Файл: Обучающийся Кириллова Инна Ислановна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна Практическое занятие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина:
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Кириллова Инна Ислановна
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
-
Практическое занятие 1
Цель занятия: закрепление знаний обособенностях функционирования системы педагогического мастерства, формирование умений применять полученные знания в практической педагогической деятельности.
Задание 1.
Охарактеризуйте такой компонент системы педагогического мастерства, как профессиональную пригодность, по плану:
1. Сущность, содержание компонента.
2. Из чего состоит? (структура).
3. Значимость в профессиональной педагогической деятельности.
4. Пример реализации.
Профессионализм учителя, как и педагогическое мастерство, означает наличие профессиональных способностей как само собой разумеющееся. Тем не менее, необходимо отметить его особые свойства, которые являются определяющей предпосылкой, основой для развития педагогических способностей, навыков и умений, необходимыми личностными свойствами учителя, способного работать на уровне педагогического мастерства, здесь мы имеем в виду наличие педагогических задатков, таких как общее физическое здоровье, поскольку учитель испытывает большие психофизические нагрузки в процессе осуществления педагогической деятельности, здоровая центральная нервная система, предпочтительно сильного типа.
Не менее важно наличие совершенных, без физических дефектов и заболеваний, развитых органов речи и восприятия (зрения, слуха, обоняния и осязания).
Несомненно, существенным уклоном к педагогической профессии является внешнее обаяние человека, которое определяется определенными чертами лица и фигуры, соответствующими педагогическим требованиям к внешнему облику учителя.
С технологической точки зрения педагогическое мастерство - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и навыки, креативность и педагогические способности.
Педагогическое мастерство находит свое выражение в профессиональной деятельности каждого учителя. В результате его довольно часто можно изучать как частный вариант профессионального мастерства.
Традиционно профессиональное педагогическое мастерство проявляется в профессиональной деятельности личности. Оно не может существовать отдельно от личности. Педагогическое мастерство включает в себя целый перечень качеств личности, обеспечивающих высочайший уровень самоорганизации в профессиональной деятельности.
Структура педагогического мастерства включает в себя такие элементы, как: цель, объект, субъект, цели. Цели учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе результатов своей собственной работы. Все его действия должны быть направлены на воспитание личности ученика. Поэтому любая цель педагогической деятельности всегда социально задана. Объектом педагогической работы является человек. Особенность объекта педагогической деятельности состоит в следующих моментах: объект педагогической деятельности может одновременно быть ее субъектом; учитель постоянно имеет дело с меняющимся, растущим человеком, в результате чего к нему нельзя применять стереотипные подходы; помимо учителя, на ребенка оказывает определенное влияние вся окружающая его жизнь. В этом контексте работа учителя включает в себя корректировку каждого его воздействия. Субъект - это тот, кто влияет на ученика. Это может быть учитель, родители, команда. Главным воспитателем будет тот, кто сможет оказать положительное моральное влияние на человека. Очевидно, что педагогическое мастерство - это система самоорганизующейся ориентации.
Задание 2.
Охарактеризуйте такой компонент системы педагогического мастерства, как профессиональные знания, по плану:
1. Сущность, содержание компонента.
2. Из чего состоит? (структура).
3. Значимость в профессиональной педагогической деятельности.
4. Пример реализации.
В центре внимания учителя-мастера лежат две страсти - страсть к предмету и потребность в общении с детьми. Фундаментальной основой совершенства являются профессиональные знания.
Содержанием профессиональных знаний являются знания предмета, методики преподавания, педагогики и психологии.
Важной особенностью профессионализма является умение синтезировать эти науки: ядром синтеза является решение педагогических задач; анализ педагогических ситуаций.
Решение каждой отдельной педагогической ситуации активизирует всю систему знаний учителя, которые проявляются в целом.
Профессиональные знания учителя напрямую связаны с личностью самого учителя.
Если учитель сам не раскрывается перед учениками, не позволяет им проникнуть в его мир ощущений, мыслей - в этом случае бесполезно ожидать от учеников искренности, собственных мыслей. Мастерство учителя в “очеловечивании”, одухотворении знаний, которое преподносится как его взгляд на мир.
