Файл: Логопедическая ритмика это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкальноритмического и физического воспитания. Логоритмика это один из качественных методов логопедической работы по развития речи малыша.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


           (26 слайд) 

«Найди свой домик»

Дети разбиваются на пары. Становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя руками «крышу» дома. Хором за взрослым проговаривают слова: «Раз, два, три - на улицу беги!» Под музыку легко бегают по залу в одном направлении. На слова взрослого: «Раз, два, не зевай, быстро домик занимай!» Дети наперегонки ищут свою пару и поднимают руки вверх. Чья пара быстрее построит «крышу» домика, та и побеждает.

«Кот охотится за мышами»

Взрослый объясняет детям, что, пока гремит погремушка, дети-«мышки» могут спокойно двигаться по дому. Как только ударит бубен, надо тут же присесть - «спрятаться», так как на охоту вышел «кот». Кто вовремя не присядет и не замрет, того «кот» поймает - т.е. ребенок выбывает из игры.

                   

5. (27 слайд) Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.                                                         

6. (28 слайд) Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

(29 слайд) Дождик

Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап.
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так.
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш.
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш.
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук.
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук

Дети ритмично щелкают пальцами рук.
Ритмично притопывают.

Ритмично потирают ладонь о ладонь.

Ритмично потирают ладонями о колени.
Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.
Ритмично хлопают в ладоши.


(30 слайд) Машина

Би-би-би — 
Гудит машина.
Тук-тук-тук — 
Мотор стучит.
— Едем, едем, едем, едем, 
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу —
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та —
Вперед спешат.

Дети ритмично постукивают
кулачком одной руки о ладонь
другой.
Ритмично хлопают руками.
 
Ритмично потопывают ногами.
 
 Потирают ладони.
 
 Делают ритмичную «вертушку» руками.




7. (31 слайд) Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.      

«Перекати мяч»

Дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В руках у детей правой шеренги мячи. Все дети слушают музыку и слегка раскачивают опущенными вниз руками ( с мячом или без). На неожиданный акцент в музыке правой шеренги  перекидывают (или перекатывают по полу) мячи детям из левой шеренги. Дети левой шеренги ловят мячи и продолжают слушать музыку.

Неожиданный акцент должен прозвучать не менее четырех раз так, чтобы дети имели возможность несколько раз передать друг другу мячи.

(32 слайд)

«Вокруг и внутри»

Для каждого ребенка нужен обруч. Обручи разложены на полу на расстоянии не менее 1 метра друг от друга. Дети под музыку марша ходят каждый вокруг своего обруча. На акцент дети впрыгивают (двумя ногами) каждый в свой обруч и продолжают ходьбу на месте внутри обруча до тех пор, пока не услышат следующий акцент в музыке, на который они выпрыгивают из обруча и вновь продолжают ходьбу вокруг него.



8.  (33 слайд) Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание.    

«Со мною играй, за мной повторяй!»

Дети стоят за стульчиками свободно. Взрослый стоит в центре круга и произносит слова стихотворения, сопровождая их действиями:

«Мы играем на гармошке - ля, ля (2 р.),

Громко хлопаем в ладошки - хлоп, хлоп!

Головой слегка качаем - кач, кач!

Ручки кверху поднимаем - тач, тач! (руки не опускать)

Мы в ладошки - хлоп, хлоп,

А ногами - топ, топ!

Вниз ладошки опускаем - отдыхаем, отдыхаем».

(34 слайд)

« Маме надо отдыхать»

Движения выполняются соответственно каждой части: на тихую музыку - движения на носках; на громкую - движения на пятках. Игра сопровождается пением: «Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу
Маму я не разбужу».

Дети движутся по кругу друг за другом на носочках. В кругу сидит «мамочка» - это может быть воспитатель. Проигрыш: ходьба на носках по всему залу в разном направлении. С началом новой музыкальной фразы дети снова собираются в круг и на слова:

«Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздается пяток стук.

Мои пяточки идут,

Прямо к мамочке ведут».

выполняют следующие движения: повернувшись лицом к стулу, где спит «мама», движутся к ней, топая ногами. С последними словами дети сходятся у стула, где спит «мама». «Мама» просыпается и шутливо догоняет детей.



