Файл: Методические указания Киров 2018 Оглавление Введение 3 Рекомендации по выполнению контрольной работы 4 Темы рефератов 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Совокупность кривых безразличия, отражающих разный уровень полезно­сти и помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия.

Норма, в которой человек готов заменить одно благо на другое так, чтобы общий уровень его удовлетворённости остался неизменным, называется пре­дельной нормой замещения (MRS)

MRS = dq2/ dq1 = dq ’(q1).

Бюджетная линия показывает наборы товаров А и В, которые потреби­тель может купить при данном уровне дохода (I) и при постоянных ценах (Ра, Рв).

Примеры решения типовых задач:

Типовая задача 1. Пусть дана функция полезности TU = 130q - 2,5q2.

Определить точку насыщения, при которой совокупная полезность (TU) является максимальной.

Решение:

Функция совокупной полезности достигает своего максимума при условии MU=0:

MU = d(TU)/dq = 130 - 5q.

130 - 5q = 0; следовательно q = 26 (искомая точка насыщения).

Типовая задача 2. Пусть функция полезности задана уравнением

TU=18q+7q2 - (1/3) q3.

Найти объём потребления (q), при котором начинает действовать закон убывания предельной полезности, т. е. предельная полезность (MU) начинает уменьшаться.

Решение:

MU начнёт уменьшаться в точке, в которой функция предельной полезно­сти имеет максимальное значение:

MU = d(TU) / dq = 18 + 14q - q2.

Приравняв dMU/ dq к нулю и решая это уравнение относительно q, полу­чим q = 7 - степень насыщения, при которой начинается уменьшение MU.

Типовая задача 3. Проанализируйте поведение отдельного потребителя, выбирающего комбинацию из двух товаров (q1, q2) и располагающего доходом (R), равным 43 у.е.

Эксперимент позволил выявить следующие потребительские предпочтения для двух товаров (q1, q2) (в баллах). Рыночные цены товаров соответственно р1 = 3 у.е., р2 = 5 у.е.

Таблица 2

Потребительские предпочтения индивидуума

q1

TU1

MU1

(заполнить

самим)

MU1/P1

(заполнить

самим)

q2

TU2

MU2

(заполнить

самим)

MU2/P2

(заполнить

самим)

0

0

-

-

0

0

-

-

1

54

54

18

1

75

75

15

2

99

45

15

2

135

60

12

3

129

30

10

3

175

40

8

4

138

9

3

4

200

25

5

5

141

3

1

5

215

15

3

6

138

-3

-1

6

220

5

1


Решение:

Как видно из таблицы, наибольшее удовольствие потребителю принесло бы потребление 5 ед. товара q1, 6 ед. товара q2. Однако на эти покупки при­шлось бы потратить 45 у.е (5 * 3 + 5 * 6), которых у человека нет.

В данном случае потребитель получит наибольшее удовлетворение, распределяя свой доход (43 у.е.) следующим образом: 4 ед. товара q1(4*3 у.е. = 12у.е.), 5 ед. товара q2 (5 * 6у.е. = 30 у.е.). 1 у.е. (43 у.е. - (12 + 30 у.е.) = 1 у.е.) останется на сбережениях. Любая другая комбинация (возможные варианты можете рассмотреть сами) сократит его совокупную полезность.

Типовая задача 4. На рисунке показана одна из кривых безразличия некоторого потребителя и его бюджетная линия:

а ) Если цена товара Y 500 рублей за штуку, то каков доход потребителя?

б) Какова цена товара X?

в) Каков наклон бюджетной линии?

Решение:

а) При решении задачи исходим из формулы бюджетного ограничения: I = Px * X + PY * Y.

Если весь доход потребитель расходует на приобретение товара Y, то при цене Р = 500 руб. и потреблении товара Y в количестве 20 единиц (согласно графику) его доход определяется как I = Рх * 0 + 500 * 20 = 10 000 руб.). При расходовании всей суммы на приобретение товара X в количестве 25 единиц.

