Файл: Студент Н. И. Шептухина москва 2022 Вопросы Особенности промышленного переворота в России. Экономические и социальные последствия промышленного переворота.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История России



Группа Сд22Э171в
Студент
Н.И. Шептухина

МОСКВА 2022

Вопросы

1. Особенности промышленного переворота в России. Экономические и социальные последствия промышленного переворота.

Важным фактором экономического развития страны явилось начало промышленного переворота.1830—1840 гг. считаются временем начала промышленного переворота в России.

Промышленный переворот — совокупность экономических, социальных и политических преобразований, вызванных переходом от мануфактуры, основанной на ручном труде, к фабрике, базирующейся на машинной технике. Предпосылками для промышленного переворота былитехнические изобретения. Начало промышленного переворота привело к широкому применению машин и формированию двух классов — буржуазии и наемных рабочих (пролетариата).
Особенности промышленного переворота в России


  1. Господство крепостнических отношений, дефицит наемных рабочих.

  2. Влияние результатов промышленного переворота в Европе.

  3. Многоукладность в экономике (капитализм, патриархальное крестьянское хозяйство, феодальное помещичье хозяйство, мелкотоварное производство в городах и деревнях.

  4. Рост промышленности при застое в сельском хозяйстве.

  5. Незавершенность процесса первоначального накопления капитала.

  6. Необходимость иностранных инвестиций.

  7. Вмешательство государства в экономику.

Экономические последствия промышленного переворота


  1. Рост капитала. Смена ручного труда машинным привела к резкому повышению его производительности. На фабриках работали свободные рабочие, заинтересованные в подъеме продуктивности труда, от которой зависел размер зарплаты. В итоге владельцы земли и мануфактур быстро обогатились.

  2. Урбанизация. Фабрики и заводы концентрировались обычно в больших городах и требовали постоянного притока рабочих. Многие жители сельской местности в погоне за достойным заработком переезжали в Лондон и другие города, которые постепенно перерастали в мегаполисы. Вскоре городское население стало преобладать над сельским.

  3. Снижение себестоимости товаров массового спроса. Была введена специализация в рамках отдельных предприятий, когда каждый работник выполнял всего 1-2 операции. Это быстро оттачивало его мастерство. Прямая зависимость заработной платы отдельного рабочего от количества изготовленных изделий и соревнование между ними повышали производительность труда. Кроме того, с помощью станков повышалась скорость производства. В результате продукции выпускалось в десятки и сотни раз больше, чем при до мануфактурном производстве. Поэтому себестоимость каждой штуки товара снижалась.

  4. Рост товарных рынков. Индивидуальное производство переросло в массовое. Стоимость 1 платья или 1 пары обуви снизилась настолько, что стала доступна не только богатым людям, но и простым портным, сапожникам. Появилось много новых товаров, формировавших спрос.

  5. Ухудшение экологии. Дым, стелющийся от многочисленных заводов, отравлял окружающую среду. Люди стали понимать, что нужно следить за экологией, влияющей на здоровье.

Социальные последствия промышленного переворота


  1. Разорение самозанятых ремесленников. Они работали у себя в домашнем хозяйстве и по скорости работы не могли конкурировать с фабриками. Купить машину каждому такому работнику оказалось слишком дорого, а ручной труд по скорости работы заведомо проигрывал машинному производству.

  2. Перетекание населения в город. Небольшие крестьянские хозяйства вытеснялись, а за счет их земли укрупнялись поместья. Не последнюю роль в политике сгона играли огораживания, проводимые лендлордами и парламентскими актами. Лендлорды сдавали участки фермерам, использовавшим усовершенствованную технику и наемных работников. Благодаря успехам агрономии и внедрению сельхозтехники работников требовалось меньше. Согнанные с земли крестьяне, не найдя работу по прежнему месту жительства, вынуждены были уходить в города.

  3. Жестокая эксплуатация дешевого труда. При раннем капитализме происходили перегибы. Труд женщин и детей оценивался ниже. Дети работали с 5 лет. Предприниматели вкладывали капиталовложения в бизнес. Желание быстрого оборота привело к рабочему дню от 12-часов и более и снижению заработной платы. Штрафовали за опоздания, неопрятный вид, ругань. Охраны труда не существовало.

