что ребята только начинают узнавать жизнь и всегда ищут.

Тысячи приключений, больших и маленьких, серьёзных и смешных, случаются каждый день в нашей огромной стране. О двух из них вы прочитаете в этой книжке.
2. Упр. 324, 325.
III. Итоги урока

— Что такое аннотация и зачем она нужна?

— В чём особенность строения аннотаций? Назовите основные требования к аннотации.

Домашнее задание

Выполнить упр. 327 или 328.


Урок 63

Рецензия
Цели урока:

Знакомство с особенностями вида оценки текста — рецензией; развитие умения составлять аннотацию; совершенствование навыков правописания. Проверка умения создавать рецензии; выявление состояния речевых, орфографических и пунктуационных навыков.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Проверка упр. 327, 328. Учащиеся зачитывают аннотации.
2. Орфографическая разминка.

В продолжении повести, в данном произведении, рецензируемая работа, актуальность темы, оценивая работу в целом, вместе с тем надо отметить следующее, необходимо рассматривать, наиболее интересным представляется.
II. Работа по теме урока

1. Работа с учебником (стр. 188).

— Что такое оценка текста?

— Что такое рецензия?

— Как писать рецензию?
2. Слово учителя:

Слово «рецензия» (отзыв, критический разбор и оценка художественного или научного произведения) закрепилось в литературном языке в конце ХVIII — начале ХIХ века (от лат. recensio — осмотр, обследование).

Рецензия является жанром литературной критики, но в то же время её справедливо считают и жанром библиографии (она возникла из библиографического описания книги). Обычно в рецензии одновременно даётся библиографическое описание книги, информация о её содержании, композиции, поднятых в ней проблемах. Присутствует также критический разбор и оценка книги, её темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя, её роль в литературном процессе и в обществе. Всё это сближает рецензию с критической статьёй, однако она меньше по объёму.

Условно выделяются следующие основные виды рецензии:

а) небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;

б) эссе; это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;



в) развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполнение, мастерство иллюстратора и одновременно содержится его оценка (часто в самом подборе материала);

г) авторецензия, в которой излагается взгляд автора на своё произведение (ученики могут писать авторецензии на свои сочинения).

Рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединённых по тематическому, сюжетному, хронологическому признаку, становится обзором.

Наряду с усвоением теоретических вопросов читаются и разбираются рецензии писателей, критиков, литературоведов.
План написания рецензии

1. Внимательно прочитайте (и перечитайте) рецензируемый текст.

2. Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда опубликована.

3. Укажите ее тему (о чем в ней рассказывается) и главную мысль.

4. В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произведения, мастерство автора в изображении персонажей.

5. Ваша общая оценка прочитанного.

6. Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания.
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Анализ текста рецензии (упр. 330).

Вопросы, помогающие разобрать рецензию.

— Какую книгу рассматривает автор, когда она вышла в свет, где?

— К какому условному виду (статья, эссе, развёрнутая аннотация, авторецензия) можно отнести эту рецензию?

— Какую оценку даёт автор рецензии книге?

— Как обосновывает свою оценку, как убеждает читателя?

— Какие приёмы анализа текста использует рецензент?

— Какие проблемы поднимает в связи с прочтением произведения?

— Как рассказывает о своих впечатлениях?

— Какова основная мысль рецензии?

— Ваше мнение о рецензии и о книге, на которую она написана. Побуждает ли эта рецензия прочитать книгу?

— Составьте план данной рецензии.
IV. Самостоятельная работа

Упр. 332.
V. Итоги урока

— Что такое «оценка текста»?

— Что такое рецензия?
Домашнее задание

Дописать рецензию, начатую в классе.

Выполнить упр. 331.


Урок 64 (29)

Функциональные стили речи
Цели урока:

Обобщение знаний по теме «Стили речи»; совершенствование навыков правописания.

Ход урока

I. Работа по теме урока

1. Объяснительный диктант.

Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закрутился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, по дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собою солому, стрекоз и перья, поднялась к небу и затуманила солнце (А. П. Чехов.)

— Объясните знаки препинания.

— Определите тему текста. (Ветер, вихрь.)

— Определите стиль речи. Назовите признаки стиля.

Художественный стиль. Описывается картина сильного ветра с использованием изобразительно-выразительных средств. В нём отражены такие черты художественной речи, как конкретность (ветер в степи поднял прошлогоднюю траву, закружил пыль), образность (олицетворение: ветер рванул, трава и бурьян подняли ропот, закружилась пыль).

— Какие стили речи ещё вам известны (работа ведется по учебнику)? (Стили речи бывают разговорные и книжные. Книжные стили подразделяются на художественные, научные, официальные и публицистические.)

— А как доказать принадлежность текста к тому или иному стилю? (Нужно выполнить полный или частичный стилистический анализ.)
2. Стилистический анализ текста.

План стилистического анализа текста:

• Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст.

• Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость — официальность, точность — расплывчатость названия, эмоциональность — бесстрастность, конкретность — абстрактность, субъективность — объективность, образность — отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи).

• Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.

• Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.
Образец стилистического анализа текста:

1) Зима на исходе. 2) Сонно жмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. 3) Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блестят лужи. 4) Пахнет снегом и берёзовыми почками. (По Б. Пастернаку.)

Этот текст адресован не какому-либо определённому лицу, а любому человеку, всем желающим ознакомиться с тем, как выглядит конец зимы — наступление весны. Следовательно, это не разговорная, а книжная речь. Задача этого описания состоит в том, чтобы нарисовать картину уходящей зимы. Такая задача стоит перед автором художественного произведения, и относится отрывок к художественному стилю речи.


В нём отражены такие черты художественной речи, как конкретность (солнечный полдень в лесу, чернеющая дорога с лужами, запах талого снега и набухающих почек), образность (олицетворение леса, описание его как живого существа).

С этой целью в тексте используются слова в переносном значении и основанные на них изобразительные приёмы: метафоры (жмурится солнце, щурится лес), метафорические сравнения (ресницы игл, маслянисто блестят).

Текст искусно построен: в начале описания картина лишь названа (1-е предложение), затем она конкретизируется в трёх следующих предложениях, каждое из которых состоит как бы из двух частей (второе и третье предложения сложные, четвёртое с однородными членами предложения).

В тексте уместно использованы по характеру грамматической основы предложения: назывное (1-е), безличное (4-е); описательный порядок слов (2-е и 3-е), экспрессивные повторы, подчёркивающие существенные для описания картины детали (сонно жмурится, сонно щурится).

В отрывке использованы глаголы настоящего времени, что способствует его живописности, изобразительности.

Указанные особенности построения текста придают ему особую поэтическую интонацию, ритмичность.