Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Саратовская государственная юридическая академия»
Юридический институт правосудия и адвокатуры
Кафедра криминалистики
ЭССЕ
по дисциплине«Основы оперативно-розыскной деятельности»
на тему:
Задачи оперативно-розыскной деятельности.
Саратов 2023 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Основные задачи ОРД…………………………………………………..4
2. Содержание некоторых задач ОРД……………………………………..6
3. Второстепенные задачи ОРД…………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………………….13
Введение
Направляя оперативно - розыскную деятельность на достижение социально полезных целей, законодатель выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты, т.к. в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации), реальным содержанием. Наряду с этим признанные и гарантированные гл. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким “охранным” средством является осуществление оперативно-розыскной деятельности в необходимых и допустимых законом случаях.
1. Основные задачи ОРД.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
-выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
-осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
-добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации1.
Вторая статья заменила собой ст. 1 ранее действовавшего Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Изменения и дополнения состоят в следующем:
-из содержания прежней статьи обоснованно изъято словосочетание «...в том числе сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов», поскольку оно не несло самостоятельной смысловой нагрузки;
-новая статья дополнена самостоятельной задачей — добывание информации о соответствующих событиях или действиях.
Цель статьи — сформулировать предписания о социально значимых задачах оперативно-розыскной деятельности. Эти задачи представляют одну из основополагающих правовых категорий, которая предопределяет весь механизм законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности: с учетом ее задач формулируется система принципов; устанавливаются средства и способы решения самих задач данного вида государственной деятельности; определяются обязанности и права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и т.п. Успешное решение задач оперативно-розыскной деятельности обеспечивает достижение общей цели данного вида государственной деятельности— это осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направлено действие (действия) оперативника, конфидента и других лиц, участников этой деятельности.
2. Содержание некоторых задач ОРД.
В оперативно-розыскной деятельности сформулирована совокупность задач оперативно-розыскной деятельности, каждая из которых имеет свое конкретное содержание. Это — выявление и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; предупреждение преступлений; пресечение преступлений; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; осуществление розыска лиц, уклоняющихся от уголовного наказания; осуществление розыска без вести пропавших граждан
2.
Перечисленные задачи могут быть взаимосвязаны между собой, но в большинстве случаев они являются вполне самостоятельными. Важно учитывать, что каждая из этих задач может обусловливать специфические оперативно-розыскные способы ее решения. В свою очередь решение каждой конкретной задачи влечет за собой принятие вполне определенного итогового решения.
Важнейшей частью общих задач оперативно-розыскной деятельности является выявление и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Термины «выявить» и «раскрыть» являются синонимами, однако их использование в контексте данного предложения вполне обосновано. Они более определенно ориентируют на то, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явным не только само событие преступления и лиц, его подготавливающих, совершающих или совершивших, но и многие другие связанные с этим обстоятельством.
Выявить и раскрыть преступления означает установить, обнаружить с помощью оперативно-розыскных сил и средств очевидность подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, которые тщательно скрывались, сохранялись в тайне и потому остались неизвестными для правоохранительных органов и граждан. Следовательно, задача состоит в выявлении и раскрытии так называемых «неочевидных» преступлений. В отличие от этого «очевидные» преступления в выявлении и раскрытии оперативно-розыскным путем не нуждаются, поскольку они совершаются в условиях очевидности, когда исходная информация указывает на событие преступления и лицо, его совершившее, Однако в подобных случаях оперативно-розыскные меры могут быть направлены на установление мотивов и целей преступления, а иногда и результатов преступной деятельности, т.е. обстоятельств, которые при очевидности самого преступления, как правило, в действительности наглядно не проявляются.
Выявление и раскрытие преступления включает в себя установление оперативно-розыскным путем события преступления (времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления) и лиц, его совершивших. Если преступление совершено или совершается организованной группой лиц
, то должны быть установлены все эти лица и роль каждого в осуществлении преступной деятельности. Выявлению и раскрытию подлежат также все факты и эпизоды преступления и причиненный им материальный ущерб. В некоторых случаях усилия оперативных подразделений должны быть направлены на установление личности потерпевшего, его местонахождения, обстоятельств, характеризующих потерпевшего.
Задача выявления и раскрытия преступления оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в органической связи с уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку в случае ее успешного решения возбуждается уголовное дело. В ряде случаев уголовное дело может быть возбуждено при обнаружении только события преступления. Однако при этом орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан установить лиц, совершивших преступление.
Согласно уголовно-процессуальному закону, орган дознания (оперативное подразделение, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность), возбудивший уголовное дело, выполнив неотложные следственные действия, обязан передать его следователю. Если по делу лицо, совершившее преступление, не было обнаружено, то орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для его установления, уведомляя следователя о результатах. Это правило должно соблюдаться и тогда, когда при установлении оперативно-розыскным путем события преступления уголовное дело возбуждает следователь, а не орган дознания.
Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскная деятельность не допускается для достижения задач, в этом Законе не предусмотренных. Однако столь категоричное предписание не является препятствием для формулирования еще одной задачи — о создании в ходе оперативно-розыскной деятельности необходимых условий и предпосылок для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела, быстрого и полного раскрытия преступлений способами уголовного процесса. Сюда же должно входить принятие мер к тому, чтобы при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве основания для возбуждения уголовного дела и осуществления следственных действий не была разглашена та часть оперативно-розыскной деятельности, которая составляет государственную тайну. Иначе говоря, речь должна идти о создании реальных предпосылок для перехода от негласной оперативно-розыскной к гласной уголовно-процессуальной деятельности.
3. Второстепенные задачи ОРД.
Другие задачи, не связанные с уголовным процессом, вытекают из пп. 1—6 ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Их особенность заключается в том, что принятие на основании данных, полученных оперативно-розыскным путем, соответствующих решений затрагивает право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции). Поэтому такие данные должны быть всесторонне проверены, с тем чтобы в конечном итоге они были достоверными.
Эти задачи являются побочными, второстепенными по отношению к основным задачам оперативно-розыскной деятельности. Они могут решаться лишь по инициативе соответствующих должностных лиц, а не органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-розыскная тактика направлена на решение актуальных задач борьбы с преступностью, в первую очередь с ее организованными формами.
К таким задачам можно отнести:
-изучение практики организации преступных групп. В частности, как и кем, подыскиваются члены этого формирования, как распределяются между ними роли, функции, как оформляется членство в группах (устное или письменное закрепление в форме клятвы, договора), как организуется единая психологическая установка членов сообщества на совершение преступления;
-получение сведений о том, как финансируется преступная труппа;
-определение способов разработки общей стратегии и тактики деятельности как одной отдельно взятой организованной преступной группы, так и совокупности подобных групп на определенной территории или в криминальной отрасли (распространение наркотиков, оружия, проституции и т.п.);
-изучение практики отдачи указаний о совершении преступлений и форм отчета исполнителей. Как правило, лидер, организатор преступной деятельности в группе, имеющей трехзвенную систему, лично не отдает указаний. Эту функцию выполняет так называемый " изолирующий слой ", состоящий из лично преданных лидеру членов группы, не участвующих в непосредственных преступных акциях;
-изучение способов дальнейшего пополнения организованной преступной группы новыми членами. Это могут быть мероприятия в уголовной среде, в спортивных секциях, в расформируемых войсковых частях, в молодежной среде. Как известно, представители именно этих категорий в основном пополняют число " боевиков ". Кроме того, лидеры преступной деятельности нередко организуют целые школы " боевиков ", легендируют их существование под военно-патриотические, спортивные центры и обучают профессиональной преступной деятельности;