Файл: Агрессивный пациент. Правила общения с агрессивным пациентом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Агрессивный пациент. Правила общения с агрессивным пациентом.
Причины агрессии пациента
Пациент ведет себя агрессивно не потому, что он плохой или злой, а потому что боится. Агрессия в данном случае – это средство защиты и способ сбросить внутреннее напряжение. Медсестрам нужно вспомнить об этом, прежде чем вступить в контакт с пациентом.
Сценарии поведения с человеком в агрессии
Есть три типичных сценария поведения с человеком в агрессии:
► противостояние
► неуверенность
► спокойствие
Они описывают невербальное поведение – позы, мимику, жесты. Отработать правильные невербальные знаки очень важно – именно с них начинается взаимодействие с разгневанным пациентом. Еще до того, как медсестра скажет хоть слово, пациент определит, с какими намерениями она пришла. А от этого во многом зависит, удастся погасить агрессию или нет.
Сценарий «Противостояние». На потенциально опасную ситуацию медсестра отвечает противостоянием. Это выражается в закрытой и демонстративной позе, в строгом или высокомерном выражении лица и других подобных признаках.
Как при таком сценарии будет развиваться конфликт? Скорее всего, он усилится. Медсестра своим невербальным поведением демонстрирует неприязнь и высокомерие. В ответ пациент напряжется, а агрессия возрастет.
Сценарий «Неуверенность». При таком сценарии медсестра реагирует на агрессию страхом и растерянностью. Поза закрытая, взгляд растерянный, выражение лица испуганное. Как правило, агрессивное поведение именно на такую реакцию и рассчитано.
Если медсестра пойдет по данному сценарию, то потеряет контроль над ситуацией, и агрессивный пациент получит то, что ему нужно.
Сценарий «Спокойствие». Медсестра отвечает на агрессию пациента спокойствием, не повторяет его эмоций, демонстрирует готовность выслушать. Взгляд внимательный, но не прямо в глаза, выражение лица доброжелательное.
Разгневанный пациент, не получив стереотипной реакции –
встречной агрессии или испуга, – растеряется и, скорее всего, успокоится. Конфликт затихнет.
Как видите, из трех типичных сценариев поведения только один эффективный – сценарий «Спокойствие». Действуйте по нему, чтобы унять агрессивного больного.
А сейчас с самыми целеустремленными – теми, кто прошел весь урок, – поделюсь лайфхаком, как быстро усмирить агрессора. Это следующий шаг после того, как медсестра включила сценарий «Спокойствие».
Примеры сценариев поведения
1) Ответ «противостояние»: закрытая поза, «высокомерный» взгляд, строгое выражение лица.
Прогноз: усиление конфликта
2) Ответ «неуверенность»: закрытая поза, растерянный взгляд, испуганное выражение лица
Прогноз: потеря контроля
3) Ответ «спокойствие»: готовность выслушать, внимательный взгляд, спокойное выражение лица.
Прогноз: затухание конфликта.
Противодействие агрессивному поведению
Задать вопрос: Почему Вы так себя ведете? – При этом сохранять уверенность и спокойствие.