  4. Появилось всеобщее бесплатное образование. Теперь не только дети аристократов, купцов и богатых ремесленников, но и всех остальных слоев населения должны были обучаться в школе. Школы финансировались за счет государства или капиталистов, обучая широкие массы минимуму знаний, необходимых при работе на фабриках. Конечно, дети аристократов и фабрикантов обучались в платных частных школах, дающих более разностороннее и глубокое образование.

  5. Социальная борьба. Чтобы защищать свои права, рабочие создали профсоюзы, проводили массовые забастовки. Требовали сократить рабочий день и увеличить зарплату. Через некоторое время стороны пришли к консенсусу: 8-часовому рабочему дню, ежегодным отпускам, охране труда, социальной защите от производственных травм и другим особенностям работы, дошедшим до современных будней.

2. Причины и предпосылки начала «Холодной войны»


Холодная война — это конфликт между СССР и США без открытых военных действий, который длился с 5 марта 1946 года по 1 февраля 1992 года. Обе страны стремились стать самой могущественной державой в мире. Задача СССР состояла в распространении идей коммунизма и установлении социализма. США боролись против коммунизма и пытались сдержать социализм. Холодная война началась 5 марта 1946 года с речи Уинстона Черчилля — премьер-министра Великобритании. В Вестминстерском колледже в Фултоне, Миссури, США он призвал создать американо-английский союз для того, чтобы не дать распространиться коммунизму. Война закончилась распадом СССР и крахом социализма. Поэтому победу одержали США.

"Холодной" война называется потому, что войска США и СССР не вели военные действия между собой.

Изначально понятие "холодная война" придумал и употребил английский писатель Джордж Оруэлл в статье "Ты и атом­ная бом­ба" ("You and the atomic bomb", 1945). Оруэлл писал, что создание атомной бомбы приведёт к постоянной "холодной войне" между соседями. То есть полномасштабных войн не будет и вроде воцарится мир, который из-за присутствия атомного оружия ощущаться как мир не будет.

Официально "холодной войной" конфликт СССР и США назвал советник президента США Бернард Барух в 1947 году.

Так как военных действий не было, страны использовали другие средства для того, чтобы одержать победу:

  • Гонка вооружений (разработка, производство и накопление ядерного и другого оружия и боевой техники в ускоренных темпах).

  • Образование военных блоков стран (НАТО, Совет экономической взаимопомощи, Организация Варшавского договора).

  • Поддержка коммунистических и, наоборот, антикоммунистических режимов в других странах.

Причины Холодной войны:

Основной причиной стали возникшие противоречия между странами — победительницами Второй мировой войны (СССР, Америкой и Англией). Противоречия были в сфере политики, экономики и идеологии.

Политические причины

  1. Борьба коммунистического режима с демократическим. По мнению Черчилля, коммунистические страны, и среди первых СССР, создают тоталитаризм, то есть недемократический режим в стране. Политик также считал, что СССР стремится к мировому господству.

  2. Каждая страна-победительница опасалась, что бывший союзник с помощью силы принудит другие страны следовать их политике.

  3. Противоречия СССР и США на дипломатическом уровне. Их неспособность договориться о послевоенном устройстве мира (споры при создании Организации Объединённых Наций).


Экономические причины

  1. Борьба за рынки сбыта, военные базы и нефть.

  2. В то время активно развивались идеи геополитического контроля. То есть чем больше территории, тем сильнее страна. Поэтому страны антигитлеровской коалиции не спешили выводить свои войска из других государств. Вывод войск означал потерю контроля над территорией и ресурсами.

Идеологические причины

  1. Каждая страна-победительница проповедовала свои идеи. Англия обвиняла СССР в навязывании коммунистических методов и идей другим странам и во вмешательстве в их внутреннюю политику.

  2. Сталин считал, что Черчилль пытается установить в мире своё господство.

