Файл: Практическое задание 3, Модуль 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Практическая психология. Технологии оказания психологических услуг населению и организациям (1490 ч)

Дисциплина: Введение в клиническую психологию

Практическое задание 3, Модуль 3. Личность и болезнь

Выполнил:

слушатель Брусникина Ольга Олеговна

Преподаватель:

Михновец Дарья Александровна

г. Москва - 2023

Автор типологии




Тип реакций




Обоснование (особенности поведения, примеры высказываний и т.п.)




В. Вондрачек (1969)




Пренебрежительная




Пациент осознаёт свою болезнь, не избегает ее лечения, однако совершает действия, которые либо усугубляют болезнь(курение « И курю я тоже не больше других. Уже не бросить, я к куреву еще с детства привык. Да и все тут курят, не только больные, и санитарки, и даже медсестры некоторые»), либо не способствуют выздоровлению. Относится к болезни спокойно и даже равнодушно « Сказать, что я сильно переживаю из-за неё – неправда. Не повезло мне, так уж случилось, такие тогда сложились жизненные обстоятельства». Не придаёт ей должного внимания и значения.




Н.А.Митрушина (2011)




Гармоничная




Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать и преуменьшать его тяжесть, понимание объективной тяжести заболевания; стремление во всем активносодействовать успеху лечения: « Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями»


Р.М.Баевский (1988)




Стеническая




Пациент готов к активному лечению, не отрицает действия препаратов и проходит обследования.Особых жалоб в связи с болезнью не проявляет, живет в комфортном для себя ритме. Не отказывается от алкоголя, тяжелой работы и курения. « Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями»




В.А.Жмуров (2002)




Эйфорически-анозогностическая




Пациенту все равно на его болезнь в том числе и на прогресс или ухудшение. В дальнейшем он настроен вернуться к работе, все равно к какой или же выпросить у врача инвалидность.




Б.А.Якубов (1982)




Неосознаваемая реакция




Такая реакция, имея патологическую основу, выполняет в ряде случаев роль психологической защиты, и эту форму защиты не всегда следует устранять, особенно при тяже­лых заболеваниях с неблагоприятным исходом. Пациент не до конца осознаёт тяжесть своего заболевания, а тем более его последствия. « Сказать, что я сильно переживаю из-за неё – неправда. Не повезло мне, так уж случилось,»




В.Д.Менделевич (2001)




Объяснение наследственными или средовыми причинами: стечение обстоятельств, собственная ошибка;




«Не повезло мне, так уж случилось, такие тогда сложились жизненные обстоятельства.» Пациент винит во всем не себя, а жизненные обстоятельства, которые привели к такому исходу.Он перекладывает ответственность на события и не видит в них никакого своего участия или вины. По его мнению всё закономерно.






Опросник Кранца




8 баллов




Оценка: средняя степень доверия к медицине, необходимая активность в процессе лечения, разумная самостоятельность.





Пациент принимает все лекарственные препараты и пока находится на лечении выполняет все указания лечещего врача, однако не видит смысла в своём нахождении в больнице, не считает это необходимым «Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями, что еще надо? Палочки тубиковые не сею, последние анализы отрицательные, а меня взаперти держат, будто я на зоне опять, разве ж это справедливо?». Считает, что и без этого делает всё возможное. Продолжает курить, ссылаясь на то, что все здесь курят, а значит вреда это так много и не приносит.

Шкалы


Темы




Г




Р




З




Т




И




Н




М




А




С




Э




П







Д








































I




























II




























III








+
















+








IV










+




















V


























+




VI






+
























VII
















+














VIII


















+












IX














+












+






X




+


















+




++








XI




























XII








++






+
















+




Сумма




10




6




27




4




12




9




7




5




10




23




6




17





Диагностируемый тип отношения к болезни: Эргопатический тип


3. Методика «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index»). Ниже приведены процентильные показатели по каждому из 8 механизмов психологической защиты (МПЗ). Определите ведущие механизмы, на основании представленных данных постройте диаграмму.
Исходные данные:
Отрицание = 79
Вытеснение = 25
Регрессия = 53
Компенсация =20
Проекция = 27
Замещение = 37
Интеллектуализация = 17
Реактивные образования = 19


Ведущими механизмами являются: отрицание, регрессия,замещение.


