Файл: Книга Зов шамана От.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В бурятской традиции шаманов иногда просят стать найджей, «духовным наперсником», ребенка. Шаман либо изготавливает онгон, либо вручает оберег ребенку, чтобы тот защищал его в ранние годы, когда малыш особенно уязвим. Когда ребенок подрастет и его духовное тело окрепнет, онгон или оберег возвращают шаману с б

лагодарственными дарами.

В случае опасности вы вполне можете создать надежную защиту и для себя. Подвергая себя риску заразной болезни, представьте, как ваши духи создают непроходимую для болезни преграду вокруг вас. Оставляя дом, машину или иной ценный предмет без присмотра, призовите для них духовную защиту, которая внушала бы страх возможным ворам, тем самым отпугивая от совершения кражи. Отправляясь в одиночку в опасное место, вообразите своих духов-помощников в устрашающем и воинственном обличье, чтобы те вселяли страх в возможных нападающих.

Благорасположение

Благорасположение можно испрашивать для отдельного человека и большого количества людей для дел и замыслов. В Монголии и Сибири вполне привычно обращаться к шаману за совершением благословляющего обряда в начале предприятия, за порукой в поправке дел или порукой доброго здравия и приплода домашнего скота. Вы также можете призвать духов для получения силы, благорасположения и защиты в случае начала нового дела или для дарования потомства. В большинстве случаев, когда вас будут просить о благорасположении, вы можете совершить сэржим (см. главу девятую) или даллагу. Это простая, но действенная церемония, где желающие заручиться благорасположением подносят блюда с едой и деньги (монеты) и возжигают благовония. Совершая призывание и произнося свое намерение заручиться благорасположением духов, каждое свое пожелание сопровождайте заклинанием Хурай, хурай, хурай (см. в словаре раздел «Заклинания»). Затем участники обряда делятся пищей и деньгами, заряженными энергией, которая призвана дать благорасположение.

Шаман может отправиться к духам в верхний мир ходатаем с прошением от тех, кто взьюает к тэнгриям и прочим высокопоставленным духам. Изучите данное в Приложении втором описание духов, привлекаемых бурятской шаманской традицией, чтобы знать, кто из них будет полезен в тот или иной раз (шаманы для этого хранят у себя список духов-помощников) и попросите их провести вас к тем созданиям, которые более всего будут способствовать решению задачи, ради которой вы и затеяли саму вылазку.




Обоо, посвященное тридцати трем воинам Саянских гор. Конный воин и есть Абай Гэсэр

В своей книге «Riding Windhorses» я описываю путешествие к горным духам, предпринимаемое с целью получения благорасположения в конкретном деле.

Заговоры погоды и охоты

Шаманы издавна заняты вызыванием погодных явлений. Естественно, это делается в разумных пределах; прекращение или вызывание дождя может оказать неблагоприятное действие, если делать это часто. Тэнг-рии и прочие духи верхнего мира обычно считаются распорядителями погоды, так что их и призывают, когда приходится иметь дело с погодными явлениями (чтобы узнать, какие тэнгрии управляют теми или иными погодными явлениями, обратитесь к Приложению второму). Призывая дождь, обычно камлают у обоо, дерева тургэ или иного воплощения гол. Чаще всего для вызывания дождя совершают призывание, брызгая водой из обрядовой деревянной ложки в сторону обоо или иного изображения средоточия мира (представленное в Приложении четвертом призывание Гэсэра особо действенно при совершении именно такого обряда). В случае жестокой засухи более действенным может оказаться путешествие в верхний мир.

Бури останавливают обычно призыванием, и делать это необязательно внутри обрядового пространства. Удары в бубен и вселение духов в состоянии весьма скоро остановить даже самую свирепую бурю. Я обнаружила, что призывание Татая, тэнгри бурь, останавливает дождь или сильную бурю почти мгновенно, особенно при сопровождении бубна. При наличии камней задай, обладающих огромной волшебной силой, останавливающей бурю или вызывающей дождь (см. раздел о волшебных камнях на с. 246—250), их следует класть вместе с онгонами при проведении обрядов, связанных с погодой.



Тамхинип бариааша — божница для подношений курева (табака) горным духам.
В Сибири охота составляет важную часть повседневной жизни, так что шаманы выступают ходоками перед духами — хозяевами животных, самым важным из которых считается Баян Хангай (Баян Ахаа), хозяин тайги. Предпринимая это путешествие, шаман просит хозяев охоты даровать удачу в травле зверя для своих сородичей. Но эти обряды совершаются лишь для промысловой, а не для потешной охоты, и сам шаман обычно не участвует в облаве на зверя. Призывание Баян Хангая в помощь охотникам вполне уместно, если вы знаете, что те охотятся ради пропитания, а не ради забавы.




Ворожба

Прорицанием будущего занимаются шаманы всего мира. Используемые для этого приемы у каждого шамана свои, наиболее сподручные. Одни шаманы гадают с помощью отражения, появляющегося на закупоренных бутылках водки, костях, камнях, картах, бусинах и монетах. Другие могут прибегать к чтению мыслей, используя поступающие от духов-помощников сведения. Приступая к ворожбе, пользуйтесь своим излюбленным приемом. Ворожба шамана отличается от обычного гадания тем, что шаман, как правило, просит духов помочь представить наиболее надежные сведения. Если ворожба составляет весомую часть вашей шаманской работы, то наряду с приемами, описанными в данной книге, вы можете освоить приемы, представленные в книге «Riding Windhorses».

Традиционные празднества

В традиции, которой обучалась я, бытует несколько праздников, посвященных важным периодам года. Я не принуждаю вас участвовать в них; возможно, вы предпочтете познакомиться с праздниками, бытующими в других традициях, к которым вы более тяготеете.

В Сибири и Монголии праздник Белой Луны (или Белого Месяца), Сагаалган, отмечаемый в середине февраля, знаменует наступление весны. Он начинается в новолуние этого месяца и обычно выпадает на начало Великого Поста по православному календарю (любопытно наблюдать, как здесь, в Сибири, мы разговляемся, а русские начинают поститься). В праздник Белой Луны отмечается возвращение духов. Согласно поверью, все шаманские и природные духи уходят в верхний мир очищаться, а на восходе, когда наступает праздник Белой Луны, они возвращаются. Духов привечают огнем, священным дымом и подношениями пищи и питья; к тому же принято до самого полнолуния не сориться и не враждовать. Поэтому пора Белой Луны оказывается временем прощения и примирения.

20—21 апреля, когда возвращаются перелетные птицы и появляются первые грибы, устраивают великий праздник весны. Можно совершить шаманское путешествие, чтобы заручиться благорасположением к своим сородичам и попросить прибавления в семье, приплода скотины и плодородия земли. Совершаются подношения пищи, преимущественно молока и молочных продуктов.

Великий летний праздник, прославляющий матушку-Землю, выпадает примерно на 5 или 6 июня.


Летнее солнцестояние, известное как Улаан Тэргэл или Наран Буцах Одор (День возвращения солнца), отмечают праздничной церемонией у обоо или возле другого священного места. Один или несколько шаманов ударяют в бубен и вселяют в себя по очереди духов для того, чтобы те благословили собравшихся. Считается, что летний солнцеворот наступает в пору, когда сила духовной подмоги у шамана достигает наибольшего значения, и эта пора длится три месяца. Люди окропляют водой обоо и друг друга, чтобы заручиться дождем и плодородием.

Обоо в честь предков племени хонгоодоров в аймаке Аха, Сибирь. На переднем плане готовятся дрова и пища для шаманского обряда огня
Другой обычай состоит в отрезании кусюв жертвенной пищи после обряда и бросании их детям, которые пытаются схватить побольше лакомств. 3 или 4 июля обычно отводятся шаманским обрядам в честь духов воды и нижнего мира.

11 или 12 сентября проводят обряды в честь духов верхнего мира и духов — хозяев священных мест, тэнгриев и ханов.

Праздник урожая, выпадающий на день осеннего равноденствия, завершает пору наибольшей деятельности духов, и духов благодарят за щедроты лета. Главная особенность этого праздника — подношение пищи и пиршества. В шаманском обрядовом календаре это наступление нового года, который и изначально приходился на праздник Сагаан Сар (Белой Луны). За исключением охотничьего обряда, в последующий лунный месяц шаманская деятельность ограничивается небольшими обрядами вплоть до великого праздника весны в следующем году. Это вызвано тем, что многие духи с осени по весну бывают значительно менее деятельными.

16 или 17 октября бурятские шаманы чтят Баян Хан-гая, духа тайги и природы. Этим отмечается начало охотничьей поры и установление добрых отношений общины с подателем промысловых животных. Этими торжествами знаменуется также наступление зимы, поскольку как раз в это время в Сибири выпадает первый снег.

Служение общине

Все упомянутые празднества объединяет одно — то, что шаман служит своему сообществу. В своей работе вы, возможно, соберете вокруг себя общину из тех, кому служите либо с кем правите свое ремесло. Работа на всю общину дарует великую благодать и укрепляет вашего коня-ветра больше, чем камлание ради одного человека. В бурятской традиции шаман служит своей общине, помогая увековечить знания, доставшиеся от предков. В вашей собственной небольшой общине вы можете выступать и целителем, и наставником шаманских обычаев и путей постижения мира.