Профессиональные знания преподавателя должны формироваться сразу на нескольких уровнях:
1.Методологический (знание законов развития)
2.Теоретические (законы, принципы пед. И психологические формы деятельности)
3.Методическая (проектирование учебного процесса)
4.Технологический (решение пед. Проблемы в конкретных условиях)
Но педагогические навыки не всегда приобретаются с ростом профессиональных знаний. Также важна способность к педагогической деятельности.
К личностным чертам учителя относятся его педагогические способности, характер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций (воли, интеллекта, речи и т.д.). Способности обычно рассматриваются как индивидуальные черты человека. Они обеспечивают скорость развития учителя.
Существует две группы педагогических способностей:
1. Перцептивно-рефлексивные (восприятие - восприятие) способности, определяющие возможность проникновения преподавателя в индивидуальную идентичность личности студента и понимания самого себя. (профессиональная бдительность, пед. интуиция, эмпатия, рефлексия).
2. Проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные со способностью влиять на другого человека.
Ведущие способности, без которых учитель как мастер не состоится.
1. Общение (общительность, доброжелательность).
2. Перцептивные способности (профессиональная бдительность, пед. Интуиция, эмпатия, рефлексия).
3.Динамизм личности (волевое воздействие, логическая убежденность, устойчивость, способность убеждать, внушение).
4. Эмоциональная стабильность (способность контролировать себя).
5. Оптимистичное прогнозирование.
6.Креативность (способность быть креативным)
Следовательно, профессионально-деятельностный компонент включает в себя профессиональные знания и навыки, проверенные в действии, наиболее эффективные
Задание 3.
Охарактеризуйте такой компонент системы педагогического мастерства, как самообразовательные усилия, по плану:
1. Сущность, содержание компонента.
2. Из чего состоит? (структура).
3. Значимость в профессиональной педагогической деятельности.
4. Пример реализации.
Под самообразовательной деятельностью понимается непрерывная, систематическая, специально организованная познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и социально значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных потребностей, повышение квалификации.
Суть этого самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным развитием.
Целью усилий по самообразованию является систематическое повышение преподавателями своего профессионального уровня.
Задачами самообразовательных усилий являются:
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства учителей;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогических, психологических и других специальных наук, новых педагогических технологий,
4) развитие инновационных процессов.
Если представить деятельность учителя в области самообразования в виде списка глаголов, то получится: читать, изучать, тестировать, анализировать, наблюдать, писать.
Компоненты процесса самообразовательной деятельности учителя:
• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы преподавания.
• Посещайте уроки коллег и участвуйте в обмене опытом.
• Периодически проводите самоанализ своей профессиональной деятельности.
• Совершенствуйте свои знания в области классической, современной, коррекционной психологии и педагогики.
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
• Повысьте уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Все это может быть реализовано с помощью следующих видов деятельности, которые составляют процесс самообразования.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
• ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физические упражнения;
• обсуждения, встречи, обмен опытом с коллегами;
• изучение информационных и компьютерных технологий;
• Обзор информации по преподаваемому предмету, коррекционной педагогике, психологии, педагогическим технологиям в Интернете;
• организация хобби и внеклассных занятий по предмету;
• посещение тематических выставок и проведение тематических экскурсий по теме;
• посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
• проведение открытых уроков для анализа коллегами;
• решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своей тематике повышенной сложности или нестандартной формы;
• систематический просмотр определенных телевизионных программ;
• систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
• чтение методической, коррекционной, педагогической и предметной литературы.
Вышеперечисленные виды деятельности прямо или косвенно способствуют профессиональному росту преподавателя.
Самообразование учителя является непрерывным, но оно должно планироваться поэтапно.
Следует также отметить, что любая деятельность будет бессмысленной, если она не приведет к определенному продукту или каким-либо достижениям. В личном плане самообразования учителя должен быть перечень результатов, которые должны быть достигнуты за определенный промежуток времени.
Задание 4.
Охарактеризуйте такой компонент системы педагогического мастерства, как профессионально-педагогическая направленность личности педагога, по плану:
-
Сущность, содержание компонента.
2. Из чего состоит? (структура).
3. Значимость в профессиональной педагогической деятельности.
4. Пример реализации.
Под профессиональной направленностью личности учителя принято понимать мотивацию, обусловленную профессиональными ценностями, гуманистическими установками, взглядом на ученика как на результат, а не средство, развитие рефлексии, эмпатии, социальных способностей, способствующих продуктивному общению и успешному взаимодействию с окружающими.