Файл: Стратегический анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия строительной отрасли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

№ 2/2019
Вестник Таганрогского института управления и экономики
29
И.А. ИЛЬЧЕНКО
Кандидат химических наук, доцент
Доцент кафедры управления, ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ
И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Изучены факторы внешней и внутренней среды
предприятия строительной отрасли методами
PEST- и SWOT-анализа. Показано, что наиболее
сильными факторами внешней среды являются
государственные программы и государственная по-
литика в области развития строительной отрас-
ли; увеличение спроса на металлопластиковые
окна и двери; новые технологии производства окон
и дверей; нестабильная экономическая ситуация в
стране; рост конкуренции на рынке металлоплас-
тиковой оконно-дверной продукции; рост цен на
комплектующие для производства окон и дверей;
увеличение требований к качеству продукции. К
сильным сторонам внутренней среды предприя-
тия относятся наличие хорошей репутации и
опыта работы на рынке, долгосрочные договоры с
основными поставщиками, квалифицированный
персонал и система обучения новых работников.
Слабые стороны связаны с человеческим факто-
ром. По результатам стратегического анализа
рекомендованы основные направления совершенст-
вования деятельности предприятия, включающие
внедрение новых технологий производства; повы-
шение качества и конкурентоспособности выпус-
каемой продукции; совершенствование системы
мотивации персонала.
Стратегический анализ, PEST-анализ, SWOT-анализ, предприятие строительной отрасли, инновации.
Тематический рубрикатор e-Library: 06.81.00 азвитие строительной отрасли является одним из ключевых направлений российской эконо- мики, что обусловлено необходимостью обес- печения комфортной и безопасной среды для жизни и деятельности населения [1]. Данная отрасль являет- ся капиталоемкой и обеспечивает трудоспособному населению значительное количество рабочих мест.
При этом в условиях стагнации экономики страны у многих компаний наблюдается тенденция к миними- зации расходов, к отказу от нового строительства и замораживанию финансирования строящихся объек- тов, что негативно влияет на деятельность строитель- ных организаций и предприятий [1; 2]. В то же время российские строительные предприятия значительно уступают мировым лидерам в качестве оказания ус- луг, инвестирования, в проработке проектов, мате- риально-техническом обеспечении и по другим параметрам, в структуре инвестиций отмечается рост объемов строительно-монтажных работ при сохране- нии доли затрат на приобретение оборудования, в силу чего структура капитальных вложений не является эффективной [2–4]. Хотя, с другой стороны, они являются конкурентоспособными благодаря про- водимой ценовой политике. Следует отметить, что в последние пять лет имеет место уменьшение объемов выполненных строительно-монтажных работ, сокра- щение количества строительных организаций и пред- приятий малого и среднего бизнеса [4–6]. Результаты проведенных аналитических исследований деятель- ности строительных предприятий показывают, что для повышения конкурентоспособности наряду с эффективным использованием ресурсов, которыми располагают эти предприятия, необходимо организо- вать эффективное управление ими [4; 7]. Во всех рассмотренных и аналогичных научных работах авторы анализируют проблемы строительной отрасли в целом, не уделяя должного внимания проблемам функционирования строительных предприятий, кото- рые в отличие от строительных организаций не толь- ко занимаются строительством зданий и сооружений, монтажом оборудования, но и изготавливают строи- тельные материалы, изделия и конструкции и осуществляют другие виды деятельности. Именно эти элементы системы «строительная отрасль» наря- ду со строительными организациями в значительной степени определяют текущее состояние и будущие перспективы отрасли в целом.
В то же время нестабильность экономической си- туации в стране, постоянное изменение спроса на жи- лые и нежилые объекты строительства, повышение требований к качеству объектов строительства и ряд других факторов вызывают необходимость непрерыв- ного учета влияния факторов внешней и внутренней среды при управлении деятельностью предприятий строительной отрасли, занимающихся изготовлением строительных изделий и конструкций и их монтажом и установкой. Цель работы заключалась в изучении влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия ООО ПК КПИ как типично- го среднего строительного предприятия и в разработке рекомендаций для совершенствования деятельности данного предприятия. Объектом исследования явля- лась деятельность ООО ПК КПИ, предметом исследо- вания – факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность данного предприятия.
Предприятие ООО ПК КПИ расположено в г.Таган- роге, зарегистрировано в Инспекции МНС России по г.Таганрогу Ростовской области 8 февраля 2005 г. Оно занимается производством металлопластиковых и алю- миниевых окон и дверей с использованием европейских комплектующих: профиль «Rehau», фурнитура «Roto» и «Siegenia», а также оказывает услуги по изготовлению и монтажу светопрозрачных конструкций из алюминия,
ПВХ, конструкций из архитектурного стекла; вентили-
Р


№ 2/2019
Вестник Таганрогского института управления и экономики
30 руемых фасадов, автоматических дверей; по изготовле- нию рольставен, рольворот, секционных ворот; по проектированию и монтажу внутренних инженерных сетей; выполняет строительные отделочные работы.
Производство оснащено современным автоматизиро- ванным оборудованием. Собственная линейка оконных систем позволяет подобрать оптимальный вариант для любого помещения, включающий все необходимые функции по выгодной цене. Монтаж осуществляется в строгом соответствии с требованием ГОСТов с приме- нением парогидроизоляционных материалов. Пред- приятие относится одновременно к строительной отрас- ли, поскольку выполняет специализированные строи- тельные и отделочные работы, связанные с монтажом оконных и дверных конструкций, и к обрабатывающей отрасли, т.к. производит металлопластиковые и алюми- ниевые изделия, используемые в строительстве [8].
Продукция ООО ПК КПИ продается более чем в 250 салонах продаж в Ростовской, Волгоградской, Воро- нежской и Белгородской областей, Краснодарском и
Ставропольском краях, в республиках Адыгея и Кара- чаево-Черкесия. Продукция предприятия приобретается индивидуальными и массовыми потребителями и производителями. Выбор предприятия в качестве объекта изучения обусловлен стабильной работой в данной сфере в течение 14 лет, положительной репута- цией среди поставщиков и потребителей, постоянным увеличением количества заказов на продукцию и объема продаж. По численности работников ООО ПК
КПИ – среднее предприятие: в настоящее время в его штате насчитывается 470 чел. Оно является предприя- тием малого бизнеса, что позволяет ему достаточно быстро адаптироваться к изменениям на рынке и для сохранения конкурентоспособности находить перспек- тивные решения, способствующие его развитию.
Для анализа факторов внешней среды, прямо или опосредованно влияющих на систему управления трудовой деятельностью работников в ООО ПК
КПИ, был проведен PEST-анализ (табл. 1) по извест- ным методикам [9]. К политико-правовым факторам, определяющим деятельность данной организации, относятся государственные органы власти, включая совокупность законов, которые они принимают, федеральные и региональные программы и проекты.
Они определяют политику ценообразования в строи- тельной отрасли; формирование норм и требований к техническому строительному оборудованию; конт- роль за охраной окружающей среды при проведении строительных работ, изготовлении и последующем использовании строительных изделий; контроль оплаты налогов, оформления разрешений на строи- тельные работы и др. Производство пластиковых окон регулируется рядом нормативно-правовых актов и нормативных требований [10–12], при этом относительно новые документы, а именно ГОСТ Р
56926-2016 и ГОСТ 23166-99 [13; 14], дают возмож- ность строительным компаниям выбирать произ- водителей оконной продукции, ориентируясь уже не только на цену, но и на технические показатели. Так, технические требования и большой объ м информа- ционного материала ГОСТ 56926-2016 препятствуют ошибкам при проектировании светопрозрачных конструкций, помогают органам контроля и надзора выявлять нарушения. Поэтому современные окна представляют собой инженерные системы с важными свойствами, влияющими на качество жизни и безопасность потребителя, а их производство должно соответствовать всем требованиям нормативно- правового законодательства. Влияние такого фак- тора, как направление государственной политики в сфере производства строительных материалов и изде- лий, проявляется в том, в какой степени и в каком направлении государство уделяет внимание данной области. В настоящее время реализуемая в России государственная стратегия в отношении промышлен- ности строительных материалов имеет целью разви- тие данной отрасли путем удовлетворения потреб- ностей региональных рынков в строительных мате- риалах, формирования условий для привлечений инвестиций, внедрения инноваций и повышения производительности труда в отрасли [15; 16].
К экономическим факторам относятся уровень инфляции в стране, который может привести к повы- шению цен на комплектующие для производства.