Задача 1. Александр II вошел в истории России как «царьосвободитель». Действительно, отменив в 1861 г. крепостное право, царь даровал свободу многомиллионному крестьянству. При этом само многомиллионное крестьянство осталось настолько недовольным своим освобождением, что после опубликования Манифеста об отмене крепостного права по всей центральной России вспыхивали крестьянские волнения. Об их масштабе говорит тот факт, что для «успокоения» населения властям пришлось использовать войска.

Как можно объяснить подобное недовольство крестьян?

Крестьяне получили по реформе 1861 года земли меньше, чем они имели при крепостном праве. Размер надела был везде неодинаков. Крестьянин всю жизнь хотел работать на хорошей земле, но при этом, чтобы ее было много. Это стало одной из причин недовольства крестьян отменой крепостного права. Помещики при наделении крестьян землей лишили их хороших лугов, удобных пастбищ или прогона скота. Они отводили надел в таком месте, что помещичья земля подходила к самому крестьянскому двору, так что даже курицу некуда было выпустить. Данный показатель тоже не прошел бесследно. Это вызывало недовольство крестьян. За полученную в надел землю крестьяне должны были нести в пользу помещика повинности: барщину или оброк. Это носило название Временнообязанные крестьяне. Выкуп составлял большой размер и поэтому многие крестьяне не могли «выкупаться». Это вызывало недовольство у многих крестьян. Также, помещики давали землю крестьянам так, как удобно было им самим; так, чтобы вся земля крестьянина не была в сосредоточена в одном месте, а была разбросана. Это еще один фактор недовольства крестьян. Земли у крестьян стало меньше, чем было до реформы.

Задача 2.
В поисках путей подъема сельского хозяйства в СССР ЦК КПСС и правительство использовали, причем неоднократно, и такую меру, как повышение закупочных и заготовительных цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, в 1953—1955 гг. цены на заготовляемые скот и птицу были повышены в 5,5 раза, на молоко и масло — в 2 раза, на картофель — в 2,5 раза, на овощи в среднем на 25—40 процентов. Одновременно с колхозов была снята задолженность по обязательным поставкам государству продуктов животноводства и растениеводства и ликвидированы недоимки по сельскохозяйственному налогу прошлых лет.

Однако коренных изменений к лучшему в решении продовольственной проблемы не произошло. Почему?

Отставание сельского хозяйства объяснялось многими причинами. Еще давал о себе знать тот ущерб, который был нанесен войной. В годы четвертой пятилетки в первую очередь приходилось восстанавливать тяжелую промышленность как основу основ всего народного хозяйства и обеспечивать ее опережающее развитие. Сюда прежде всего направлялись средства и силы. Государство не имело тогда возможности одновременно осуществлять крупные капиталовложения в сельское хозяйство, а его собственные накопления в то время не могли быть сколько-нибудь значительными. Сказывались и недостатки в руководстве сельским хозяйством, нехватка опытных специалистов, нарушение материальной заинтересованности колхозов и колхозников в развитии общественного производства и др.

Коммунистическая партия Советского Союза, видящая свою главную задачу в том, чтобы неуклонно добиваться дальнейшего улучшения материального благосостояния трудящихся нашей страны, не могла однако удовлетвориться уровнем сельскохозяйственного производства, несмотря на неоспоримые успехи, достигнутые в данной области. Этот уровень уже не удовлетворяет в полной мере растущих потребностей населения в продуктах питания, а легкой и пищевой промышленности в сырье, не соответствует возросшей технической оснащенности сельского хозяйства и возможностям, заложенным в колхозном строе. И по темпам развития сельское хозяйство отстает от темпов развития промышленности и роста потребности населения в предметах потребления. При росте промышленной продукции с 1940 г. по 1952 г. в 2,3 раза валовая продукция сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) выросла всего на 10%. Поэтому партия разработала ряд неотложных крупных мероприятий, направленных на подъем отстающих отраслей сельского хозяйства, колхозов, совхозов и районов до уровня передовых, с тем, чтобы добиться бурного расцвета всего социалистического сельского хозяйства и на этой основе в течение ближайших 2—3 лет резко повысить обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами.