Файл: Физиологическая адаптация к учебным нагрузкам, особенности адаптации на разных этапах возрастного развития учащихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) У третьих (14%), к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьезного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, товарищи, родители. Часто такие дети становятся отверженными в коллективе класса, а это рождает реакцию протеста - они задираются на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному срыву и нарушению психического здоровья. Поэтому, если поведение ребенка очень беспокоит учителя и родителей, стоит обратиться к детскому психологу и к врачу-психоневрологу. Разумеется, все эти психологические нагрузки и перестройка образа жизни первоклассника реализуются и на «физиологическом уровне».

  1. Что должны знать родители об адаптации ребёнка к школьной жизни.

Поступая в школу, ребенок оказывается в незнакомой обстановке, вокруг него много новых людей. Он вынужден много времени проводить сидя на уроках, в то время как его организм по-прежнему требует движения. Как определить, что подготовка первоклассника к школе прошла успешно и ребенок хорошо адаптируется к обучению?

Признаки нормальной адаптации

  • Ваш малыш с удовольствием уходит в школу, рассказывает вам о том, что нового он узнал на уроках, делится впечатлениями о друзьях и учителе. Понимает цель: обучение, приобретение новых знаний.

  • После уроков достаточно жизнерадостен, не выглядит утомленным, хорошо ест, не болеет или случаи болезни редки, не жалуется на разнообразные боли (болит животик, горло, голова).

  • Научился ориентироваться в здании школы, может самостоятельно переодеться, сходить в столовую или буфет, легко общается в школе со взрослыми, при необходимости просит ему помочь.

  • Появляются новые друзья в классе, о которых он вам с радостью рассказывает.

  • Получает положительные эмоции от общения с учителями.

  • Не жалеет о том, что ушел из детского сада.

Если вы видите все эти признаки у вашего первоклассника, значит, вы правильно подготовили его, адаптация первоклассника к школе прошла успешно.

Признаки дезадаптации

К наиболее распространенным признакам дезадаптации можно отнести:

  • Нежелание идти в школу;

  • Страхи, нарушения сна. Ребенок плохо ест, жалуется на головные боли, часто болеет.

  • Не знает, где в школе туалет или столовая. Теряет вещи, не может сам одеться и раздеться, боится учителей.

  • Ведет себя замкнуто, не знает одноклассников по именам, ни с кем не дружит.

  • Сильно устает, часто плачет или находится в плохом настроении.

  • Возможны капризы, игры или разговоры с соседями на уроках.


Это состояние сопровождается и нарушениями в учебе. Малыш плохо запоминает материалы уроков, не стремится отвечать на вопросы учителя, часто просто отсутствующе смотрит в окно.

Почему малыш так себя ведет? Чаще всего, в подобных нарушениях поведения детей виноваты родители. Их ошибки в отношениях с ребенком в первые дни школы нарушают процесс привыкания и мешают ребенку чувствовать себя полноценным школьником.

Какие ошибки совершают родители чаще всего?

Адаптация первоклассников к школе происходит в период от 2 месяцев до полугода.

В это время вам нужно набраться терпения и такта, чтобы ребенок, и так находящийся в сильнейшем стрессе от серьезных жизненных перемен, не почувствовал себя лишним в своей семье и отстающим и ничего не умеющим в школе.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок хорошо учился. И первые ошибки малыша, его неумение решить простенькую задачку или слепить курочку с цыплятами, раздражает папу или маму, ждущих от своего чада гениальных достижений.

Стоит только несколько раз отругать ребенка или показать свое неудовольствие его успехами, как через некоторое время вы можете получить ребенка с целым букетом комплексов:

  • Он будет не уверен в себе и своих возможностях;

  • Решит, что вы его не любите, или будете любить, только если он будет хорошо учиться;

  • Ребенок будет бояться писать или решать примеры, так как знает, что в случае неудачи вы будете им недовольны и т.д.

В итоге процесс обучения будет проходить у него все хуже, и вы получите двоечника или троечника.

Совет:

Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Помогите, подскажите, намекните. И обязательно отмечайте самый маленький успех.

Вчера у малыша не получалось написать эту букву, а сегодня он очень красиво ее написал. Похвалите, укрепите веру ребенка в свои силы, в то, что если он будет стараться, все у него получится.

Если ребенок идет в первый класс, и в первые дни вы стали отмечать у него признаки утомляемости, сонливость, нарушения аппетита, боли, постарайтесь:

  • Как можно больше гулять с ним сразу после школы и вечером, перед сном. Берите на прогулки мяч, велосипед, ролики, чтобы ребенок мог подвигаться.

  • Попробуйте ввести дневной сон после прогулки на время его привыкания к школе, иногда ребенку достаточно поспать полчаса, чтобы восстановить силы.

  • Не отдавайте его в «продленку» в первые месяцы учебы, чтобы не увеличивать и так большое давление на психику ребенка.


После беседы с учителем вы узнали, что малыш невнимателен на уроках, не слушает учителя, не отвечает на вопросы.

Выясните, почему ребенку неинтересно на уроках. Возможно, вы слишком много внимания уделяли развитию у него навыков чтения, письма и счета, но не развивали образное и логическое мышление. Ребенок перестал понимать, что от него требуется в школе, поэтому «ушел в себя».

Помогут развить мышление рисование, разнообразные конструкторы, мозаика, логические игры, продающиеся в большом ассортименте в магазинах игрушек.

Однако если все меры не помогли, ребенок продолжает худеть, плохо спать, или у него появились тики (моргание глазами, покашливание и т.д.), то адаптация ребенка к школе идет неправильно, и вам требуется помощь школьного психолога и невролога. Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности
Список литературы:

1. Безруких М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. – М., 2000.

2. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М., 2000. - С. 176.

3. Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению. - М.: Педагогика, 1985. - 112 с.

4. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М: ПЕР СЭ, 2002 – 192 с.

5. Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. – М., 2001.

6. Александровская Э.М. Социально – психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская. – М.,1988. – 153 с.

7. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. – Витебск, 1995. – 182 с.