Так, в 2018 г. он составил 4,27%, тогда как в 2017г. он был 2,52%, в 2016г. – 5,38%, в 2015г. – 12,91%, в
2014г. – 11,36% [17]. За последние 5 лет наблюдается снижение уровня инфляции, хотя в 2018г. она была выше, чем в 2017г. На рынке пластиковых окон имеет место усиление конкуренции между отечест- венными и зарубежными производителями. Рента- бельность небольших предприятий падает, выживают активно развивающиеся большие компании.
Таблица 1
Результаты PEST-анализа факторов внешней среды, влияющих
на деятельность ООО ПК КПИ
Политико-правовые факторы
Экономические факторы
1. Правительственная стабильность
2. Изменение законодательства в сфере производства окон
3. Государственное регулирование отрасли
1. Уровень инфляции в стране (в настоящее время составляет 4,3%)
2. Появление большого количества конкурентов
3. Рентабельность небольших предприятий падает, выживают активно развивающиеся большие компании
Социокультурные факторы
Технологические факторы
1. Наличие спроса населения на жилую недвижимость
2. Желание потребителей получать качественные услуги и продукцию
3. Стремление населения к улучшению жилищных условий
1. Развитие новых технологий в отрасли
2. Появление новых видов металлопластиковых окон и дверей


№ 2/2019
Вестник Таганрогского института управления и экономики
31
К социокультурным факторам можно отнести:
1) наличие спроса населения на жилую недвижимость;
2) желание потребителей получать качественные услуги и продукцию; 3) стремление населения к улучшению жилищных условий, к более комфортной среде проживания. Так, среднедушевые денежные до- ходы населения в РФ с 2013 по 2017 г. выросли с
25928,2 до 31421,6 руб. в мес., однако в 2018г. 65% опрошенных сочли свое материальное положение средним, готовность совершать крупные покупки выс- казали ≈11% опрошенных, ≈40% считали примерно одинаковыми плюсы и минусы от совершения крупных покупок, а остальные предпочли воздержать- ся от крупных покупок [18]. Также потребители становятся более требовательными к качеству приоб- ретаемых товаров и услуг и соотносят цену и качество.
Технологические факторы включают в себя:
1) развитие новых технологий в отрасли; 2) появле- ние новых видов металлопластиковых окон и дверей.
Одна из последних разработок ведущих компаний – самоочищающиеся стекла окна ПВХ петербургского производства. Первой данный вид стекла представи- ла компания «Pilkington», а вслед за ней за разработ- ку подобных материалов принялись и другие фирмы.
Предполагается, что данный продукт будет все более популярным в ближайшем будущем, поскольку вы- сотное строительство растет быстрыми темпами, а очистка стекол в высотных зданиях сопряжена с некоторыми проблемами.
Определенные изменения происходят и в области производства стеклопакетов, хотя эта сфера более консервативна. Однако и здесь появляются свои нов- шества. Это и теплоотражающий стеклопакет, и но- вые материалы для заполнения камер. Так, если раньше в качестве заполнения использовали только осушенный воздух и аргон, то новейшие исследо- вания показывают, что камеры в стеклопакетах могут быть заполнены и ксеноном, и смесями аргона и ксенона и криптона и ксенона.
Одним из технологических новшеств стало появле- ние стеклопакета с электрообогревом. Производители профилей вывели на рынок новые фасадные системы больших размеров. Появились и двойные фасады, ко- торые увеличивают теплофизические свойства стен и повышают сопротивление теплопередачи у окон почти в полтора раза. Лидирующие позиции на рынке произ- водства оконных профилей стабильно занимают не- мецкие компании, такие как «VEKA», «Rehau» и
«PROFINE». Они уже наладили собственное произ- водство в России и занимают большую часть рынка пластиковых окон. Твердо стоят на ногах и россий- ские производители ПВХ-профилей, такие как
«MONTBLANC» или «PROPLEX».
В настоящее время конструкторы работают в
Санкт-Петербурге над улучшением систем вентиляции пластиковых окон. Для этого предлагается встраивать в окна специальные вентиляционные клапаны, которые обеспечат необходимый воздухообмен и предотвратят появление плесени. Это говорит о том, что технологии производства металлопластиковых окон и дверей развиваются, объемы выпуска этих изделий растут, а качество продукции улучшается.
Поскольку в настоящее время новое строительство продолжается и в России, и в Южном федеральном округе, и многие россияне еще не произвели замену старых окон и дверей на современные стеклопакеты, то можно прогнозировать активное развитие индуст- рии металлопластиковых окон и дверей.
Таким образом, согласно PEST-анализу, непосред- ственное воздействие на деятельность предприятия
ООО ПК КПИ оказывают наиболее сильное влияние факторы внешнего воздействия, такие как государ- ственные программы и государственная политика в области развития строительной отрасли и производ- ства строительных материалов и изделий; увеличение спроса на металлопластиковые окна и двери; новые технологии производства окон и дверей. Эти факто- ры предприятие может рассматривать как возмож- ности для своего развития.
В то же время в качестве угроз внешней среды выс- тупают следующие факторы: 1) нестабильная эконо- мическая ситуация; 2) рост конкуренции на рынке ме- таллопластиковой оконно-дверной продукции; 3) рост цен на комплектующие для производства окон и две- рей; 4) увеличение требований к качеству продукции.
Для выяснения влияния факторов внешней среды на внутреннюю среду предприятия был проведен
SWOT-анализ (табл. 2) по методикам из [9].
По результатам SWOT-анализа были выявлены внутренние сильные стороны: 1) хорошая репутация предприятия и опыт работы на рынке; 2) наличие долгосрочных договоров с основными поставщиками;
3) квалифицированный персонал; 4) система обучения новых работников. Так, бренд «ООО ПК КПИ» известен не только в Таганроге и Ростовской области, но и за их пределами, опыт работы предприятия на рынке России – больше 10 лет. ООО ПК КПИ имеет установившиеся партнерские отношения с поставщи- ками, снабжающими компанию товаром на выгодных для не условиях. Широкий ассортимент продукции и большие объ мы продаж обеспечивают стабильную прибыль (табл. 3): так, с 2013 по 2018 г. выручка выросла с 328956 до 753753 тыс. руб., а прибыль – с
1764 до 11136 тыс. руб. [19]. Предприятие занимается обучением вновь принятых работников.
К слабым сторонам относятся: 1) проблемы с браком и дефектами продукции; 2) низкая трудовая дисциплина; 3) текучесть кадров; 4) нехватка опытных управленцев. Видно, что слабые стороны обусловлены человеческим фактором.
Проведенный анализ структуры и динамики пер- сонала ООО ПК КПИ позволил выявить следующие особенности: 1) доля административно-управлен- ческого персонала в 2018г. составляет 14,89%; наиболее низкая укомплектованность по специалис- там – 83,33%; 2) в структуре кадров значительную долю (29,79%) составляют работники предпенсион- ного возраста; 3) большинство работников имеют стаж работы от 1 до 5 лет (≈64%), что объясняется относительно недолгим сроком его существования;
4) коэффициент стабильности кадрового состава –
23%, коэффициент текучести кадров – 14,89%.
Основной причиной текучести кадров является низкая заработная плата (заработная плата специа- листа с высшим образованием в 2018г. составляла
22800 руб., заработная плата рабочего – 12000 руб.).


№ 2/2019
Вестник Таганрогского института управления и экономики
32
Таблица 2
Результаты SWOT-анализа влияния факторов внешней и внутренней среды
на деятельность ООО ПК КПИ
Возможности
Угрозы
1. Государственные программы и государственная политика в области развития строительной отрасли и производства строительных материалов и изделий
2. Увеличение спроса на металлопластиковые окна и двери
3. Новые технологии производства окон и дверей
1. Нестабильная экономическая ситуация
2. Рост конкуренции на рынке металлопластиковой оконно- дверной продукции
3. Рост цен на комплектующие для производства окон и дверей
4. Увеличение требований к качеству продукции
Сильные стороны
Поле «Сильные стороны –
возможности»
Поле «Сильные стороны –
угрозы»
1. Хорошая репутация предприятия и опыт работы на рынке
2. Наличие долгосрочных договоров с основными поставщиками
3. Квалифицированный персонал
4. Система обучения новых работников
1. Внедрение новых технологий производства
2. Повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции
3. Совершенствование системы мотивации персонала
1. Гибкая ценовая политика
2. Максимальное использование преимуществ в области издержек
Слабые стороны
Поле «Слабые стороны –
возможности»
Поле «Слабые стороны –
возможности»
1. Проблемы, связанные с браком и дефектами продукции
2. Низкая трудовая дисциплина
3. Текучесть кадров
4. Нехватка опытных управленцев
1. Разработка материальных стимулов для снижения брака и дефектов продукции
2. Разработка мероприятий для снижения текучести кадров
1. Приглашение на работу опытных управленцев
Таблица 3
Показатели финансовой отчетности ООО ПК КПИ за 2013–2018 гг. [11]
Годы
Выручка, тыс. руб.
Прибыль, тыс. руб.
Себестоимость продаж, тыс. руб.
2018 753753 11136 742617 2017 713453 15806 697647 2016 598922 16064 582858 2015 502626 19086 483540 2014 548238 14083 534155 2013 328956 1764 327192
Основными направлениями деятельности пред- приятия, необходимыми для его совершенствования и развития, являются:
1) внедрение новых технологий производства;
2) повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
3) разработка и внедрение мероприятий для повы- шения трудовой мотивации персонала.
По первому направлению предприятию можно рекомендовать использовать при производстве окон новый продукт компании Rehau профиль «Rehau
Classic» размером 60/70 (ширина профиля рамы – 60 мм, профиля створки – 70 мм), имеющий два контура уплотнения, округлый штапик и полусмещенную створку, армирование ‒ оцинкованная сталь 1,5 мм.
Это уникальный продукт, сочетающий в себе эконо- мичность и элегантность внешнего вида. Полукруг- лая форма створки, создающая эксклюзивный дизайн и дополнительную защиту от дождя, теперь в сис- теме «Classic» без удорожания. Перспективным яв- ляется и внедрение в производство другого новшест- ва – нового стеклопакета «Ultra Light», представляю- щего собой однокамерный стеклопакет 24 мм с двумя теплосберегающими стеклами по цене обычного. В этом стеклопакете напыления на стеклах работают по принципу термоса, т.е. не выпускают тепло наружу.
Целесообразно использовать при производстве окон и дверей новую фурнитуру «Siegenia Favorit Classic», которая характеризуется разумной ценой в сочетании с высоким уровнем качества материалов и производ- ства, характерных для концерна «SIEGENIA». Новое фирменное уплотнение «Rehau RAUCELL» имеет такие преимущества, как улучшенная теплоизоляция, сопротивляемость нагрузкам, улучшенная оптика
(устанавливается без заломов и перетяжек), правиль- ная геометрия (улучшенная герметичность и плотное прилегание).
Повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции потребует снижения уровня брака и дефектности продукции. В настоящее время уровень брака и дефектности достаточно высокий и обусловлен в основном человеческим фактором ‒ ошибками, недостаточным опытом работы рабочих и др. причинами. Многие работники не выполняют


№ 2/2019
Вестник Таганрогского института управления и экономики
33 месячную норму рабочего времени и имеют наруше- ния трудовой дисциплины и дисциплинарные взыс- кания. В то же время уровень зарплат рабочих довольно низкий, и для решения проблем брака и дефектов следует разработать мероприятия по мате- риальному стимулированию безупречной работы.
Кроме того, необходима разработка мероприятий для снижения текучести кадров.
Чтобы сохранить устойчивое положение на рын- ке, предприятию следует использовать сильные сто- роны. Этому будут способствовать: 1) гибкая ценовая политика; 2) максимальное использование преиму- ществ в области издержек.
Для решения существующих на предприятии проблем и для формирования адекватных управлен- ческих решений на воздействия изменяющейся внешней среды необходимо пригласить на работу опытных управленцев.
Для стимулирования трудовой деятельности ра- ботников предприятия, укрепления трудовой дисцип- лины, повышения качества выпускаемой продукции и для снижения текучести кадров следует рекомендо- вать совершенствование системы мотивации персо- нала методами материального и нематериального стимулирования. Предлагаемые для проведения мероприятия включают следующие виды поощрения лучших сотрудников: 1) ежемесячные премии рабо- чим за выполнение производственного плана и вы- пуск продукции без брака и дефектов; 2) ежеквар- тальное награждение лучших сотрудников почетны- ми грамотами перед всем коллективом; 3) премии сотрудникам (рабочим и служащим) за выполнение месячной нормы рабочего времени без нарушений и дисциплинарных взысканий, выплачиваемые в конце каждого квартала по его итогам; 4) ежегодное премирование добросовестных сотрудников, работав- ших в течение года без нарушений дисциплины, выполнявших нормы производственного плана без брака и дефектов и не пропускавших рабочие дни по неуважительной причине.
