Файл: Агрессивный пациент. Правила общения с агрессивным пациентом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Агрессивный пациент. Правила общения с агрессивным пациентом.
Причины агрессии пациента

Пациент ведет себя агрессивно не потому, что он плохой или злой, а потому что боится. Агрессия в данном случае – это средство защиты и способ сбросить внутреннее напряжение. Медсестрам нужно вспомнить об этом, прежде чем вступить в контакт с пациентом.

Сценарии поведения с человеком в агрессии

Есть три типичных сценария поведения с человеком в агрессии:

► противостояние

► неуверенность

► спокойствие

Они описывают невербальное поведение – позы, мимику, жесты. Отработать правильные невербальные знаки очень важно – именно с них начинается взаимодействие с разгневанным пациентом. Еще до того, как медсестра скажет хоть слово, пациент определит, с какими намерениями она пришла. А от этого во многом зависит, удастся погасить агрессию или нет.

Сценарий «Противостояние». На потенциально опасную ситуацию медсестра отвечает противостоянием. Это выражается в закрытой и демонстративной позе, в строгом или высокомерном выражении лица и других подобных признаках.

Как при таком сценарии будет развиваться конфликт? Скорее всего, он усилится. Медсестра своим невербальным поведением демонстрирует неприязнь и высокомерие. В ответ пациент напряжется, а агрессия возрастет.

Сценарий «Неуверенность». При таком сценарии медсестра реагирует на агрессию страхом и растерянностью. Поза закрытая, взгляд растерянный, выражение лица испуганное. Как правило, агрессивное поведение именно на такую реакцию и рассчитано.

Если медсестра пойдет по данному сценарию, то потеряет контроль над ситуацией, и агрессивный пациент получит то, что ему нужно.

Сценарий «Спокойствие». Медсестра отвечает на агрессию пациента спокойствием, не повторяет его эмоций, демонстрирует готовность выслушать. Взгляд внимательный, но не прямо в глаза, выражение лица доброжелательное.

Разгневанный пациент, не получив стереотипной реакции –
встречной агрессии или испуга, – растеряется и, скорее всего, успокоится. Конфликт затихнет.

Как видите, из трех типичных сценариев поведения только один эффективный – сценарий «Спокойствие». Действуйте по нему, чтобы унять агрессивного больного.

А сейчас с самыми целеустремленными – теми, кто прошел весь урок, – поделюсь лайфхаком, как быстро усмирить агрессора. Это следующий шаг после того, как медсестра включила сценарий «Спокойствие».

Примеры сценариев поведения

1) Ответ «противостояние»: закрытая поза, «высокомерный» взгляд, строгое выражение лица.

Прогноз: усиление конфликта

2) Ответ «неуверенность»: закрытая поза, растерянный взгляд, испуганное выражение лица

Прогноз: потеря контроля

3) Ответ «спокойствие»: готовность выслушать, внимательный взгляд, спокойное выражение лица.

Прогноз: затухание конфликта.

Противодействие агрессивному поведению

Задать вопрос: Почему Вы так себя ведете? – При этом сохранять уверенность и спокойствие.