ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 241
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Резюме
Очевидно, что рациональное чувство вины - важный инструмент для терапевта, который хочет помочь клиенту принять продолжительное обязательство об абстиненции и развитии позитивного жизненного стиля. С другой стороны, чрезмерная иррациональная вина только усиливает алкогольное поведение. Задача консультанта алкоголика такая же, как во многих других терапевтических ситуациях: объединиться со здоровой частью клиента, слушая послания рациональной вины, и способствовать постепенному росту моральной гордости, которая сопровождает этичное поведение. Выздоравливающий алкоголик имеет прекрасную возможность выйти после лечения с ясным набором ценностей для последующей жизни. Клиент и помощник могут вместе праздновать такой рост, и способствовать процессу моральной эволюции. Каждый шаг к моральному достоинству - это шаг от срыва.
14. Творческие подходы к стыду и вине: помощь взрослым детям алкоголиков
Предварительные замечания
Темы стыда и вины могут быть особенно резистентными к прямым лечебным вмешательствам. Возможно (и даже больше со стыдом, чем с виной), терапевту понадобится большой запас юмора, творчества и готовности идти на риск, чтобы обойти глубоко укоренившиеся сопротивления. Это в одинаковой мере верно для алкоголиков и затронутых проблемой членов семей.
Абсурд и преувеличение хороши при работе со стыдом и иррациональной виной, потому что эти состояния по сути своей алогичны. Когда клиент и помощник смогут вместе посмеяться над ситуацией, может произойти излечение. Алкоголик, защищающийся от стыда при помощи высокомерия, принявший предложение взобраться на стул, чтобы буквально посмотреть сверху вниз на всех остальных в группе, производит на присутствующих нелепое впечатление. Когда клиент, подавленный стыдом и виной из-за своей нормальной сексуальности, позволяет помощнику насыпать земли из цветочного горшка себе на руки, что символизирует его "ис-
___362
пачканность", оба могут сразу и принять его "пло-хость", и лишить ее власти.
Дети играют, чтобы научиться быть взрослыми. Терапевты играют, чтобы их клиенты могли научиться быть людьми.
Следующая глава, написанная Патрисией С. Поттер-Эфрон, вышла изначально в Ежеквартальном журнале по лечению алкоголизма (1987). Главная ее тема - творческий подход к терапии взрослых детей алкоголиков. Однако многие ее тактики равно применимы к выздоравливающим алкоголикам, супругам и родителям химически зависимых лиц.
Введение
Расти в семье химически зависимых лиц может быть очень болезненно. Это же часто верно и для семей, подвергшихся длительному стрессу из-за психической или физической болезни, или возглавляемых ригидной, контролирующей персоной, похожей на взрослого ребенка алкоголика. Частично переживаемая боль видна сторонним наблюдателям: например, физические повреждения, родительские конфликты, похмельная раздражительность, ребенок, оставляемый запертым в своей комнате и пытающийся казаться невидимым. Так же часто мы видим низкую самооценку в результате плохого обращения, отвержения или вербального абъюза, недостатка простоты в отношениях семьи с внешним миром или отчаяние некоторых людей, которые только работают или ушли в себя, притворяясь, что жизнь - это шутка, которые плачут от боли и деп-рессии и отвергают мир, в котором родились.
Самая сильная боль спрятана под поверхностью, как подводная часть айсберга - замороженная, окоченелая и забытая.
___362
Чувства стыда и вины - это обычные переживания тех, кто вырос в семьях химически зависимых. Это касается как самих зависимых, так и каждого члена семьи. В нашем обществе стыдно иметь в семье алкогольные или, наркотические проблемы. Часто к членам семьи, не являющимся зависимыми, относятся с жалостью или, наоборот, враждебно, обвиняя их. Они неизбежно ощутят, что их обманывают или стыдят, а еще почувствуют вину за то, что они являются причиной проблемы или не способны ее разрешить.
Стыд и вина - очень сильные и болезненные чувства. Химически зависимые лица и те, кто живет с ними, должны развить могучие защитные системы, чтобы предотвратить отчаяние и ежедневное смущение; сильные защиты нужны, чтобы удержать членов семьи вместе во имя их боли. Без таких систем индивидам и семьям было бы трудно выжить. Отрицание, оправдание, контроль, диссоциация и развитие дополняющего компульсивного поведения у членов семьи - некоторые из этих защит. Они годами вырабатываются из привычных реакций на боль.