Для финансирования этих мероприятий необходи- мы средства, которые можно получить в результате сокращения потерь от брака изделий и снижения количества дефектов, а в перспективе необходимо организовать и поддерживать производство продук- ции без брака и дефектов.
Таким образом, согласно результатам PEST-ана- лиза, во внешней среде имеются следующие возмож- ности для деятельности предприятия: 1) государст- венные программы и государственная политика в области развития отрасли производства; 2) увели- чение спроса на металлопластиковые окна и двери; 3) новые технологии производства окон и дверей.
Угрозами внешней среды являются: 1) нестабиль- ная экономическая ситуация в стране; 2) рост конку- ренции на рынке металлопластиковой оконно-двер- ной продукции; 3) рост цен на комплектующие для производства окон и дверей; 4) увеличение требова- ний к качеству продукции.
По результатам SWOT-анализа можно рекомендо- вать основные направления совершенствования дея- тельности предприятия: 1) внедрение новых техноло- гий производства; 2) повышение качества и конку- рентоспособности выпускаемой продукции; 3) совер- шенствование системы мотивации персонала. Однако предприятие имеет следующие слабые стороны, свя- занные с персоналом: 1) проблемы с браком и дефек- тами продукции; 2) низкая трудовая дисциплина; 3) текучесть кадров; 4) нехватка опытных управленцев.
Совершенствование системы управления мотива- цией персонала предприятия ООО ПК КПИ является важным условием для реализации рекомендуемых направлений развития предприятия и для устранения его слабых сторон. Для этого необходимо осущест- вить мероприятия, которые позволят снизить, а в перспективе полностью ликвидировать дефекты и брак выпускаемой продукции, в частности, разрабо- тать и внедрить материальные стимулы для сниже- ния уровня брака и дефектов продукции; разработать и внедрить мероприятия для снижения текучести кадров. Для осуществления обоих мероприятий необ- ходимо материальное и нематериальное стимулиро- вание работников предприятия (ежемесячные и ежеквартальные премии, премии по итогам года, награждение грамотами и др.).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Карякина И.Е., Потапкина Е.К. Анализ современ- ного состояния строительной отрасли РФ, пробле- мы и перспективы ее развития/ И.Е. Карякина,
Е.К. Потапкина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – №5-2. – С.57–67.
2. Нидзий Е.Н. Проблемы и перспективы развития строительной отрасли России в условиях эконо- мического кризиса/ Е.Н. Нидзий // Вестник
МГСУ. – 2016. – №5. – С.119–129.
3. Костырина И.А. Перспективы развития строи- тельной отрасли России/ И.А. Костырина //
Вестник университета. – 2016. – №10. – С.34–36.
4. Шаркова А.В., Чинаева Т.И., Клепацкая А.С. Ана- лиз деятельности строительных организаций на основе изучения показателей прибыли/ А.В. Шар- кова, Т.И. Чинаева, А.С. Клепацкая // Статистика и экономика. 2018. – Т.15. – №5. – С.40–50.
5. Десятиркина М.М., Воротилова О.А. Анализ строительной отрасли РФ/ М.М. Десятиркина,
О.А. Воротилова // Управление. Бизнес. Власть. –
2018. – №1(15). – С.50–54.
6. Меркулова Е.А. Современное положение строи- тельной отрасли России и проблемы ее функцио- нирования/ Е.А. Меркулова // Научный альманах.
– 2018. – №4-1(42). – С.66–69.
7. Мухаррамова Э.Р. Оценка эффективности дея- тельности строительного предприятия с целью максимального использования имеющихся ресур- сов/ Э.Р. Мухаррамова // Российское предприни- мательство. – 2015. – Т.16. – №16. – С. 2635–2650.
8. Общероссийский классификатор видов экономи- ческой деятельности «ОК 029-2014 (КДЕС
Ред.2)», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014
№14-ст (ред. от 17.07.2019) [Электронный ре- сурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163320/2339d9426e50899fa4980c8 4df056ca3e41214b7/ (дата обращения: 20.09.2019).
9. Басовский Л.Е. Современный стратегический ана- лиз/ Л.Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2015. – 256 с.