9. (35 слайд) Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.  

«Дождик»

Дети произносят слова и ритмично хлопают в ладоши.

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва ……

Как, кап, кап, кап.

(медленные хлопки).

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять …

Как, кап, кап, кап.

(хлопки учащаются).

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

(36 слайд)

«Карусель»

Дети создают образ карусели, движение которой то ускоряется, то замедляется. Игра не только забавляет детей, но и учит согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания. Произнося слова, на каждый слог делают шаги на месте (правой и левой ногой), постепенно ускоряя и замедляя.

Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали,

Побежали, побежали!

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те,

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончилась игра!


10. (37 слайд) Пальчиковые игры. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.  

«Качели»

Задрожали ветви елей. 
Мы в восторге от качелей. 
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись.

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

«Веер»

Солнце светит очень ярко, 
И ребятам стало жарко. 
Достаем красивый веер — 
Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком

    (38 слайд)


«Кисточка»

Мягкой кисточкой покрашу 
Стульчик, стол и кошку Машу.

 
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

«Белка»

Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке толстопятому, 
Заиньке усатому...

 Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.


11. (39 слайд) Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).  

«Арбуз»

Логопед: посмотрите, сколько арбузов (мячей) выросло. Какие они большие, круглые и, наверно, сладкие.

Он большой, как мяч футбольный

Если спелый, все довольны!

Так приятен он на вкус!

Сладкий сахарный арбуз!

Дети собирают мячи, берут один из них и, встав в круг, передают мяч друг другу на сильную долю такта. Музыка внезапно прекращается – ребенок, в руках которого в этот момент оказался мяч, мимикой показывает, какой арбуз сладкий или кислый. Все делают то же самое. Упражнение повторяется несколько раз.

 (40 слайд)

«Пчелка и медведь»

Логопед читает рассказ, а дети имитируют в нем движения. «В берлогу прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок, но медвежата сильно стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо-влево. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова открыли рты, языки отдыхают. Пришла мама-медведица и зажгла свет. Медвежата перестали жмуриться и корчить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата на стали ее пргонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая бровями вверх и вниз. Пчелка поблагодарила медвежат и полетела спать.»

«Грибок»

Дети двигаются по музыку, ищут и собирают грибы. Вдруг испугались какого-то шороха, потом залюбовались красивым пейзажем, обрадовались большому грибу, огорчились червивому (дети имитируют движения, названные педагогом, мимикой передают различные состояния).



12. (41 слайд) Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.   

13. (52 слайд) Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.  

Игры для детей от 1 до 2 лет. 

«Где звучит?»

Взрослый с погремушкой, колокольчиком или пищащей игрушкой звучит с разных сторон. «Где звенит колокольчик? Динь-дон. Вот он где звенит. «А где сейчас? Ну-ка, посмотри. Вот он где».

 «Покажи (скажи), кто это?»

Покажите в семейном альбоме фотографии: «это мама, это папа». После этого спрашивайте: «Где папа? Покажи дедушку».

«Угадай по звуку»

Ребёнок сидит спиной или с закрытыми глазами. Взрослый создаёт звуки и шумы (ножницы режут бумагу, катится карандаш по столу), ребёнок называет (показывает или воспроизводит услышанные звуки).

«Разведчики»

Перенеси из одного угла в другой все звонкие предметы очень тихо.

«Угадай, чей голосок »

Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (самолёт, кошку, собаку). Ребёнок угадывает.


(53 слайд)

Игры для детей 3-4 лет.

«Угадай, кто идет»

Показать ребенку картинки зверей и объяснить: «Вот медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен» (постучать медленно в бубен, а ребенок пусть ходит, как медведь). Аналогично воробей, зайчик.

«Петрушка ошибается»

В гости пришел Петрушка (любая игрушка). Петрушка просит ребенка научить его произносить слова. Петрушка просит произносить слова внятно и громко. Иногда Петрушка путает звуки. Вместо «стол» говорит «стул», вместо «лампа» - «шкаф». Дети исправляют Петрушку.

«Какие бывают слова»

Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко), слова, звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова (шепот).