Задание 4. Опросник способов совладания (WCQ). Ниже приведены показатели в сырых и стандартных баллах по каждому из 8 копинг-стратегий. Определите у испытуемого предпочтительности стратегий совладания со стрессом (с.16 руководства).
Исходные данные:
Конфронтация = 7 (44)
Дистанцирование =16 (76)
Самоконтроль = 4 (17)
Поиск социальной поддержки = 15 (63)
Принятие ответственности = 6 (43)
Бегство-избегание = 19 (72)
Планирование решения проблемы = 10 (42)
Положительная переоценка = 10 (45)
Степень предпочтительности для испытуемого стратегии совладания со стрессом определяется на основании следующего условного правила:
§ показатель меньше 40 баллов — редкое использование соответствующей стратегии;
§ 40 баллов ≤ показатель ≤ 60 баллов — умеренное использование соответствующей стратегии;
§ показатель более 60 баллов — выраженное предпочтение соответствующей стратегии.
Ответ: Стратегия дистанцирования предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т. п.



Положительные стороны: возможность снижения субъективной значимости трудноразрешимых ситуаций и предотвращения интенсивных эмоциональных реакций на фрустрацию.
Отрицательные стороны: вероятность обесценивания собственных переживаний, недооценка значимости и возможностей действенного преодоления проблемных ситуаций.
Бегство-убегание: стратегия бегства-избегания предполагает попытки преодоления личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т. п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться неконструктивные формы поведения в стрессовых ситуациях: отрицание либо полное игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, погружение в фантазии, переедание, употребление алкоголя и т. п., с целью снижения мучительного эмоционального напряжения. Большинством исследователей эта стратегии рассматривается как неадаптивная, однако это обстоятельство не исключает ее пользы в отдельных ситуациях, в особенности в краткосрочной перспективе и при острых стрессогенных ситуациях.
Положительные стороны: возможность быстрого снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса.
Отрицательные стороны: невозможность разрешения проблемы, вероятность накопления трудностей, краткосрочный эффект предпринимаемых действий по снижению эмоционального дискомфорта.

Задание 5. Тест жизнестойкости (Hardiness Survey) С.Мадди. Ниже приведены показатели жизнестойкости. Оцените результат.
Исходные данные:
Вовлеченность = 23
Контроль = 36
Принятие риска = 15
Жизнестойкость = 74
Ответ: В основном все значения данных показателей являются стандартными и имеют незначительные и допустимые погрешности. Низким показателем является вовлеченность, средними показателями Принятие риска, высокими Контроль и Жизнестойкость. Контроль превышает норму, а жизнестойкость чуть-чуть ниже нормы на незначительное количество единиц. У пациента средние показатели, исходя из
чего можно сделать вывод, что он страдает от своей болезни и довольно стойко ее переносит. Хороший показатель Жизнестойкости говорит о более менее спокойном отношении к трудностям.

Задание 6. На основании данных анамнеза, клинической беседы, результатов психодиагностических тестов составьте развернутое комплексное заключение о внутренней картине болезни пациента. Сопоставьте результаты различных методик, покажите, каким образом эти показатели взаимно подтверждают или исключают друг друга, а также отражают данные клинических наблюдений.


