Файл: Виды конфликтов и пути их разрешения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«ОМСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

(БПОУ «Омский АТК»)


Специальность: 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по дисциплине: Основы исследовательской деятельности

Тема: Виды конфликтов и пути их разрешения


Выполнил

студент группы
Проверил

преподаватель:
Оценка

________________

Омск 2020

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….………………...3

I. Виды конфликтов и пути их разрешения……………….…………................6

1.1. Содержание конфликта, виды и способы его протекания ….…….…..….6

1.2. Способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………..…12

1.3. Научно-практические знания о проблеме профилактики конфликта в младшем школьном возрасте……………………………………………..……16

2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике конфликтных ситуаций в младшем школьном возрасте …………………………………….25

2.1. Изучение склонности младших школьников к конфликтным ситуациям………………………………………………………………………..25

2.2. Комплекс занятий, направленный на профилактику конфликтных ситуаций в младшем школьном возрасте …………………………………….28

2.3 Анализ результатов исследовательской работы…………………………..35

Заключение……………………………………………………………………..40

Список литературы………..……………………………………………………..42

Приложение……………………………………………………………………...45

Введение

Тема конфликта неисчерпаема. Это одна их проблем, которую можно назвать извечной. Пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов. Для того чтобы возник конфликт, необходимо наличие инцидента – когда одна из сторон ущемляет другую.


Конфликты закономерно приходят в нашу жизнь. Меняется жизнь, меняются формы конфликтов и причины их возникновения. Они могут подстерегать нас в каждой встрече с новым человеком или с новой ситуацией. Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности. Избежать конфликты невозможно, они необходимы для развития, для роста, иначе наступает застой. Межличностные отношения в процессе развития требуют урегулирования, гармонизации, приведения к согласию.

В младшем школьном возрасте проблема профилактики конфликтов является наиболее актуальной. В это период дети делают первые шаги к взрослой жизни. Они учатся взаимодействовать в коллективе, оказываются в проблемных ситуациях, приводящим к конфликтам, к конструктивному разрешению которых они не готовы. В связи с этим, именно в младшем школьном возрасте, когда активно формируются основные качества личности ребенка, особую значимость приобретает исследование способности разрешать конфликты.

Необходимо отметить, что детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько педагоги готовы к правильному руководству по разрешению конфликтных ситуаций, во многом будет зависеть полноценное развитее детей.

Российские исследователи рассматривают конфликт как наиболее острый способ разрешения противоречий, которые возникают во взаимодействии двух сторон и заключаются в противодействии субъектов конфликта, как противоборство двух конфликтующих сторон (Б.Г. Ананьев, В. Бахур, Н.В. Гришина, И.В. Дубровина) [4; 10; 17; 19].

Конфликты в известных научных источниках определяются с позиции общей характеристики, где делается акцент на стихийно возникающих ситуациях. Они отражают отношение ребенка с окружающими. Однако анализ конфликтов с позиций уровня развития младших школьников в настоящее время отсутствует. Нет четких данных, определяющих значимость конфликтных проявлений в развитии детей.

Объект исследования - конфликтные ситуации младших школьников.

Предметом исследования – процесс профилактики возникновения конфликтных ситуаций младших школьников.

Цель исследовательской работы – выявление эффективности комплекса занятий, направленного на профилактику конфликтных ситуаций в младшем школьном возрасте.

Задачи исследовательской работы:

1. Изучить основные теоретические подходы к проблеме профилактики возникновения конфликтных ситуаций младших школьников в психолого-педагогической литературе;


2. Выявить уровень конфликтности детей младшего школьного возраста;

3. Разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на профилактику конфликтного поведения младших школьников;

4. Проанализировать эффективность проведенного комплекса занятий.

Методы исследования, используемые в работе:

- теоретические (анализ литературы, обобщение, систематизация собранных данных;

- эмпирические (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ практической деятельности).

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы работы могут быть использованы социальными педагогами и педагогами-психологами в практической деятельности.

База исследования: МБОУ Гимназия № 2 города Заозерного.

В первой главе рассмотрены конфликты как психолого-педагогическая проблема, выявлено, что в психолого-педагогических исследованиях существует множество точек зрения на сущность и причины возникновения конфликта, а также раскрыты способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста

Вторая глава посвящена выявлению склонности детей младшего школьного возраста к конфликтному поведению.

В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы по работе.

Приложение содержит результаты диагностики и комплекс занятий по профилактике конфликтных ситуаций младших школьников.

Глава 1. Виды конфликтов и пути их разрешения

1.1. Содержание конфликта, виды и способы его протекания

Конфликт – чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни – между людьми, социальными группами, классами, государствами [1].

Конфликты могут протекать в двух взаимосвязанных формах – противоречивых психологических состояний и открытых противоречивых действий сторон (на индивидуальном и групповом уровнях). Характер межличностных отношений проливает свет на внутренний (социально-психологический) механизм, состояние и направление развития сферы образования.

Типологическое подразделение конфликтов по Ф. Ломанн [2]:

- «подлинный» - когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легкого изменяющегося фактора;


- «случайный или условный» - когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко подающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

- «смешанный» - когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением конфликтных истинных отношений, но в какой-либо символической форме;

- «неверно приписанный» - когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника «затушевывая» тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;

- «скрытый» - когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;

- «ложный» - конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений и недоразумений.

Чтобы спрогнозировать конфликт, необходимо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где значимое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. И наконец, анализируется содержание инцидента. Педагогически важно отслеживать сигналы, которые свидетельствуют о зарождении конфликта.

Конфликт сегодня рассматривают как весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть удалено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов – это показатель нормального развития.

Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия на личность, ученые указывают, что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний соответствующих умений. Между тем многие учителя отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательной работе. У большинства педагогов по-прежнему сохранилось настороженное отношение к самому слову «конфликт», в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для воспитательного процесса. Они стремятся избегать конфликтов любыми способами, а при наличии их пытаются гасить внешнее проявление последних [3].


Большинство ученных считает, что конфликт- это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами. Другие определяют как ситуацию взаимодействия людей либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящиеся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы. Такое противоречие между людьми, которое характеризуются противоборством как явление, создающее весьма сложную психологическую атмосферу в любом коллективе школьников. Как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями, как критическую ситуацию, то есть ситуацию невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.); как внутреннюю борьбу, порождающую внешние. Объективно данные противоречия, как состояние, рождающее неудовольствие целой системой мотивов, как противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения [4].

Противоречия, возникающие среди младших школьников, не всегда приводят к конфликту. От грамотного и чуткого руководства педагога зависит, вырастет ли противоречие в конфликт или найдет свое разрешение в дискуссиях и спорах. Успешное разрешение конфликта зависит подчас от той позиции, которую занимает педагог по отношению к ней (нейтральная, авторитарная, избежание конфликтов и пр.).

К.В. Сельченок различает два подхода в подготовке к разрешению конфликтов[5]:

- изучение имеющегося передаваемого педагогического опыта;

- овладение знанием закономерностей развития конфликтов и способами их предупреждения и преодоления.

Т.В. Черняк утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть как минимум четыре [6]:

- позиция авторитарного вмешательства в конфликт – педагог, не будучи убежден, что конфликт – это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;

- позиция нейтралитета – педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;

- позиция избегания конфликта – педагог убежден, что конфликт – показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;

- позиция целесообразного вмешательства в конфликт – педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта,