Файл: Основные составляющие ситуационного лидерства Фидлера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- отношения между руководителем и членами коллектива (лояльность, доверие, харизматичность личности руководителя);

- структура задания (привычность, четкость формулировки);

- должностные полномочия (объем законной власти руководителя).

Чтобы сформировать стиль лидерства каждого конкретного руководителя, Фидлер создал специальную анкету сотрудника, которому отдается наименьшее преимущество. Наименее предпочтительный сотрудник обозначается аббревиатурой «НПС». В анкете принимают участие 16 шкал биполярных определений. Согласно этой шкале определялось описание гипотетической личности, с которой руководитель работал бы наименее успешно. Шкала представляет собой профиль из 16 пар характеристик личности, которые оцениваются по 8-балльной шкале14. Пример отдельных характеристик, используемых Фидлером, приведен в таблице 1.
Таблица 1. Шкала наименее преимущественного сотрудника

Открытый

8 7 6 5 4 3 2 1 Сдержанный

Придирчивый

2 3 4 5 6 7 8 Покладистый

Самоуверенный

2 3 4 5 6 7 8 Нерешительный

Эффективный

7 6 5 4 3 2 1 Непродуктивный

Мрачный

2 3 4 5 6 7 8 Жизнерадостный

Недружественный

2 3 4 5 6 7 8 Дружественный

Приятный

7 6 5 4 3 2 1 Неприятный

Все отвергающий

2 3 4 5 6 7 8 Все принимающий

Напряженный

2 3 4 5 6 7 8 Расслабленный


Ситуации 1, 2 и 3 - очень благоприятные. Ситуации 4, 5, и 6 - умеренно благоприятные. Ситуации 7 и 8 - очень неблагоприятные.

Другой отличительной чертой данного метода являются восемь базовых ситуаций, на основании которых проводится отбор соответствующего лидера по стилю руководства. Данные ситуации подлежат градуировке от наиболее до наименее благоприятных с точки зрения «маневрирования» человеческими ресурсами. Фред Фидлер сравнил друг с другом результаты использования каждого из стилей руководства в каждой ситуационной категории. В итоге ученый обнаружил, что руководители, стиль руководства которых ориентирован на задачу, более эффективны в очень благоприятных и очень неблагоприятных ситуациях, а лидеры, стиль руководства которых ориентирован на взаимоотношения, наиболее эффективны в умеренно благоприятных условиях.


Фидлер утверждал, что базовый стиль руководства кажется постоянным в любых условиях. Исходя из этого, лидер может повысить эффективность руководства только двумя методами.

Первый метод - назначить нового лидера, обладающего стилем, который в наибольшей степени соответствует конкретной ситуации. Например, если ситуация в коллективе оценена как очень благоприятная, но коллективом руководит лидер, стиль руководства которого ориентирован на отношения, повысить эффективность работы команды можно, поставив во главе другого лидера, стиль руководства которого ориентирован на задачу.

Второй метод - изменить ситуацию так, чтобы она стала гармоничным стилем, которым обладает данный лидер. Можно, например, изменить структуру задач или сделать увеличение / снижение объема собственных полномочий15.

Как и все другие модели, модель Фидлера не лишена недостатков. Она также имеет некоторые запреты, но это не значит, что она непригодна для практики управления. Определив, что нацеленный на задание стиль лидерства будет больше подходить в более или менее благоприятных ситуациях и нацеленный на человека стиль лучше проявит себя в смягченных ситуациях, Фидлер представил и заложил основу для будущего ситуационного подхода к управлению.

По мнению специалистов в данной области, ситуативный подход Фидлера - отличный способ подчеркнуть значимость взаимодействия лидера, его последователей и ситуации. Он предупреждает нас об упрощенной идее, что независимо от обстоятельств существует один, оптимальный стиль лидерства. Далее, анализ многочисленных исследований показал, что ситуативный подход может иметь практическое применение при отборе, найме и расстановке лидеров. Понятно, что он продолжает вносить значительный вклад в понимание проблем руководства16.

Таким образом, Фреда Фидлера справедливо, считают основателем теории ситуационного лидерства. Его модель, работу над которой он, начал в середине 60-х годов, позволяет предсказать эффективность рабочей группы, ведомой лидером. В модели используется три ситуационные переменные, дающие возможность определить степень благоприятности или контролируемости ситуации для определенного лидерского стиля.
Заключение

Феномен лидерства привлекает внимание исследователей, прежде всего, исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни.


Лидерство в малой группе - это феномен влиятельного действия или влияния индивида на мнение, оценки, отношение и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Лидерство основано на личностных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.

Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления группой и организация ее деятельности; несет юридическую ответственность за функционирование группы перед инстанцией, назначившей его, и имеет в своем распоряжении строго определенные возможности санкционирования - наказания и поощрения подчиненных для влияния на их активность.

Лидерство - это сила, которая способствует формированию у группы людей способности делать что-то лучше и больше в направлении реализации общей цели. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.

Обязательным условием лидерства является наличие власти. Лидерство является специфическим типом управленческого взаимодействия, который основан на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направлен на поощрение людей к достижению общих целей.

В работах Ф.Фидлера, основанных на экспериментальных фактах, представлены новые идеи, суть которых сводится к следующему. Эффективность групповой деятельности зависит от трех факторов: 1) структурированности задачи (внешний, объективный фактор), 2) взаимоотношений членов группы (внутренний, объективный фактор), 3) силы позиции лидера (субъективный фактор). Структурированность задачи Ф.Фидлер описывает в терминах ясности, понятности ее для членов группы. Второй фактор, по мнению Фидлера, отражает степень принятия или непринятия лидера членами данной группы. Наиболее интересный вывод, к которому пришел Ф.Фидлер, заключается в том, что ориентированный на задачу лидер более эффективен, когда ситуация в группе или очень благоприятная, или крайне неблагоприятная для него. А лидер, ориентированный на отношения, более эффективен в ситуациях умеренно благоприятных или умеренно неблагоприятных для него.
Библиографический список

1. Беннис У., Нанус Б. Лидеры: Пер. с англ. – СПб.: Сильван, 1995. – 183 с.


2. Берд Д. Лидер и группа. О структуре динамики организаций и групп. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. – 288 с.

3. Дафт Р. Менеджмент. – СПб: Питер, 2015. – 656 с.

4. Друкер П. Эффективный руководитель. – М.: Вильямс, 2015. – 224 с.

5. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие. – М.: Флинта МПСИ, 2002. – 648 с.

6. Зиновьев В.Н., Зиновьева И.В. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2010. – 478 с.

7. Ке де Ври М. Мистика лидерства: Развитие эмоционального интеллекта. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 311 с.

8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2012. – 672 с.

9. Модель ситуационного лидерства Фидлера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infomanagement.ru/lekciya/model_situatsionnogo_liderstva_fidlera

10. Перспективы социальной психологии / Ред.-сост. М. Хьюстон, В. Штребе, Д.,М. Стеферсон; Пер. с англ. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 688 с.

11. Петрович М.В. Управление организацией. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2010. – 331 с.

12. Сосланд А.И. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или Как создать свою школу в психотерапии. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2013. – 368 с.

13. Теория менеджмента: учебник для бакалавров / Под ред. Л. С. Леонтьева. – М.: Юрайт, 2013. – 287 с.

14. Шалагинова Я.В. Психология лидерства. – СПб.: Речь, 2007. – 494 с.

15. Шейн Э.X. Организационная культура и лидерство: пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.


1 Шалагинова Я.В. Психология лидерства. – СПб.: Речь, 2007. – С. 23.

2 Дафт Р. Менеджмент. – СПб: Питер, 2015. – С. 320.

3 Сосланд А.И. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или Как создать свою школу в психотерапии. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2013. – С. 14.

4 Друкер П. Эффективный руководитель. – М.: Вильямс, 2015. – С. 39.

5 Петрович М.В. Управление организацией. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2010. – С. 113.

6 Там же. – С. 116.

7 Ке де Ври М. Мистика лидерства: Развитие эмоционального интеллекта. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – С. 49.

8 Перспективы социальной психологии / Ред.-сост. М. Хьюстон, В. Штребе, Д.,М. Стеферсон; Пер. с англ. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 151.

9 Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие. – М.: Флинта МПСИ, 2002. – С. 367.

10 Берд Д. Лидер и группа. О структуре динамики организаций и групп. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. – С. 139.

11 Шейн Э.X. Организационная культура и лидерство: пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – С. 48.


12 Беннис У., Нанус Б. Лидеры: Пер. с англ. – СПб.: Сильван, 1995. – С. 26.

13 Теория менеджмента: учебник для бакалавров / Под ред. Л. С. Леонтьева. – М.: Юрайт, 2013. – С. 114.

14 Модель ситуационного лидерства Фидлера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infomanagement.ru/lekciya/model_situatsionnogo_liderstva_fidlera

15 Зиновьев В.Н., Зиновьева И.В. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2010. – С. 57.

16 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2012. – С. 427.