Неудивительно, что, когда консультант приближается к вопросу химической зависимости, затронутые члены семьи могут отрицать проблему или защищать химически зависимое лицо. Консультант просит семью приоткрыть рану, которая уже зарубцевалась, и стать опять такими же уязвимыми, как раньше, что уже принесло им чувства стыда и вины. Семья вместе со своим зависимым членом пришла в равновесие, начав зависеть от химической зависимости, что обеспечивает парадоксальный, но стабильный "фон" для повседневной активности. Поставить семью перед необходимостью разобраться с
___364
химической зависимостью - значит оживить чувства стыда и вины, от которых защищались ее члены; людей просят исследовать свою жизнь и свои отношения при резком свете реальности, без лучших защит, которые они создали, чтобы не встречаться с болью.
В этой статье я особо остановлюсь на том, как обращаться с чувствами стыда и вины у взрослых детей алкоголиков. Важно понимать, однако, что понятие "взрослые дети" подразумевает многих из тех, кто в настоящее время является частью болезненных семейных систем (включающих химически зависимых супруга или ребенка, сестру или брата), так же как и тех, кто не забыл боли своих отношений с родителями. Для целей этой статьи "взрослым ребенком" будет называться взрослый, переживший долговременный стресс в своей родительской семье, связанный с химической зависимостью родителей или более старшего поколения, и кто в настоящее время испытывает трудности в поддержании своего оптимального функционирования.
Определение стыда и вины
Чувства стыда и вины - понятия, которые надо коротко разъяснить (читателя отошлем к более полному обсуждению в. первой главе настоящего издания (Potter-Efron, 1987)).
В этой статье я буду считать виной чувство, возникающее в ответ на нарушение своих собственных и общественных ценностей, которые были ин-тернализованы. Вина - это провал или обдумывание провала на уровне поведения, неудачное действие. Стыд, с другой стороны, - это восприятие неудачи своей самости, дефективность, показанная
___365
миру. Это неудача бытия, происходящая из интер-нализации понятия о себе как о нехорошем или недостаточно хорошем. Стыд - это ощущение человека, который показал себя миру и был признан мошенником.
Стыд и вина имеют некоторые позитивные функции. Если я чувствую себя виноватым, когда лгу, то я могу стать более правдивым и, таким образом, уважать себя больше. Стыд может сделать меня скромным и более прилежным, чтобы я мог полнее воплощать свои ценности.
Но взрослые дети алкоголиков узнали боль стыда и вины не в таком функциональном виде. Они научились стыдиться себя, ассощшруясь со своей семьей, также считая себя виноватыми по ассоциации. Вопросы, которые труднее всего решать взрослым детям - это вопросы вины и ответственности, а также обхождения со стыдом. Самая неизбывная вина - зачастую наименее рациональная, которую невозможно искупить, даже "возместив ущерб", как советует Двенадцатишаговая программа АА/Ала-нона (Twelve steps, 1952). Наиболее проблематичны вопросы стыда - те, которые сильнее всего затрагивающие идентичность субъекта и сочувствие его самости. Это тот вид сочувствия, которого взрослый ребенок, скорее всего, никогда не видел и которым, очевидно, не владеет. С проблемами стыда и вины следует обращаться таким способом, который позволит человеку получать прощение других, поддерживать само-прощение и сохранять здоровое чувство самости.
И вина, и стыд в химически зависимых семьях генерируются для того, чтобы распределить боль и, таким образом, поддержать аддикцию. Они могут быть частью защитной системы семьи - прочными
___366
бастионами, поддерживающими отрицание (Wegscheider, 1979).
К тому же для стыда, например, особенно характерно то, что он может вызываться очень мелкими событиями, которые кажутся безобидными внешнему наблюдателю. Отдельное слово, образ или тон голоса, маленький недостаток, легкий вызов самости, который принимается близко к сердцу, - могут вызвать твердо заученный, но неадекватный ответ, в результате чего клиент станет разгневанным, виноватым, пристыженным, агрессивным или робким в терапевтических отношениях, так же как и в жизни вообще. Это может вести к тому, что клиент уйдет из терапии, сорвется, возвратится к предыдущему состоянию или разъярится на терапевта, затрагивающего вопросы стыда и вины.
Применяемые подходы
В основной части данной статьи я обсужу основные условия, важные для терапии стыда и вины. Далеея разделю предмет на две части: методы работы со стыдом и техники для работы с виной. Некоторые из обсуждаемых подходов знакомы работающим в области химической зависимости, другие же не являются общепринятыми. Последние были разработаны для того, чтобы удовлетворить особые потребности взрослых детей алкоголиков.
Критерии для включения техники в эту статью следующие:
1. Метод изменяет или увеличивает перспективуклиента;
2. Метод позволяет использовать энергию сопротивления скорее для здорового движения к из-
___362
менению, чем для сохранения существующей проблемы;
3. Метод оказывает сильное воздействие на образ себя клиента и способствует движению от ненависти к себе к самопринятию; и
4. Он позволяет клиенту и терапевту экспериментировать, чтобы найти сбалансированную реакцию на потребности и проблемы клиента.
Общие условия терапевтических отношений
Существуют определенные общие условия, которые должны соблюдаться во время терапевтической встречи, что позволяет совершить эффективную интервенцию в области стыда и вины. Первое и самое важное требование - чтобы терапевт демонстрировал безусловное, позитивное внимание к клиенту, который будет иметь дело с этими проблемами. Такое безусловное, позитивное внимание должно устанавливаться с первой встречи и укрепляться на каждой сессии. Если терапевт не способен выказать этого определенному клиенту, то последнего следует направить к другому терапевту.
Столь же обязательно уважение к клиенту. Важно помнить, что взрослый ребенок вырос (и, возможно, находится сейчас) в семейной системе, которая требует соблюдения правил: "Не говори", "Не верь" и "Не чувствуй" (Black, 1982). Для многих участие в семейной интервенции, лечение от химической зависимости или амбулаторная терапия - это первые отношения, которые специально нарушают семейные правила. Клиенту важно услышать, что его дискомфорт и отвращение нормаль-
___368
ны и будут уважаться, несмотря на то, что его побуждают попробовать новое поведение.
Имея дело со взрослыми детьми, испытывающими сильный стыд и чувство вины, важно сразу коснуться страха быть оставленным и отвергнутым. Gershen Kaufman подчеркивает, что пренебрежение и отвержение - события, порождающие стыд (Kaufman, 1980). Взрослый ребенок часто бывал действительно покинут, или им пренебрегали физически и эмоционально, что порождало в нем ощущение, что он нехорош, незначителен и недостоин любви. Часто бывает уместным выяснить, как клиент видит терапевта и как именно, по его мнению, терапевт может повредить ему, если такое невероятное событие случится. Это дает клиенту возможность непосредственно выразить свои страхи или потребности в серьезном, но всё же немного по-верхностном контексте.
Когда клиент делится замешанными на стыде переживаниями - это мощная и основная работа. Переживания становятся легче, когда ими делишься, и стыд уже менее силен, как только он показан и стыдящийся человек при этом выжил. Стыд может быть связан с употреблением, результатом чего являются ощущения своей дефективности, неадекватности или чувство ненависти к себе. Эти чувства служат причиной попыток избежать стыда и, если они интернализованы и генерализованы, предстают в виде отсутствия симпатии к себе, неспособно-сти уважать себя или заботиться о себе (Kaufman, 1980). Такие чувства могут также привести к такому понятию о себе, которое оппозиционно настраивает человека ко всем, кто готов и хочет заботиться о себе. В этом случае особенно важно распознать стыд и боль, давая клиенту возможность вос-
___369
принять себя по-новому. Некоторые взрослые дети будут нуждаться в длительном амбулаторном лечении, чтобы достигнуть прогресса в области самооценки.
Творческие методы преодоления стыда
Я хочу предложить здесь творческие техники, которые полезны при работе с глубоким стыдом. Эти методы иногда предпочтительнее, чем простая конфронтация постыдного события. Методы, к которым я здесь обращаюсь