б) Рх = I / Xmax = 10000 / 25 = 400 руб.

в) Уравнение бюджетной линии определяется в этом случае:

Y = 10 000 / 500 - (400 /500)Х, или Y = 20 - 0,8Х.

Наклон бюджетной линии равен отношению цен товаров, взятому с отри­цательным знаком, то есть -0,8.

Задачи для самостоятельного решения:

Задача 1. Полезность от просмотра кинофильма меняется в соответствии с функцией вида TU = 50q - 10q , где q - время просмотра (в часах). Через сколько часов зритель достигнет точки насыщения?

Задача 2. Полезность дополнительных занятий по экономике в зависимости от времени задана уравнением TU = 95q +18q - 0,2 q , где q - время занятий (в минутах). Через сколько минут с начала занятия начинает действовать убывание предельной полезности?

Задача 3. Студент еженедельно получает от родителей 20 у.е. на карман­ные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию В для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания F на вертикальной оси, а развлечения Н - на горизонтальной; цены единицы продуктов питания PF и единицы развлечений PH, у.е.:



а) PF = 0,5; PH = 0,5;

б) Pf = 0,5; Ph = 1;

в) PF = 1; PH = 0,5;

г) PF = 0,4; PH = 0,4;

д) PF = 0,5; PH = 0,5, но доходы студента увеличиваются до 25 у.е. в неделю;

е) прокомментируйте бюджетные линии г и д и сравните их с бюджетной линией а.

  1. Библиографический список рекомендуемой литературы


Учебная литература (основная)

  1. Экономическая теория [Электронный ресурс] : учеб. для бакалавров : допущено УМО высш. образования в качестве учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. направлениям и специальностям / Моск. гос. ун-т экономики, статистики, информатики ; под общ. ред. В. Ф. Максимовой. - Москва : Юрайт, 2016. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с этикетки диска

  2. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 527 с.

  3. Салихов, Б. В. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник / Б.В. Салихов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательско-торговая корпорация [Дашков и К`k], 2016. - 723 с.

  4. Экономическая теория [Электронный ресурс]: макроэкономика-1, 2, метаэкономика, экономика трансформаций / Г.П. Журавлева. - 3-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация [Дашков и К`k], 2016. - 919 с.

Учебная литература (для углубленного изучения)

  1. Заушицына, Лилия Леонидовна. Экономическая теория [Текст]: учеб. для студентов направлений 38.03.06, 38.03.01, 43.03.03, 43.03.02, 43.03.01, 38.03.07, 38.03.06, 27.03.05, 38.03.04, 38.03.02, 38.03.03, 38.03.04, 38.03.05, 38.04.08, 38.04.09, 27.03.02, 40.03.01; специальности 38.05.02 / Л. Л. Заушицына; ВятГУ, ФЭМ, каф. ЭК. - Киров : [б. и.], 2014. - 252 с.. - Библиогр.: с. 249-251. - 500 экз. Имеется электронная версия.

  2. Маховикова, Г. А. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. - Москва : Юрайт, 2016

  3. Прокопенко, Людмила Кирилловна. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. К. Прокопенко ; ВятГУ, ФЭМ, каф. ЭК. - Киров: [б. и.], 2016. - 211 с.

Учебно-методические издания

  1. Суворова, Лариса Анатольевна. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учеб. нагляд. пособие для студентов всех направлений подготовки всех форм обучения / Л. А. Суворова ; ВятГУ, ИЭМ, ФЭиФ, каф. ЭК. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Киров : [б. и.], 2016

  2. Экономическая теория [Электронный ресурс]: практикум для студентов всех направлений подготовки / Е. И. Грачева [и др.] ; ВятГУ, ИЭМ, ФЭиФ, каф. ЭК. - Киров: [б. и.], 2017

  3. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для студентов всех направлений подготовки / ВятГУ, ИЭМ, ФЭиФ, каф. ЭК; сост.: Л. К. Прокопенко, Л. А. Суворова, А. А. Грабар. - Киров: [б. и.], 2017