Файл: Методические указания Киров 2018 Оглавление Введение 3 Рекомендации по выполнению контрольной работы 4 Темы рефератов 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- 1 2 3 4 5
Требования к оформлению контрольной работы
Контрольная работа должна быть написана от руки разборчивым почерком и без исправлений, а также может быть представлена в компьютерном наборе.
Контрольная работа может быть выполнена на листах формата А4, сшитых с левого края, или в тетради.
Оформленная контрольная работа должна иметь титульный лист, оглавление с указанием страниц, основную часть, соответствующую оглавлению, и библиографический список.
При оформлении контрольной работы должны соблюдаться следующие требования:
-
четкое указание вариантов теоретической и практической части (работы, выполненные не по своему варианту, не рецензируются); -
написание разборчивым почерком; -
все цитаты и цифровые данные должны иметь ссылку на источник информации; -
на каждой странице необходимо оставлять поля для замечаний рецензента; -
в конце контрольной работы должен быть приведен список использованной литературы, составленный в соответствии с требованиями.
Контрольная работа направляется на проверку в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса. Выявленные рецензентом при проверке контрольной работы недостатки и ошибки должны быть устранены и исправлены до начала экзаменационной сессии. К сдаче экзамена по дисциплине допускаются студенты с положительной рецензией на выполненную контрольную работу.
-
Практическая часть контрольной работы
-
Ресурсы и потребности. Проблема выбора.
-
Основные категории и формулы:
Потребность - нужда в чем-либо необходимость для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и общества в целом.
Экономическое благо - средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве.
Редкость (ограниченность) - характеристика экономических благ, отражающая ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.
Ресурсы - совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой продукции.
Факторы производства - это ресурсы, используемые для производства экономических благ, т. е. ресурсы, уже реально вовлеченные в процесс производства.
Свободные ресурсы-ресурсы, имеющиеся в неограниченном количестве и, как следствие, имеют нулевую цену на рынке.
Экономические ресурсы - ресурсы, необходимые для производства экономических благ элементы, которые могут стать факторами производства или обеспечить их эффективное использование.
Кривая производственных возможностей - кривая, демонстрирующая различные комбинации максимального количества двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном и эффективном использовании имеющегося в её распоряжении объёма ресурсов и данной технологии.
Альтернативные издержки (издержки упущенных возможностей) - количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара.
Рациональный выбор - выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей в результате использования ограниченных ресурсов.
Примеры решения типовых задач:
Типовая задача 1. Страна производит масло и пушки. Построить кривую производственных возможностей, оценить альтернативные издержки дополнительного 1 млн кг масла (необходимо заполнить 4 столбец, в данном примере он уже заполнен).
Таблица 1
Альтернативные возможности производства масла и пушек
Возможности | Масло, млн кг | Пушки, тыс. шт. | Альтернативная стоимость |
A | 0 | 15 | - |
B | 1 | 14 | 1 |
C | 2 | 12 | 2 |
D | 3 | 9 | 3 |
E | 4 | 5 | 4 |
F | 5 | 0 | 5 |
Решение:
В данном примере альтернативная стоимость масла выражена в количестве пушек, производством которого мы жертвуем для получения дополнительного 1 млн кг масла.
То есть, если мы хотим произвести дополнительный 1 млн кг масла - то общество должно отказаться от производства 1 тыс. пушек (сократим производство с 15 до 14 тыс. шт.), если ещё хотим увеличить производство с 1 до 2 млн кг - откажемся уже от 2 тыс. пушек (14-12) , ещё с 4 до 5 млн кг - откажемся от 5 тыс. пушек. (5-0). То есть, за каждый дополнительный 1 млн кг масла общество платит все большую цену в виде не произведенных пушек.
Типовая задача 2. Сотруднику фирмы предстоит деловая поездка в соседний город. До места назначения можно добраться двумя способами - самолётом или поездом. Стоимость билета: на самолёт - 100 у.е., на поезд - 30 у.е. Время нахождения в пути: на самолёте - 2 часа, на поезде - 15 часов.
Какой вид транспорта предпочтёт использовать руководство фирмы для своего сотрудника, если его средняя доходность оценивается в 5 у.е. в час?
Решение:
При выборе транспортного средства необходимо ценить как явные затраты (цена билета), так и неявные издержки, измеряемые как упущенная выгода, т. е. тот доход, который данный сотрудник мог принести фирме за время пути. Совокупная оценка явных и неявных издержек составляет экономические издержки поездки.
Экономические издержки поездки на самолёте:
100 у.е. (билет) + 2ч. * 5 у.е./ч (потерянный доход) = 110 у.е.
Экономические издержки поездки на поезде:
30 у.е. (билет)+15ч. * 5 у.е. (потерянный доход) = 105 у.е.
Очевидно, что при прочих равных условиях более предпочтительным видом транспорта является поезд.
Задачи для самостоятельного решения:
Задача 1. В какой - то гипотетической стране производятся только два товара – велосипеды и стиральные машины, причем все имеющиеся ресурсы используются полностью. Варианты производственных комбинаций приведены в таблице. Начертите кривую производственных возможностей. Найдите альтернативные издержки. Что показывает их динамика? Отыщите на графике точки M (80 велосипедов и 30 стиральных машин) и N (30 велосипедов и 20 стиральных машин). О чем свидетельствуют эти точки?
Варианты выбора | Велосипеды (шт.) | Стиральные машины (шт.) | Альтернативные издержки |
А | 100 | 0 | |
В | 90 | 10 | |
С | 75 | 20 | |
D | 55 | 30 | |
E | 0 | 40 | |
Задача 2. Дана таблица производственных возможностей выпуска колбасы и роботов. Начертить КПВ. Определить:
а) альтернативные издержки на производство 3-й единицы колбасы;
б) общие издержки на производство 3-х единиц колбасы
Варианты выбора | Колбаса (тыс. кг) | Роботы (шт.) | Альтернативные издержки |
А | 0 | 10 | |
В | 1 | 9 | |
С | 2 | 7 | |
D | 3 | 4 | |
E | 4 | 0 | |
Задача 3. Предприятие, занимаясь выпуском мебели, на производство годового объема продукции расходует: на древесину – 500 тыс. руб., на станки – 200 тыс. руб., на агрегаты, 100 тыс. руб., на мазут – 30 тыс. руб., на здания – 80 тыс. руб., на пластмассу – 40 тыс. руб., на фурнитуру – 60 тыс. руб., на транспорт – 90 тыс. руб., на электроэнергию – 50 тыс. руб.
Определите стоимость израсходованных предметов труда, средств труда и средств производства.
Задача 4. В квартире устанавливают новые окна производства одной известной компании. В беседе с монтажниками оконных систем выяснилось, что в их квартирах уже стоят пластиковые окна этой компании. «Компания продала нам пластиковые окна со скидкой 45%, а монтаж был бесплатный, так как устанавливали мы сами», - рассказывали они. Своим заказчикам компания поставляет пластиковые окна по цене 15278 р. Стоимость монтажных работ составляет 15% от стоимости пластиковых окон. Для выполнения работ по замене одного окна требуется бригада из 2 монтажников. В течение одного дня такая бригада может установить два окна. За установку одного окна каждому монтажнику компания платит 600 р.
а) Какова альтернативная стоимость замены одного окна и альтернативная стоимость замены всех старых окон в квартирах монтажников на новые пластиковые окна? В каждой из двух квартир заменили по три окна.
б) Какую выгоду получил каждый монтажник при замене старых окон на новые по сравнению с обычным потребителем?
Задача 5. В группе по результатам психологического тестирования обнаружено 10 Лидеров, 10 Организаторов, 1 Работник, 1 Мыслитель. Ко Дню студента группа должна приготовить 15 бумажных корабликов и придумать к ним 15 названий. Известно, что: работник сделает кораблик за 1 мин и придумает название за 5 мин; мыслитель сделает кораблик за 10 мин и придумает название за 1 мин; лидер сделает кораблик за 5 мин и придумает название за 10 мин; организатор сделает кораблик за 10 мин и придумает название за 5 мин.