Данные анамнеза


Клинические беседы


Наблюдения


Авторские типологии


Доверие к медицине


Коппинги


Жизнестойкость




Сведений о раннем развитии нет. Воспитывался в неполной семье, родители развелись, когда пациенту исполнилось 4 года. В семье были частые скандалы из-за пьянства отца. Две старшие сестры здоровы, замужем. В школе учился средне, но без желания. Часто пропускал занятия, проводил время в кампании асоциальных сверстников. С 10 лет начал курить, в 12 – употреблять алкоголь, были эпизоды вдыхания клея «Момент». После окончания 9 классов поступил в ПТУ по специальности «слесарь КИПиА», с трудом проучился 2 курса из-за пропусков и нарушений дисциплины. В 17 лет был осужден с отсрочкой исполнения приговора за хулиганство, но испытательный срок не выдержал и был отправлен в колонию на 2 года. После освобождения в конце 90-х нигде не работал, участвовал в криминальных разборках. Повторно был осужден по ч.2 ст. 111 на 5 лет. Освободился в 27 лет. В местах лишения свободы заболел туберкулезом легких. Живет в гражданском браке. Супруга работает продавцом в продовольственном супермаркете, сыну 6 лет. Продолжает злоупотреблять алкоголем, бывают запои по 3-4 дня. Последние 1,5 года нигде не работает.
Лечащим врачом был использован скрининговый опросник Кранца для оценки стиля поведения пациента при лечении. Показатель – 8 баллов.



В контакт с медицинским психологом вступает охотно, держится свободно, раскованно, пытается шутить, преобладающий тон общения в начале контакта насмешливо-ироничный. Фон настроения приподнят, эйфоричен.
Из протокола:
Особых жалоб не предъявляет: «голова побаливает иногда, потею немного, кашляю, ну и что – это у меня всю жизнь. С похмелья, бывало, голова вообще раскалывается, пивка примешь – и опять в форме, а так – ерунда».
• «Говорите, что замечен был в алкогольном опьянении в больнице? А что тут такого? Я ж не буянил, мебель не ломал, стекла не бил, никому ничего плохого не сделал. Да здесь у вас со скуки помереть можно. И курю я тоже не больше других. Уже не бросить, я к куреву еще с детства привык. Да и все тут курят, не только больные, и санитарки, и даже медсестры некоторые».
• «Как я отношусь к своей болезни? Скажу откровенно – по-философски. Сказать, что я сильно переживаю из-за неё – неправда. Не повезло мне, так уж случилось, такие тогда сложились жизненные обстоятельства. Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями, что еще надо? Палочки тубиковые не сею, последние анализы отрицательные, а меня взаперти держат, будто я на зоне опять, разве ж это справедливо?».
• «Какие у меня планы после выписки? Работать пойду куда-нибудь, спиногрыза кормить надо. Раньше я больше на стройке работал, то стропальщиком, то плотником, или в ЖКО. Да боюсь, не возьмут из-за туберкулеза, который опять обострился. Вот вместо того, чтобы мурыжить меня здесь, взяли бы, да и вывели на инвалидность, раз я такой больной. Может, посодействуете?».
Пройти психодиагностическое исследование согласился: «буду отвечать честно, мне скрывать нечего».




Особых жалоб не предъявляет: «голова побаливает иногда, потею немного, кашляю, ну и что – это у меня всю жизнь. С похмелья, бывало, голова вообще раскалывается, пивка примешь – и опять в форме, а так – ерунда».




В. Вондрачек (1969) Пренебрежительная
Н.А.Митрушина (2011) Гармоничная
Р.М.Баевский (1988) Стеническая
В.А.Жмуров (2002) Эйфорически-анозогностическая
Б.А.Якубов (1982) Неосознаваемая реакция
В.Д.Менделевич (2001) Объяснение наследственными или средовыми причинами: стечение обстоятельств, собственная ошибка;




Среднее




Бегство-избегание.
Дистанцирование




Исходные данные:
Вовлеченность = 23
Контроль = 36
Принятие риска = 15
Жизнестойкость = 74
Ответ: В основном все значения данных показателей являются стандартными и имеют незначительные и допустимые погрешности. Низким показателем является вовлеченность, средними показателями Принятие риска, высокими Контроль и Жизнестойкость. Контроль превышает норму, а жизнестойкость чуть-чуть ниже нормы на незначительное количество единиц. У пациента средние показатели, исходя из чего можно сделать вывод, что он страдает от своей болезни и довольно стойко ее переносит. Хороший показатель Жизнестойкости говорит о более менее спокойном отношении к трудностям.