Файл: Отчет по учебной практике пм организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.docx
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 466
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучение и анализ условий реализации математического образования в базовом ДОО.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДОУ, на сегодняшний день, стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), дошкольного образования. ФГОС ДОУ устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений, в группах ДОУ организованы центры занимательной математики.
Центр занимательной математики оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.
Содержание центра занимательной математики в группах ДОУ:
1. Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей. Разнообразные игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени.
2. Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы- матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.
3. Занимательный материал математического содержания: задачи-шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др.; математические загадки, считалки;
4. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема,
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И, конечно, от качественной подготовки ребенка зависит его дальнейшее обучение в школе. Чтобы детям было интересно получать и впитывать новые знания, регулярно пополняется развивающая среда новыми дидактическими материалами, играми, счетным и раздаточным материалами, сделанными как своими руками, так и купленными в магазине.
Развивающая среда в соответствии с ФГОС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и конечно безопасной.
Содержание центра познавательного развития в группах ДОУ:
Ранний возраст
В группах раннего возраста образовательное пространство представляет достаточные возможности для предметной и игровой деятельности с разными материалами: пирамидки (пластиковые, деревянные, напольные, настольные); развивающие игры - блоки Дьенеша, с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т.п.); логические кубики, шнуровки, наборы из объёмных геометрических форм, дидактический стол с комплектом развивающих пособий; наборы для завинчивания из элементов разных форм, размеров, цветов; мозаика, домино; дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений; материалы для игр с песком и водой; настольно-печатные игры; «Чудесный мешочек»; картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.
Младший возраст
В младших группах создана комфортная и безопасная для ребёнка обстановка. Предметная среда групп организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий.
В центре занимательной математики расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения: сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.; группировать предметы на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь); ленты одинаковой длины и одинакового цвета; составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы»); лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.; реальных объектов. Игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», и др.; Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6–18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д. Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», в соответствии с возрастными задачами.
Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек-вкладышей, пирамидок, шнуровок, я увидела пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки и другие хозяйственные предметы. Применяя крышки к коробкам, ребёнок
накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Игра способствует созданию у детей весёлого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению с взрослыми и сверстниками.
Средний возраст
В среднем дошкольном возрасте важно накапливать опыт совместной со сверстниками деятельности, развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.
В группе центр занимательной математики содержит: дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения: сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.; группировать предметы на основе общих признаков; составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: высоты, длины, и т.д.; составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещений реальных объектов; дидактические игры: игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»); модели: числовая лесенка, ряд величин; игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений); игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п. Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами. Примерно 15% игр должно быть для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность, детям не останавливаться, а продвигаться дальше.
Старшие и подготовительные группы
При переходе в старшую, и особенно в подготовительную группу, начинает меняться психофизическая позиция: они начинают ощущать себя старше среди детей детского сада. Важно поддерживать это ощущение такой организацией среды, при которой ребёнок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, инициативу.
В группах отведено специальное место и оборудование для игротеки. Дидактические игры: игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»); игры с цифрами, монетами; игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери»); игры с алгоритмами («Вычислительные машины»); модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»); календарь, модель календаря.
Развивающие игры: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.; игра-пособие «Стосчет» Н.А. Зайцева, часы-конструктор, весы; игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами. Природный и «бросовый» материал.
Присутствуют тетради на печатной основе, познавательные книги. Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.
Таким образом, соблюдая все принципы построения развивающей предметно-пространственной среды, создаются условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечение максимального комфортного состояния ребенка и его развития.
Таким образом, состояние работы в учреждении по развитию элементарных математических представлений в соответствии с требованиями ФГОС ДО можно считать удовлетворительным.
Ознакомление с документацией ДОО и порядком ее ведения изучение специфики труда воспитателя детей дошкольного возраста.
Перечень основной документации воспитателя
1. Локальные акты по обеспечению деятельности воспитателя: (срок хранения — постоянно)
1.1. Должностная инструкция воспитателя.
1.2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
1.3. Инструкция по охране труда.
2. Документация по организации работы воспитателя:
2.1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования по возрастным группам.
2.2 Календарное планирование
2.3. Расписание НОД.
2.4. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО (педагогическая диагностика, мониторинг интегративных качеств) (Срок хранения 5 лет).
2.5. Оснащение предметно — развивающей среды в соответствии с возрастной группой.
2.6. Портфолио воспитателя (находится в группе или в методическом кабинете ДОУ. Срок хранения — постоянно).
2.7. Творческая папка по самообразованию (Срок хранения — постоянно).
2.8. Паспорт группы
3. Документация по организации работы с воспитанниками ДОУ.
3.1.Табель посещаемости детей (табель посещаемости прошнуровывается, пронумеровывается, скрепляется печатью).
3.2. Режим дня группы на теплый и холодный период времени.
3.3.Утренний фильтр (только для детей до 3-х лет) и в эпидемиологический период во всех группах.
-
Документация по организации взаимодействия с родителями и семьями воспитанников.
Протоколы родительских собраний группы.
Проведя наблюдение за работой воспитателя старшей группы в первую и вторую половину дня, был составлен хронометраж его деятельности, который отражен в таблице. (Приложение 1)
Воспитатель использует различные методы и приемы организации деятельности дошкольников, при организации гигиенических процедур использует словесные приемы - потешки, поговорки, стихотворения. Перед обедом прочитала стихотворение "Пироги". На занятиях использовала видео метод при просмотре мультфильма "Снеговик-почтовик". Использует словесный прием напоминание, указание при выполнении гигиенических процедур, за столом правила поведения. Личным примером показывает культуру приветствия детей и родителей. На занятии наглядно и практическипоказала прием вырезания елочки. Сотрудничество воспитателя и детей проявляется в совместной деятельности при подготовке к приему пищи, занятиям, в игровой деятельности, на занятиях, беседах.
Изучение перспективного и календарного планов работы старшей группы
В процессе изучения перспективного плана отметила, структуру написания в табличной форме, обозначены цель, задачи, формы, работы, разработано примерное содержание и сроки реализации поставленных целей и задач плана, в различных видах деятельности в игровой, учебной, и т.д. Учтены основные направления детского сада, оздоровительное направление, которое сочетается с экологическим направлением данной группы. проводится оздоровительная работа с учетом природных факторов: вода, воздух и солнце. На титульном листе указана группа, возраст детей, Ф.И.О. воспитателей и помощника воспитателя, год написания. В плане указана сетка занятий, расписание видов деятельности по дням. Конкретно не указаны дети, с которыми планируется индивидуальная работа. Не указана литература. В разделе работа с родителями указаны форма работы, основные цели, предполагаемые даты реализации.
Построение календарного плана соответствует следующим критериям: в нем прописаны все виды деятельности, форма их организации, конкретные действия, прослеживается взаимосвязь различных видов деятельности, задачи, методы и приемы соответствуют возрастным особенностям данной группы. преобладание самостоятельности, учебной деятельности соответствует возрасту 5-6-7 лет. в плане не отражена индивидуальная работа с детьми. План вполне реален и доступен в реализации. В плане указана сетка занятий, расписание видов деятельности по дням. Конкретно не указаны дети, с которыми планируется индивидуальная работа. Не указана литература. Указан вид взаимодействия с родителями. Указана совместная деятельность воспитателя с детьми (трудовые процессы, игры, продуктивная и др. деятельности). План