Файл: Рисунок 1 Кинематическая схема привода.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12. Расчет посадки с натягом


Составим расчетную схему для колеса быстроходной ступени, на 2 валу. Будем рассматривать сопрягаемые детали как толстостенные цилиндры (рис.12.1).



Рис.12.1. Расчетная схема соединения с натягом

Условие прочности данного соединения при совместном действии вращающего момента Т и осевой силы Fa:

, (12.1)

где k=1,5…3 – коэффициент запаса;

Ft=2Т/d- окружная сила;

d- диаметр посадки;

FT=fp∙π∙dl- сила трения;

f- коэффициент трения, при механической сборке f=0,08…0,1, при тепловой сборке f=0,12…0,14;

l- длина посадочной поверхности;

p- среднее контактное давление.



Из теории расчета толстостенных цилиндров (из решения задачи Ляме – задачи о сопряжении с натягом двух толстостенных цилиндров) имеем

, (12.2)
где c1=(d2+d12)/(d2- d12)-μ1;

c2=(d22+d2)/(d22- d2)+μ2;

d2- наружный диаметр охватывающего цилиндра;

d1- внутренний диаметр охватываемого цилиндра;

E1, E2 , μ1, μ2 – модули упругости и коэффициенты Пуассона материала деталей;

N- расчетный натяг, определяемый из условия прочности соединения.

По расчетному натягу N, определяется наименьший требуемый натяг

Nmin тр=N+u, (12.3)

где

u=5,5(Ra1+Ra2) - поправка на срезание и сглаживание шероховатостей посадочных поверхностей при запрессовке

Ra
1, Ra2 - параметры шероховатости посадочных поверхностей вала и отверстия.

По наименьшему требуемому натягу подбирается наименьший табличный натяг посадкиNmin табNmin тр.

Принимаем для посадки зубчатого колеса на вал посадку с натягом

ES = 25 мкм; EI = 0 мкм;

es = 42 мкм; ei = 26 мкм;

Шероховатость посадочных мест принимаем:









Наименьший требуемый натяг:



Наибольший требуемый натяг:



Коэффициенты жесткости Пуассона:








В итоге получили что действующее напряжение не превышает расчетное. Условие прочности выполняется.


13. Проверка шпоночных соединений
В редукторе используются шпоночные соединения ГОСТ 23360-78. Шпонки проверяют на прочность по следующему условию
(13.1)
где Ft – окружная сила на шестерне или колеса;

Асм – площадь смятия;
(13.2)

где - рабочая длина шпонки со скругленными торцами;

(13.3)

где - полная длина шпонки;

b – ширина шпонки;


- допускаемое напряжение на смятие.

Стандартные размеры шпонок представлены в таблице 13.1.

Таблица 13.1 – Стандартные размеры шпонок




Диаметр вала d, мм


Сечение шпонки, мм


Глубина паза вала t1, мм


Длина l, мм

b

h

1

22

6

6

3,5

22

2

40

12

8

5

40

3

66

20

12

7,5

63

4

46

14

9

5,5

40


Проверяем на смятие шпонку №1 на входном валу редуктора.

Рассчитаем рабочую длину шпонки



Рассчитаем площадь смятия



Проверяем шпонку по условию прочности (13.1)



Условие прочности выполняется.
Проверяем на смятие шпонку №2 под шестерней.

Рассчитаем рабочую длину шпонки



Рассчитаем площадь смятия



Проверяем шпонку по условию прочности (13.1)



Условие прочности выполняется.
Проверяем на смятие шпонку №3 под цилиндрическим зубчатым колесом.

Рассчитаем рабочую длину шпонки



Рассчитаем площадь смятия



Проверяем шпонку по условию прочности (13.1)



Условие прочности выполняется.

Проверяем на смятие шпонку №4 на выходном валу редуктора.

Рассчитаем рабочую длину шпонки




Рассчитаем площадь смятия



Проверяем шпонку по условию прочности (13.1)



Условие прочности выполняется.

14. Выбор способа смазки и смазочного материала

14.1 Смазывание зубчатых зацеплений
Смазывание передач редуктора осуществляется методом непрерывного смазывания жидким маслом, картерным непроточным методом.

Выбираем сорт масла И-Г-А-68 ГОСТ 174794-87, рекомендуемый для цилиндрической передачи.

Объем масляной ванны принимаем в расчете 0,4…0,8 л масла на 1 кВт передаваемой мощности, то есть по формуле
(14.1)


Контроль уровня масла осуществляется жезловым маслоуказателем.
14.2 Смазывание подшипников
Подшипники смазываются консистентной пластичной смазкой – солидол жировой ГОСТ 1033-79. Полость подшипников закрыта с внутренней стороны маслозащитной шайбой. Смазочный материал набивают в подшипники вручную.

15. Назначение посадок деталей
Соединения вращающихся относительно радиальной нагрузки внутренних колец подшипника с валом осуществляется с натягом, исключающим проворачивание и обкатывание кольцом сопряженной ступени вала. На посадочных поверхностях вала и зубчатого колеса следует создавать натяг.

Посадки неподвижных относительно радиальной нагрузки наружных колец подшипника выбирают более свободными, допускающими наличие небольшого зазора.

Поле допуска вала для внутреннего кольца подшипника при циркуляционном нагружении: для роликовых – k6,m6.

Поле допуска отверстия для наружного кольца роликовых подшипников – H7.

Для зубчатого колеса принимается посадка H7/p6.

Поле допуска ширины шпонки – h9; поле допуска ширины шпоночного паза N9

При реверсивной работе с большими толчками и ударами, посадка под муфты принимается H7/n6.

16. Порядок сборки редуктора
Перед сборкой тщательно очищают внутреннюю полость корпуса и покрывают его маслостойкой краской. Проверяется пригодность узлов и деталей редуктора. Сборку производят в соответствии с монтажным чертежом.


Корпус редуктора литой, с горизонтальными разъемами, состоит из двух частей – основание, крышка.

На быстроходный вал редуктора насаживаются подшипники. Подшипники закрепляются в корпусе при помощи уплотнительных прокладок, и герметизируются врезными крышками.

На промежуточный вал напрессовывается до упора в бурт зубчатое колесо. Соединение колеса с валом производится при помощи шпонки. Далее насаживаются распорное кольцо и пара конических роликовых подшипников.

На тихоходный напрессовывается зубчатое колесо. Соединение с валом при помощи шпонки. Надевается распорное кольцо и устанавливаются подшипники.

Для предотвращения попадания консистентной смазки в редуктор используются маслозащитные шайбы со ступицей. Для герметизации используются торцевые и врезные крышки. В подшипники набивается консистентная смазка солидол. После установки валов, корпус закрывается крышкой . Затем части корпуса редуктора фиксируются штифтами и соединяются при помощи болтов (винтов).

Устанавливается жезловый маслоуказатель, пробка сливного отверстия. Через смотровое окно редуктора заливается необходимое количество масла. Смотровое отверстие закрывается крышкой.

Редуктор устанавливается на раме и подсоединяется к валу электродвигателя, установленного на этой же раме, и к приводу посредством цепной передачи.

Проводится проверка работоспособности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовом проекте рассчитан и спроектирован привод, на основе двухступенчатого цилиндрического редуктора.

На основании кинематического расчета выбран электродвигатель 4А132М2Y3 с номинальной мощностью Рном = 11,0 кВт и номинальной частотой вращения n = 2910 об/мин, определено передаточное число привода uф = 30,35.

При расчете зубчатых передач определен главный параметр – межосевое расстояние, подобран материал и произведен проверочный расчет.

При проведении проектного расчета подшипников вычислили динамическую грузоподъемность подшипников и их базовую долговечность. При сравнении этих параметров с базовой грузоподъемностью и требуемой долговечностью определена пригодность подшипников.

Выбран картерный способ смазки редуктора смазочным маслом марки И-Г-А-68 ГОСТ 174794-87.

Определен порядок сборки редуктора.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Поникаров, И.И. Машины и аппараты химических производств и нефтегазопереработки: учебник. – М.: Альфа-М, 2006. – 608 с.